РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДП.08 «Физика» СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 05.02.03 Метеорология


1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТУАПСИНСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДП.08 «Физика»
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:
05.02.03 Метеорология
Туапсе
2016
Рассмотрена
на заседании ЦМК общеобразовательного цикла
протокол № ___ от ________
УТВЕРЖДЕНА
Директор ГБПОУ КК ТГМТ ________________Е.А.Яйли
«____» ______201__г
Председатель ЦМК _______Гайсинюк М.Н.
Одобрена
на заседании методической комиссии
Протокол № ____ от _____
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДП.08 «Физика» разработана с учетом ФГОС СОО приказ Минобрнауки России от 12.05.2012 №413 с изменениями от 29.12.2014 №1645, зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480), ФГОС СПО) по специальности 05.02.03.Метеорология утвержден приказом Минобрнауки России 28 июля 2014 г " 798 ,зарегистрирован в Минюсте РФ от 21 августа № 33740, Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» для профессиональных образовательных организаций.( Дмитриева В.Ф)— М. : Издательский центр «Академия», 2015
Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Туапсинский гидрометеорологический техникум»
Разработчики: Гайсинюк М. Н., преподаватель ГБПОУ КК ТГМТ.
Рецензенты:
______________Шмакова Н. Н., преподаватель физики ГБПОУ КК ТСПК
_____________Семишина Л.И., преподаватель математики ГБПОУ КК ТГМТ

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка.
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Физика».
3. Место учебной дисциплины в учебном плане.
4. Результаты освоения учебной дисциплины.
5. Структура и содержание учебной дисциплины.
6. Тематическое планирование.
7. Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины.
9. Рекомендуемая литература.
10.Индивидуальный проект.
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Содержание программы «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды, и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Общая характеристика учебной дисциплины «Физика»
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют мета-предметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить студентов с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения студентов.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования физика изучается более углубленно, как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по специальностям технического профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС,ППССЗ).
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППКРС, ППССЗ место учебной дисциплины «Физика» — в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
метапредметных:
использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
предметных:
сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии
символики;
владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
сформированность умения решать физические задачи;
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере
для принятия практических решений в повседневной жизни;
сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины формируются соответствующие общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессионально деятельности.
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Таким образом, реализация содержания учебной дисциплины ориентирует на приоритетную роль процессуальных характеристик учебной работы, зависящих от профиля профессионального образования, получения опыта использования математики в содержательных и профессионально значимых ситуациях по сравнению с формально-уровневыми результативными характеристиками обучения
Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 182 часа, в том числе
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 121час;
- самостоятельной работы обучающегося 61час.
5.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 182
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 121
в том числе: лабораторные занятия 18
практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) 61
самостоятельная работа над индивидуальным проектом
Тип проекта: Практико-ориентированный
В выполнение проекта участвует группа из 5 человек. 39
внеаудиторная самостоятельная работа 31
Итоговая аттестация в форме - экзамена 8

6.Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала 2 1
1. Физика — фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы.
Физическая величина. Погрешности измерений физических величин. Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. 2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы.
Темы для индивидуальных проектов:
Бесконтактные методы контроля температуры.
Дифракция в нашей жизни
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Современные средства связи.
Трансформаторы. 2 3
Раздел №1.
Механика Содержание учебного материала 24 2
1. Кинематика. Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. 2 2. Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. Свободное падение. 2 3. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное движение по окружности. 2 4. Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона. 2 5. Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тел. 2 6. Силы в механике. 2 7. Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. 2 8. Работа силы. Работа потенциальных сил. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. 2 9. Итоговое занятие по разделу. 2 Лабораторные работы: 6 2
1. «Исследование движения тела под действием постоянной силы». 1 2. «Изучение закона сохранения импульса». 1 3. «Сохранение механической энергии при движении тела под действием сил тяжести и упругости». 1 4. «Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела». 1 5. «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)». 1 6. «Изучение особенностей силы трения (скольжения)». 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Работа над индивидуальным проектом. 12 3
Раздел №2.
Молекулярная физика.
Термодинамика. Содержание учебного материала 14 2
1. Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. Идеальный газ. Давление газа. 2 2. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов. Температура и ее измерение. Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температуры. Уравнение состояния идеального
газа. Молярная газовая постоянная. 2 3. Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. Первое начало термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. 2 4. Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике.
Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления.
Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. 2 Лабораторные работы: 6 2
1. «Измерение влажности воздуха». 1 2. «Измерение поверхностного натяжения жидкости». 1 3. «Наблюдение процесса кристаллизации». 1 4. «Изучение деформации растяжения». 1 5. «Изучение теплового расширения твердых тел». 1 6. «Изучение особенностей теплового расширения воды». 1 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Опыт Штерна – конспект.
Сжижение газов и использование полученной жидкости в технике – конспект.
Капиллярные явления в природе, быту и технике - презентация.
Роль тепловых двигателей в народном хозяйстве - презентация.
Жидкие кристаллы - доклад. 5 3
Раздел №3.
