Урок на тему «Исследования моделей на примерах задач из различных областей»


Предмет: информатика класс: 7«А,Б»
Дата:
Тема Исследования моделей на примерах задач из различных областей
Цель урока:
Образовательные: закрепить ЗУН по теме «Модель, как отражение существенных свойств реального объекта. Виды моделей, методы описания моделей, свойства моделей».
Развивающие: развитие логического мышления, расширение кругозора.
Воспитательные: Воспитание школьного патриотизма (бережного отношения к имуществу школы), развитие познавательного интереса, логического мышления. Формирование казахстанского патриотизма и любви к родному краю, своей школе.
Тип урока: исследование
Метод урока: словесные, наглядные, практические методы.
Форма урока: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: доска, компьютер
Дидактический материал: карточки, формат А3, маркеры, стикеры
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
- что такое модель;
- виды моделей;
- классификацию моделей по области использования. .
Учащиеся должны уметь:
- приводить различные примеры видов моделей;
классифицировать модели в зависимости от области их использования.;
- работать самостоятельно и в группах;
- развивать наблюдательность и логическое мышление.

План урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Формирование знаний и умений
Закрепление
Рефлексия
Домашнее задание
Подведение итогов
Оценивание

Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Форма организаций педагогической деятельности

Орг. момент.

Создание благоприятной обстановки.

Приветствие. Психологический настрой на урок.
«Сегодня мы проведен необычный урок, на котором вы должны будете самостоятельно изучить новую тему. Давай те улыбнемся и пожелаем всем успехов и удачи».
Деление на группы 1,2,3,4
Учащиеся улыбаются и желают друг другу успеха и удачи.




Учащиеся делятся на 4 группы




Актуализация знаний



1.Проверка домашнего задания
2.Опрос

Как называются модели, которые могу дать словесное описание оригинала? (информационные)
Как называется объект, с которого делается модель? (оригинал)
Как называется процесс создания модели? (моделирование)
Моделью, какого объекта является кукла? (человек)
Какой информационной моделью можно описать физическое явление? (формула)
Как называются модели, которые передают внешний вид объекта? (материальные)
Как называется упрощенное подобие объекта? (Модель)
Ответ группы





Фронтальная работа

Формирование знаний и умений

Задание № 1.
Определите тип модели и объясните, какая модель, изображенная на карточки куда относится.
Задание №2
1 гр. С моделируйте задачу нахождения периметра квадрата. (Р=а*4)
2гр. С моделируйте задачу нахождения площадь квадрата (S=a*a)
3 гр. С моделируйте задачу нахождения площадь круга (S=PR2)
4 гр. С моделируйте задачу нахождения площадь прямоугольника (S=a*в)
Задание № 3
1 гр. Составьте предложения.
1) тропа, лесок, через, вела, прямая, сосновый.
2) Ваня, глядел, шагал, ней, и, по, по, сторонам.
3) вот, со, мохнатые, смолистой, стволы, корой.
4) среди, летали, птички, ветвей.
5) голоса, чудо, хороши, маленьких, птах, как.
2 гр. Составьте предложения.
1) участку, маленькая, дачному, Танечка, гуляет, по.
2) видит, душистые, девочка, ландыши.
3) цветочки, эти, как, крошечные, красивы.
4) бабочка, а, вот.
5) она, на, лавочку, села, дощатую.
6) на, хорошо, даче
3 гр. Составьте предложения.
1) стоит, день, отличный.
2) разбудил, лучик, уточку, солнечный.
3) в, речку, она, вошла.
4) на, похожа, лодочку, уточка.
5) она, жучков, клювом, хватает.
4гр. Составьте предложения.
1) вот, дождя, мелкие, упали, капельки.
2) кольцами, по, волны, воде, разбегаются.
3) скоро, ливень, хлынул, сильный.
4) на, он, поле, стебельки, прибил, льняном.
Задание № 4
1 гр . Представьте данный текст в виде рисунка.
Зима
К.В. Лукашевич
Она явилась закутанной, белой, холодной. - Кто ты? – спросили дети. - Я – время года – зима. Я принесла с собою снег и скоро набросаю его на землю. Он все закроет белым пушистым одеялом. Тогда придет мой брат – дедушка Мороз и заморозит поля, луга и реки. А если ребята станут шалить, то отморозит им руки, ноги, щеки и носы. - Ой, ой, ой! Какая нехорошая зима! Какой страшный дедушка Мороз! – сказали дети. - Подождите, дети Но зато я подарю Вам катанье с гор, коньки и салазки. А после придет любимое Рождество с веселой елкой и дедушка Мороз с подарками. Разве Вы не любите зимы?
2 гр . Представьте данный текст в виде рисунка.
Осень
Пролетело веселое лето. Вот и наступила осень. Пришла пора убирать урожай. Ваня и Федя копают картофель. Вася собирает свеклу и морковь, а Феня фасоль. В саду много слив. Вера и Феликс собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. Там всех угощают спелыми и вкусными фруктами.
3 гр . Представьте данный текст в виде рисунка.
есна! Весна! И всё ей радо!
Автор: Гоголь Николай Васильевич
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик... Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах!..
4 гр . Представьте данное предложение в виде рисунка.