Электродинамика. Содержание учебного материала 30 2
1. Электрическое поле. Электрические заряды. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. 2 2. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. 2 3. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. 2 4. Итоговый урок по разделу. 2 5. Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля. 2 6. Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. Сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. 2 7. Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. 2 8. Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. 9. Соединение проводников. Соединение источников электрической энергии в батарею. Закон Джоуля—Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. 2 10. Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. 2 11. Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера. Взаимодействие токов. Магнитный поток. 2 12. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. 2 13. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. 2 14. Итоговое занятие по разделу. 1 Лабораторные работы: 3 2
1. «Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения проводников». 0,5 2. «Изучение закона Ома для полной цепи». 0,5 3. «Изучение явления электромагнитной индукции». 0,5 4. «Определение коэффициента полезного действия электрического чайника». 0,5 5. «Определение температуры нити лампы накаливания». 0,5 6. «Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения». 0,5 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Опыт Кулона с крутильными весами – доклад.
Пьезоэлектрический эффект, применение пьезоэлектрических кристаллов - презентация.
Электростатическая защита - доклад.
Сверхпроводимость - реферат.
Понятие о плазме. Практическое применение плазмы - презентация.
Применение полупроводниковых приборов - презентация.
Природа диа-, пара- и ферромагнитизма – презентация.
Вихревые токи, применение – конспект.
Работа над индивидуальным проектом. 8
14
3
Раздел №4. Колебания и волны. Содержание учебного материала 18 2
1. Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. Линейные механические колебательные системы. Превращение энергии при колебательном движении. Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. 2 2. Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. Интерференция волн. Понятие о дифракции волн. Звуковые волны. Ультразвук и его применение. 2 3. Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания. Превращение энергии в колебательном контуре. Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. Вынужденные электрические колебания. 2 4. Переменный ток. Генератор переменного тока. Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока. Закон Ома для электрической цепи переменного тока. 2 5. Работа и мощность переменного тока. Генераторы тока. 2 6. Трансформаторы. Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. 2 7. Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. Электромагнитные волны. Вибратор Герца. Открытый колебательный контур. 2 8. Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. Применение электромагнитных волн. 3 Лабораторные работы: 1 1. «Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза)». 0,5 2. «Индуктивные и емкостное сопротивления в цепи переменного тока». 0,5 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Применение фотоэффекта в технике - презентация.
Химическое действие света, его применение – реферат.
Применение лазеров - презентация.
Успехи и перспективы развития атомной энергии - презентация.
Проблемы термоядерной энергии - конспект.
Биологическое действие радиоактивного излучения – презентация.
Защита индивидуального проекта. 5
2 3
Раздел №5.
Оптика. Содержание учебного материала 10 2
1. Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 2 2. Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. 2 3. Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света. Двойное лучепреломление. Поляроиды. 2 4. Дисперсия света. Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства. 2 Лабораторные работы: 2 1. «Законы отражения и преломления света». 1 2. «Изучение интерференции и дифракции света». 0,5 3. «Градуировка спектроскопа и определение длины волны спектральных линий». 0,5 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Физика и общечеловеческие ценности – краткое сообщение. 2 3
Раздел №6.
Элементы квантовой физики.
Содержание учебного материала 12 1. Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. 2 2
2. Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э. Резерфорда. Модель атома водорода по Н. Бору. Квантовые генераторы. 2 3. Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. 2 4. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. 2 5. Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. 2 6. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. 2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Применение фотоэффекта в технике - презентация.
Химическое действие света, его применение – реферат.
Применение лазеров - презентация.
Успехи и перспективы развития атомной энергии - презентация.
Проблемы термоядерной энергии - конспект.
Биологическое действие радиоактивного излучения – презентация. 10 3
Раздел №7.
Эволюция Вселенной.
Содержание учебного материала 11 1. Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система—Галактика. Другие галактики. Бесконечность Вселенной. 2 2
2. Понятие о космологии. Расширяющаяся Вселенная. Модель горячей Вселенной. Строение и происхождение Галактик. 2 3. Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы. Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. 2 4. Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. Происхождение Солнечной системы. 2 5. Итоговый урок по разделу. 3 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Физика и общечеловеческие ценности – краткое сообщение. 1 3
Всего: 121 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
7.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Введение Умения постановки целей деятельности, планирования собственной деятельности для достижения поставленных целей, предвидения возможных результатов этих действий, организации самоконтроля и оценки полученных результатов.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли, логически обосновывать свою точку зрения, воспринимать и анализировать мнения собеседников, признавая право другого человека на иное мнение.
Произведение измерения физических величин и оценка границы погрешностей измерений.
Представление границы погрешностей измерений при построении графиков.
Умение высказывать гипотезы для объяснения наблюдаемых явлений.
Умение предлагать модели явлений.
Указание границ применимости физических законов.
Изложение основных положений современной научной картины мира.
Приведение примеров влияния открытий в физике на прогресс в технике и технологии производства.
Использование Интернета для поиска информации устный (письменный) опрос, тестирование
1. Механика
Кинематика Представление механического движения тела уравнениями зависимости координат и проекцией скорости от времени.
Представление механического движения тела графиками зависимости координат и проекцией скорости от времени.
Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по графикам зависимости координат и проекций скорости от времени. Определение координат пройденного пути, скорости и ускорения тела по уравнениям зависимости координат и проекций скорости от времени.
Проведение сравнительного анализа равномерного и равнопеременного движений.
Указание использования поступательного и вращательного движений в технике.
Приобретение опыта работы в группе с выполнением различных социальных ролей.
Разработка возможной системы действий и конструкции для экспериментального определения кинематических величин.
Представление информации о видах движения в виде таблицы наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Законы сохранения
в механике Применение закона сохранения импульса для вычисления изменений скоростей тел при их взаимодействиях.
Измерение работы сил и изменение кинетической энергии тела.
Вычисление работы сил и изменения кинетической энергии тела.
Вычисление потенциальной энергии тел в гравитационном поле.
Определение потенциальной энергии упруго деформированного тела по известной деформации и жесткости тела.
Применение закона сохранения механической энергии при расчетах результатов взаимодействий тел гравитационными силами и силами упругости.
Указание границ применимости законов механики.
Указание учебных дисциплин, при изучении которых используются законы сохранения наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
2. Основы молекулярной физики и термодинамики
Основы молекулярно-кинетической теории.
Идеальный газ. Выполнение экспериментов, служащих для обоснования молекулярно-кинетической теории (МКТ). Решение задач с применением основного уравнения молекулярно-кинетической теории газов.
Определение параметров вещества в газообразном состоянии на основании уравнения состояния идеального газа. Определение параметров вещества в газообразном состоянии и происходящих процессов по графикам зависимости р (Т), V (Т), р (V).
Экспериментальное исследование зависимости р (Т), V (Т), р (V). Представление в виде графиков изохорного, изобарного и изотермического процессов.
Вычисление средней кинетической энергии теплового движения молекул по известной температуре вещества.
Высказывание гипотез для объяснения наблюдаемых явлений. Указание границ применимости модели «идеальный газ» и законов МКТ Устный опрос, оценка решения задач
Основы термодинамики Измерение количества теплоты в процессах теплопередачи. Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления заданного процесса с теплопередачей. Расчет изменения внутренней энергии тел, работы и переданного количества теплоты с использованием первого закона термодинамики.
Расчет работы, совершенной газом, по графику зависимости р (V).
Вычисление работы газа, совершенной при изменении состояния по замкнутому циклу. Вычисление КПД при совершении газом работы в процессах изменения состояния по замкнутому циклу. Объяснение принципов действия тепловых машин. Демонстрация роли физики в создании и совершенствовании тепловых двигателей.
Изложение сути экологических проблем, обусловленных работой тепловых двигателей и предложение пути их решения. Указание границ применимости законов термодинамики. Умение вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.
Указание учебных дисциплин, при изучении которых используют учебный материал «Основы термодинамики» наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Свойства паров, жидкостей, твердых тел Измерение влажности воздуха.
Расчет количества теплоты, необходимого для осуществления процесса перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Экспериментальное исследование тепловых свойств вещества. Приведение примеров капиллярных явлений в быту, природе, технике.
Исследование механических свойств твердых тел. Применение физических понятий и законов в учебном материале профессионального характера.
Использование Интернета для поиска информации о разработках и применениях современных твердых и аморфных материалов наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Электродинамика
Электростатика Вычисление сил взаимодействия точечных электрических зарядов.
Вычисление напряженности электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов.
Вычисление потенциала электрического поля одного и нескольких точечных электрических зарядов. Измерение разности потенциалов.
Измерение энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Вычисление энергии электрического поля заряженного конденсатора.
Разработка плана и возможной схемы действий экспериментального определения электроемкости конденсатора и диэлектрической проницаемости вещества.
Проведение сравнительного анализа гравитационного и электростатического полей письменная проверка
Постоянный ток Измерение мощности электрического тока. Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
Выполнение расчетов силы тока и напряжений на участках электрических цепей. Объяснение на примере электрической цепи с двумя источниками тока (ЭДС), в каком случае источник электрической энергии работает в режиме генератора, а в каком — в режиме потребителя.
Определение температуры нити накаливания. Измерение электрического заряда электрона.
Снятие вольтамперной характеристики диода.
Проведение сравнительного анализа полупроводниковых диодов и триодов.
Использование Интернета для поиска информации о перспективах развития полупроводниковой техники.
Установка причинно-следственных связей наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Магнитные явления
Измерение индукции магнитного поля. Вычисление сил, действующих на проводник с током в магнитном поле.
Вычисление сил, действующих на электрический заряд, движущийся в магнитном поле.
Исследование явлений электромагнитной
индукции, самоиндукции.
Вычисление энергии магнитного поля.
Объяснение принципа действия электродвигателя.
Объяснение принципа действия генератора электрического тока и электроизмерительных приборов. Объяснение принципа действия масс-спектрографа, ускорителей заряженных частиц.
Объяснение роли магнитного поля Земли в жизни растений, животных, человека.
Приведение примеров практического применения изученных явлений, законов, приборов, устройств.