Воробей на часах
Автор: Толстой Лев Николаевич
В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Он лютый враг мелкой пташки. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Зачирикал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом скрылись в кусты. Все смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке. Не шевелится, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты. Ястреб ни с чем и остался. Озирается он вокруг. Зло взяло хищника. Огнем горят его желтые глаза. Встрепенулся разбойник и полетел дальше. Опять уселся воробей на той же ветке. Сидит и весело чирикает. С шумом высыпали из кустов воробьята, прыгают по дорожке.
Работают в группах







Групповая работа








Закрепление темы























Учащимся предлагает на формате А3 отобразить ситуацию.
Ситуация: чтобы сделать перестановку мебели в квартире Вы вырезаете из бумаги геометрические фигурки и раскладываете их на плане квартиры. Укажите:
Что является объектом для моделирования?
Что является моделью этого объекта?
Какие свойства реального объекта учитываются при моделировании?
Цели моделирования в данном случае?
Тестовое задание
1. Упрощенное представление реального объекта называется
1) оригиналом
2) прототипом
3) моделью
4) системой
2. Модель есть замещение изучаемого объекта другим объектом, который отражает
1) все стороны оригинала
2) некоторые стороны оригинала
3) существенные стороны оригинала
4) несущественные стороны оригинала
3. Какими свойствами должен обладать манекен для его использования в качестве модели человека?
1) Способностью мыслить, разговаривать
2) Повторять форму и размеры человеческого тела
3) Способностью ходить
4) Умением закручивать болты и гайки
4. Какая из представленных моделей НЕ является информационной моделью?
1) Расписание движения поездов
2) Эскизы костюмов к спектаклю
3) Географический атлас
4) Макет скелета человека
5. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется:
1) таблицей
2) графиком
3) схемой
4) чертежом
6. Информационной моделью организации занятий в школе является:
1) свод правил поведения учащихся
2) список класса
3) расписание уроков
4) перечень учебников
7. Схема электрической цепи является:
1) табличной моделью
2) иерархической моделью
3) графической моделью
4) словесной моделью
8. Процесс построения и исследования моделей называется:
1) конструированием
2) моделированием
3) экспериментированием
4) проектированием

Учащиеся работают в группах





















Учащиеся индивидуально отвечают на заданный тест
Групповая работа




















Индивидуальная переходящая в парную






































Рефлексия
Учащимся предлагается написать на стикерах о работе в группах
Учащиеся записывают на стикерах о работе в группах
Индивидуально

Домашнее
повторение
Учащиеся записывают в дневник


Подведение итогов

Выводы учащихся по теме
Какие выводы вы можете сделать об уроке?
Учащиеся делают выводы
Индивидуальная работа



15