Проведение сравнительного анализа свойств электростатического, магнитного и вихревого электрических полей.
Объяснение на примере магнитных явлений, почему физику можно рассматривать как метадисциплину наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
4. Колебания и волны
Механические колебания
Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины, массы и амплитуды колебаний.
Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от его массы и жесткости пружины. Вычисление периода колебаний математического маятника по известному значению его длины. Вычисление периода колебаний груза на пружине по известным значениям его массы и жесткости пружины.
Выработка навыков воспринимать, анализировать, перерабатывать и предъявлять информацию в соответствии с поставленными задачами.
Приведение примеров автоколебательных механических систем. Проведение классификации колебаний наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Упругие волны Измерение длины звуковой волны по результатам наблюдений
интерференции звуковых волн.
Наблюдение и объяснение явлений интерференции и дифракции механических волн.
Представление областей применения ультразвука и перспективы его использования в различных областях науки, техники, в медицине.
Изложение сути экологических проблем, связанных с воздействием звуковых волн на организм человека устный (письменный) опрос, тестирование
Электромагнитные колебания Наблюдение осциллограмм гармонических колебаний силы тока в цепи.
Измерение электроемкости конденсатора. Измерение индуктивности катушки.
Исследование явления электрического резонанса в последовательной цепи.
Проведение аналогии между физическими величинами, характеризующими механическую и электромагнитную колебательные системы.
Расчет значений силы тока и напряжения на элементах цепи
переменного тока.
Исследование принципа действия трансформатора. Исследование принципа действия генератора переменного тока.
Использование Интернета для поиска информации о современных способах передачи электроэнергии устный опрос, оценка решения задач
Электромагнитные волны Осуществление радиопередачи и радиоприема. Исследование свойств электромагнитных волн с помощью мобильного телефона.
Развитие ценностного отношения к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности. Объяснение принципиального различия природы упругих и электромагнитных волн. Изложение сути экологических проблем, связанных с электромагнитными колебаниями и волнами.
Объяснение роли электромагнитных волн в современных исследованиях Вселенной устный опрос
5. Оптика
Природа света Применение на практике законов отражения и преломления света при решении задач.
Определение спектральных границ чувствительности человеческого глаза.
Умение строить изображения предметов, даваемые линзами.
Расчет расстояния от линзы до изображения предмета.
Расчет оптической силы линзы.
Измерение фокусного расстояния линзы.
Испытание моделей микроскопа и телескопа устный опрос, оценка решения задач
Волновые свойства света Наблюдение явления интерференции электромагнитных волн.
Наблюдение явления дифракции электромагнитных волн.
Наблюдение явления поляризации электромагнитных волн.
Измерение длины световой волны по результатам наблюдения явления интерференции. Наблюдение явления дифракции света. Наблюдение явления поляризации и дисперсии света. Поиск различий и сходства между дифракционным и дисперсионным спектрами.
Приведение примеров появления в природе и использования в технике явлений интерференции, дифракции, поляризации и дисперсии света. Перечисление методов познания, которые использованы при изучении указанных явлений наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ
6. Элементы квантовой физики
Квантовая оптика Наблюдение фотоэлектрического эффекта. Объяснение законов Столетова на основе квантовых представлений.
Расчет максимальной кинетической энергии электронов при фотоэлектрическом эффекте.
Определение работы выхода электрона по графику зависимости максимальной кинетической энергии фотоэлектронов от частоты света. Измерение работы выхода электрона.
Перечисление приборов установки, в которых применяется безинерционность фотоэффекта.
Объяснение корпускулярно-волнового дуализма свойств фотонов.
Объяснение роли квантовой оптики в развитии современной физики наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Физика атома Наблюдение линейчатых спектров.
Расчет частоты и длины волны испускаемого света при переходе атома водорода из одного стационарного состояния в другое.
Объяснение происхождения линейчатого спектра атома водорода и различия линейчатых спектров различных газов.
Исследование линейчатого спектра.
Исследование принципа работы люминесцентной лампы.
Наблюдение и объяснение принципа действия лазера.
Приведение примеров использования лазера в современной науке и технике.
Использование Интернета для поиска информации о перспективах применения лазера наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ, оценка решения задач
Физика атомного ядра
Наблюдение треков альфа-частиц в камере Вильсона.
Регистрирование ядерных излучений с помощью счетчика Гейгера.
Расчет энергии связи атомных ядер.
Определение заряда и массового числа атомного ядра, возникающего в результате радиоактивного распада.
Вычисление энергии, освобождающейся при радиоактивном распаде.
Определение продуктов ядерной реакции.
Вычисление энергии, освобождающейся при ядерных реакциях.
Понимание преимуществ и недостатков использования атомной
энергии и ионизирующих излучений в промышленности, медицине.
Изложение сути экологических проблем, связанных с биологическим действием радиоактивных излучений.
Проведение классификации элементарных частиц по их физическим характеристикам (массе, заряду, времени жизни, спину и т.д.).
Понимание ценностей научного познания мира не вообще для человечества в целом, а для каждого обучающегося лично, ценностей овладения методом научного познания для достижения успеха в любом виде практической деятельности устный опрос, оценка решения задач
7. Эволюция Вселенной.
Строение и развитие Вселенной Наблюдение за звездами, Луной и планетами в телескоп.
Наблюдение солнечных пятен с помощью телескопа и солнечного экрана.
Использование Интернета для поиска изображений космических объектов и информации об их особенностях
Обсуждение возможных сценариев эволюции Вселенной. Использование Интернета для поиска современной информации о развитии Вселенной. Оценка информации с позиции ее свойств: достоверности, объективности, полноты, актуальности и т.д. устный опрос
Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной системы Вычисление энергии, освобождающейся при термоядерных реакциях.
Формулировка проблем термоядерной энергетики.
Объяснение влияния солнечной активности на Землю.
Понимание роли космических исследований, их научного и экономического значения.
Обсуждение современных гипотез о происхождении Солнечной системы устный (письменный) опрос, тестирование

8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период вне­ учебной деятельности обучающихся.
состав кабинета физики входит лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект электроснабжения кабинета физики;
технические средства обучения;
демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
вспомогательное оборудование;
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд.
библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественно - научного содержания.
процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).

9.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для студентов
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб. пособие для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Контрольные материалы: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, Л.И.Васильев. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля. Лабораторный практикум: учеб. пособия для учреждений сред. проф. образования / В.Ф.Дмитриева, А.В. Коржуев, О.В. Муртазина. — М., 2015.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронный учеб.-метод. комплекс для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: электронное учебное издание (интерактивное электронное приложение) для образовательных учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010. Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 11 класс. — М., 2010.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Сборник задач. — М., 2013.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: Решения задач. — М., 2015.
Трофимова Т.И., Фирсов А.В. Физика. Справочник. — М., 2010.
Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования / под ред. Т.И.Трофимовой. — М., 2014.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013
99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014
84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
Дмитриева В.Ф., Васильев Л.И. Физика для профессий и специальностей технического профиля: методические рекомендации: метод. пособие. — М., 2010.
Интернет- ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов). wwww.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com (Воокs Gid. Электронная библиотека). www.globalteka.ru (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru (Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www.ru/book (Электронная библиотечная система). www.alleng.ru/edu/phys.htm (Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september.ru (учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz (Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru (Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika (Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru (научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»).
10.Индивидуальный проект
Учебные проекты и исследования
Проект
Имеет практическую направленность.
Предполагает создание продукта.
Работа над проектом формирует:
умение выделить проблему,
поставить цель, спланировать ход ее достижения,
фиксировать результаты своей деятельности.
оценить соответствие результата цели, доводить начатое дело до конца.
Научное исследование
Главная задача – развивать потребность ребёнка в познании, совершенствовать его исследовательские способности.
Предполагает выработку новых научных знаний.
Эмпирическое научное исследование
Устанавливаются новые факты (наблюдение, эксперимент) и на основе их обобщения формулируются закономерности.
Теоретическое научное исследование
Формулируются общие для данной предметной области закономерности, которые объясняют ранее открытые факты и закономерности.
Оценочные суждения.
Сопоставлению изложенных в книге данных с данными других изысканий и обыденными представлениями.
Собственные подтверждения изложенным фактам.
Обнаружение нарушения в цепи доказательств других авторов.
Реферат
Краткое изложение в письменном виде (или форме доклада) содержания научных трудов (литературы) по определённой теме.
Ошибки при определении темы
Тема слишком широкая.
Тема проекта не имеет практической направленности.
Тема исследования не предполагает наблюдения, эксперимента, анализа литературных источников.
Этапы работы над проектом
Определение темы проекта.
Составление плана работы над проектом
Поиск аналогов (вариантов решения проектной проблемы)
Создание продукта
Описание работы над проектом
Презентация проекта
Этапы работы над исследованием
Определение темы исследования.
Изучение теоретического материала
Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
Формулировка гипотезы
Выбор и освоение методики исследования
Сбор и обработка материала (эксперимент, наблюдение)
Обобщение, анализ, выводы
Презентация исследовательской работы
Пояснительная записка
Титульный лист (название ОУ, класс, автор, название, руководитель, место, год)
Оглавление
Краткая аннотация
Введение
Основная часть (главы, разделы)
Заключение
Список источников информации
Приложения (визуальный ряд, полные результаты экспериментов, наблюдений )
Доклад
Доклад (4–5 стр. текста для 7-10 - мин. выступления.
Введение и выводы приводятся почти полностью.
Кратко описываются методы решения проблемы. Оригинальная методика приводится полностью.
Основное внимание уделяется изложению полученных результатов.
Тезисы
Объем тезисов - 1 страница текста.
Излагаются оригинальные идеи, методы решения.
Литературная справка сводится до минимума.
Не менее половины страницы должно занимать описание результатов.
Ссылки обязательны.
Список литературы не приводится.
Рисунки и таблицы тоже не приводятся.
Введение
Почему выбрана данная тема.
Цель создания проекта или проведения исследования.
Задачи исследования
Как можно использовать продукт проектирования (для проекта).
Основная часть
План работы и характеристика работы по плану.
Результаты исследования и анализа, идеи, гипотезы;
Описание всех возникших проблем и способы их решения;
Краткий обзор собранной информации.
Заключение.
Удалось ли достичь поставленных целей. Если нет – причины.
Кому была представлена работа, кто её оценил.
Чему я научился, работая над проектом или исследованием.
Как я собираюсь развивать проект или исследование.
Краткая аннотация
Аннотация – это краткая характеристика содержания.
Объём аннотации – половина машинописного листа.
Список источников информации
Для книги указываются авторы, название, год издания, издательство, город (см. II стр).Иванова М.И., Как работать над проектом. – М.: Самиздат, 2010
Для интернет источников указываются название сайта и его адрес в IN.
1. ПРОЕКТ: “НЕСМЕШИВАЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ”.
ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ: 3 небольшие банки с крышками, вода, зеленая пищевая краска, растительное масло, спирт, жидкость для мытья посуды
СХЕМА РАБОТЫ:
Налей в первую банку воды на одну треть объема банки. Добавь немного краски.
Налей сверху по стенке банки на одну треть ее объема масла и затем на одну треть объема спирт.
Посмотри, как ведут себя жидкости.
Так же налей воду, масло и спирт - в две остальные банки.
В третью банку добавь примерно одну чайную ложку средства для мытья посуды.
Закрой все банки крышками.
Потряси вторую и третью банки.
Через несколько часов сравни жидкости в трех банках.
РЕЗУЛЬТАТ: В первой банке четко видны три слоя жидкости. В третьей банке образовалась мутная смесь. Во второй банке масло находится почти посередине, но жидкость и сверху и снизу окрашена.
ОБЪЯСНЕНИЕ: Спирт смешивается с водой, тогда как масло не смешивается ни с водой, ни со спиртом. При этом масло в воде плавает, а в чистом спирте тонет. Если правильно подобрать количество воды и спирта и добавить совсем немного масла, то масло будет плавать посередине этой смеси, собравшись в шарик.
СОВЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА: Сделай фотографии банок сразу после встряхивания и через несколько часов. Подпиши банки и покажи их на выставке.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? При добавлении средства для мытья посуды образуется эмульсия – жир разбивается на очень мелкие капельки, которые не могут соединиться вместе. Вещества, вызывающие образование эмульсии, называются эмульгаторами. Образуя эмульсию, средство для мытья посуды помогает смыть с тарелок остатки жирной пищи. Одним из природных эмульгаторов является яичный желток. При приготовлении майонез он помогает маслу смешаться с уксусом и другими добавками. Смеси веществ обычно более эффективны как эмульсии, чем индивидуальные вещества, и чаще последних используются в составах различного назначения.
Разнообразные по составу и свойствам, эмульсии широко используют в промышленности, сельском хозяйстве, медицине и других областях. Многокомпонентными эмульсии являются многие пищевые продукты (например, молоко- одна из первых изученных эмульсий, яичный желток), а кроме того, млечные соки растений, сырная нефть.
В виде эмульсий применяют смазочно-охлаждающие жидкости, некоторые пестициды, космические средства, лекарства, связующие для эмульсионных красок. В строительстве широко применяют битумные эмульсии.
2. ПРОЕКТ: “МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ”.
ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ: Прямоугольный магнит, железные опилки (или стальной гвоздь и напильник), старая баночка для перца, крышка от банки кофе, 2 листа плотной белой бумаги, бутылка с разбрызгивателем, уксус, линейка, ручка или маркер
Все магнитные поля – и маленькие и большие – имеют одинаковую форму. Огромное магнитное поле Земли, которое простирается от Южного полюса до Северного полюса, очень похоже на поле обычного прямоугольного магнита. Ты убедишься в этом, выполнив предлагаемый проект.
СХЕМА РАБОТЫ:
С помощью крышки от банки кофе нарисуй на одном листе бумаги круг. Внутри круга нарисуй контуры континентов, чтобы получилась упрощенная карта Земли.
Отогни вниз края листа, на котором нарисован земной шар так, чтобы изображение земного шара оказалось чуть-чуть выше магнита, который ты положишь под лист.
Положи магнит под лист так, чтобы он лежал вдоль линии, соединяющей Северный и Южный полюса Земли на рисунке.
Сложи второй лист бумаги воронкой и вставь узкий конец воронки в перечницу.
Через эту воронку засыпь железные опилки в перечницу. Если ты не можешь найти железные опилки, получи их сам из гвоздя с помощью напильника. Опилок должно быть столько, чтобы они тонким слоем покрывали лист бумаги. Согнув лист, пересыпь опилки перечницу.
Аккуратно посыпь опилками лист и подуй на них, чтобы они равномерно распределились по бумаге.
Налей уксус в бутылку-распылитель и аккуратно побрызгай им на свою карту. Не подноси распылитель слишком близко, чтобы не сдвинуть опилки. Оставь все на ночь, чтобы уксус высох, потом щеточкой убери опилки с карты.
РЕЗУЛЬТАТ: Насыпая опилки на карту, ты будешь наблюдать интересное явление – опилки станут распределяться вдоль линий магнитного поля. Поле прямоугольного магнита довольно точно воспроизводит магнитное поле Земли. Под действием уксуса опилки ржавеют, и на бумаге остается рисунок линий магнитного поля.
ОБЪЯСНЕНИЕ: Магнитные силовые линии соединяются в двух точках, которые называются магнитными полюсами. Хотя ученые долго искали исключения, до сих пор людям известны только магниты с северным и южным полюсами, между которыми и проходят магнитные линии. Все магнитные поля – и большие и маленькие - имеют одинаковую форму.
СОВЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА: Фотографируй каждый этап своего опыта. Рядом с полученными фотографиями помести на стенде готовую карту. Нарисуй несколько магнитных полей разной формы, показав силовые линии и полюса.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? Изучая распределение частиц железа и магнитных материалов в древних глинистых отложениях, ученые могут узнать, какими были магнитные поля Земли много тысячелетий назад. Эти древние, обладающие магнитными свойствами частицы, не подвластные времени, как крошечные компасы показывают, что раньше Северный полюс находился почти там же, где сейчас находится Южный полюс! Поэтому многие ученые считают, что когда-то давно произошла смена магнитных полюсов Земли.
3. ПРОЕКТ: “ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА”.
ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ: две пластиковые бутылки из-под средства для мытья посуды, одна из них с крышкой, столовая ложка, красная пищевая краска, уксус, пищевая сода, папье-маше, толстый картон или доска, клейкая лента, гуашь черного и коричневого цветов, кисточка, лак для волос, клей воронка.
Извержение вулкана, сопровождающееся выбросом газа и лавы, - одно из самых пугающихся и эффективных явлений природы. Исследователи вулканов часто подвергают себя большой опасности, наблюдая за ними. Эта модель позволит тебе спокойно посмотреть на извержение вулкана, не выходя из дома.
Проект можно совместить с изучением извержения лавы.
ЧАСТЬ 1. МОДЕЛЬ ВУЛКАНА.
СХЕМА РАБОТЫ:
Налей в бутылку с крышкой уксус на три четверти объема бутылки. Добавь красную пищевую краску и закрой бутылку крышкой. Напиши на ней “лава”.
Приклей вторую бутылку в центр доски и листа плотного картона.
Нарежь клейкую ленту полосами, прикрепи ее к горлышку бутылки и к листу картона в форме тента.
Сделай папье-маше, смешав в миске крахмал, воду и куски старых газет. Покрой сверху полосы клейкой ленты. Аккуратно отделай папье-маше верхнюю часть бутылки, чтобы получилось что-то вроде кратера вулкана.
Оставь модель, чтобы она высохла. Раскрась ее черной и коричневой красками, чтобы было похоже на гору, покрой лаком для волос.
ЧАСТЬ 2. МОДЕЛЬ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА.
СХЕМА РАБОТЫ:
Открой бутылку с “лавой” и аккуратно перелей “лаву” в бутылку вулкана (лучше наливать через воронку).
Быстро добавь 4 столовые ложки (60 мл пищевой соды).
Отойди и издали наблюдай за извержением вулкана.
РЕЗУЛЬТАТ: Сода вступает в химическую реакцию с уксусной кислотой, образуя углекислый газ. Поднимающиеся со дна бутылки пузырьки газа задерживаются в узком горлышке бутылки, и в итоге из нее выбрасывается часть жидкости вместе с кусочками пены.
ОБЪЯСНЕНИЕ: Перед извержением вулкана внутри него увеличивается давление. В результате из вулкана с силой выбрасывается газ и камни либо выливается лава.
СОВЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА: “Извержение” продолжается недолго, поэтому для выставки надо сделать хорошие фотографии этого процесса. Модель вулкана красива сама по себе, и ее надо показать обязательно.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? Давление лавы и раскаленных газов внутри вулкана может вызвать взрыв сильнее, чем взрыв атомной бомбы. Сейчас на Земле есть и действующие, и потухшие вулканы иногда “просыпаются” неожиданно, снова начиная действовать. В результате извержений появляются новые горы и острова. В кратерах потухших вулканах скапливается вода – образуются чистые, глубокие и очень красивые вулканические озера.
4. ПРОЕКТ: “ИНДУКЦИОННАЯ КАТУШКА И ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ”.
ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ: сильный прямоугольный магнит, 1,5 метра медной проволоки без обмотки, компас, стакан, 4 скрепляющих проволочки, линейка, ножницы.
В этом проекте ты познакомишься с электромагнитной индукцией – явлением, которое считается одним из важнейших научных открытий 19 в. Английский физик Майкл Фарадей обнаружил не только появление магнитных свойств под действием электричества, но и появление электрических свойств под действием магнита.
СХЕМА РАБОТЫ:
Намотай медную проволоку на стакан, оставив по 45 см проволоки с каждой стороны. Должен получиться толстый плотный моток – катушка.
Сними катушку со стакана и закрепи ее четырьмя кусками скрепляющей проволоки. Катушка должна быть толстой и плотной.
Приготовь компас.
Обмотай компас концами проволоки, идущей от катушки. Оба конца надо наматывать в одном направлении, при этом концы должны соединяться.
Возьми катушку в одну руку, а магнит – в другую. Медленно вставляй магнит в середину катушки и доставай его. Следи за стрелкой компаса.
РЕЗУЛЬТАТ: Стрелка компаса дергается при движении магнита.
ОБЪЯСНЕНИЕ: При движении магнита создается электромагнитное поле, которое передается по проволоке и действует на стрелку компаса.
СОВЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА: Покажи на выставке готовую модель, сделай фотографии, показывающие все стадии работы. Сделай фотографии или рисунки приборов, в которых используется явление электромагнитной индукции. Напиши краткую биографию Майкла Фарадея и расскажи о его научных открытиях.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? Электрическое поле и магнитное поле влияют друг на друга и переходят одно в другое, поэтому существуют понятия электромагнитного поля и электромагнитной индукции. Эти явления используются в генераторах электрического тока и трансформаторах.
5. ПРОЕКТ: “РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА”.
ТЕБЕ ПОТРЕБУЕТСЯ: мягкий карандаш (3М), батарейка на 6 вольт, маленькая лампочка на 6 вольт, 2 скрепки, 3 кнопки, изоляционная лента, 2 метра медной проволоки в обмотке, 2 деревянных бруска размерами 5х15х1,25 см.
В этом проекте ты сделаешь модель реостата - прибора, регулирующего силу тока в электрической цепи за счет изменения сопротивления. Известно, что чем больше участок плохо проводящего ток материала включен в электрическую цепь, тем меньше будет сила тока. На плавном изменении длины этого участка и основано действие реостата.
ЧАСТЬ 1. ПОДГОТОВКА ЛАМПОЧКИ- ИЗМЕРИТЕЛЯ.
СХЕМА РАБОТЫ:
Распрями скрепки и загни концы так, чтобы один из них можно было закрепить на лампочку.
Второй конец каждой скрепки загни так, чтобы его можно было закрепить кнопкой.
Приготовь третью кнопку. Она не должна быть покрыта сверху краской или пластиком.
Отрежь два 30-сантиметровых куска проволоки и сними обмотку на концах (по 5 см).
Очищенным концом одного из проводов обмотай четыре раза третью кнопку и закрепи ее в центре доски.
Закрепи скрепки двумя кнопками так, чтобы над центральной кнопкой было место для лампочки.
Присоедини к одной из двух крайних кнопок один зачищенный конец второго провода.
Вставь лампочку в петли скрепок над центральной кнопкой. Основание лампочки должно обязательно касаться центральной кнопки. Если нужно, поправь петли скрепок.
ЧАСТЬ 2. СБОРКА РЕОСТАТА .
СХЕМА РАБОТЫ:
Попроси кого-нибудь из взрослых помощь расщепить карандаш, чтобы открыть графитовый стержень.
Закрепи с помощью изоляционной ленты карандаш стержнем вверх на втором деревянном бруске.
Разрежь оставшийся кусок провода на три примерно одинаковые части. Очисти обмотку на концах проводов.
Присоедини провода к батарейке, измерительной системе и концу графитового стержня, как показано на рисунке. Один конец провода останется свободным.
Медленно двигай свободный конец провода вдоль графитового стержня. Следи за лампочкой.
РЕЗУЛЬТАТ: Чем ближе ты подводишь провод к месту присоединения второго провода, тем ярче горит лампочка. Яркость лампочки меняется постепенно.
ОБЪЯСНЕНИЕ: Графит плохо проводит ток, то есть у него большое сопротивление. Чем больше длина стержня, входящего в электрическую цепь, тем слабее ток.
СОВЕТ ПО ПОДГОТОВКЕ ОТЧЕТА: Сделай фотографии, показывающие все стадии работы, и покажи на выставке готовую модель. Объясни принцип работы реостата. Напиши об устройствах, в которых используются реостаты.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ? Реостаты используют для постепенного выключения света, например, перед началом представления в театре. Иногда такие реостаты имеются дома. Реостаты есть в самых разных бытовых приборах. Именно они позволяют плавно реагировать громкость телевизора или проигрывателя. Реостаты имеются и во многих игрушках, работающих от батареек.
В выполнении проекта участвует группа из 5–6 человек.
Каждая группа работает над определенным направлением физической мысли. В каждой группе самостоятельно распределены обязанности по выполнению той или иной деятельности.
Реализация проекта производится в течение курса.
Необходимая информация изложена в рекомендованном списке литературы, а также возможен самостоятельный поиск студентами источников информации.
По окончанию срока проект должен быть защищен, презентован.
Каждый вторник и четверг в течение указанного срока с 13.00 до 15.00 будет проходить консультация с руководителем.
Проект оценивается по 5-ти бальной системе.
Использование метода проектов при обучении дисциплины «Физика» формирует умения планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, работать с информацией и находить необходимые источники, а также применять полученную информацию для решения поставленных задач.