Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме: «Круговорот воды в природе. Значение воды. Вода и здоровье. Ох-рана водных ресурсов. Очистка воды» учителя биологии и химии МОБУСОШ №1 г.Новокубанска, Черновол Натальи Васильевны.


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Новокубанска
Муниципального образования Новокубанский район
Методическая разработка урока в 9 классе
Тема: «Круговорот воды в природе. Значение воды. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды».

Учитель химии и биологии высшей категории
Черновол Наталья Васильевна
г. Новокубанск
2014г.
Пояснительная записка
Работа представлена по естественно- научному направлению. Тема урока: «Круговорот воды в природе. Значение воды. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды».Все учащиеся обучаются по общеобразовательной программе. Уровень познавательной способности учащихся соответствует возрасту. В работе использована программа Программы курса, тематическое и поурочное планирование к учебнику И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской «Химия» для 9 класса общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2009г. Учебник Химия.9 класс.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской. – 2-е изд.,- М.:ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» :ООО «Издательство «Мир и Образование» 2009г.
Урок построен в соответствии с требованиями урока-исследования по химии, как одной из форм инновационных технологий.
Важнейшим социальным заказом современного общества школе является формирование развитой творческой личности с активной жизненной позицией. Человеку нужно помочь в приобретении знаний, в приобретении навыков применять знания; в конечном счете, человек должен научиться учиться. На лабораторных занятиях учащиеся видят, как на основе результатов наблюдений, экспериментов могут быть получены теоретические обобщения. Поисковый подход в обучении преобразует традиционное обучение в обучение на основе исследовательской деятельности учащихся.
В процессе выполнения исследования проявляется деятельность школьников. Им приходится сравнивать, анализировать явления, делать выводы о наблюдаемых закономерностях. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к созданию у учащихся устойчивых познавательных интересов, выросших на базе их ситуативной заинтересованности. Умение и привычка самостоятельно добывать новые знания, в конечном счёте, становится потребностью и определяют высокий уровень интеллектуального развития человека. При исследовательском подходе к обучению учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, организованного преподавателем.
В течении всего урока учитель выступает в качестве направляющего, а не в качестве ведущего за собой в процессе получения знаний. Такие уроки позволяют проявить себя каждому учащемуся в меру своих способностей и знаний, отсутствует негатив при получении знаний, неудовлетворительные оценки, которые зачастую отбивают желание в дальнейшем обучении. Учащиеся, как правило, активны и не опасаются высказывать свои суждения, даже если они немного ошибочны. Результатом такой работы является формирование у каждого учащегося своего собственного мнения по изучаемой на уроке теме.
Тема урока: « Круговорот воды в природе. Значение воды. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды». (9 класс)
Цель урока: обобщить, проанализировать, закрепить и расширить знания учащихся о роли воды в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам, роли каждого человека в решении экологических и экономических проблем гидросферы.
Задачи урока:
Образовательные: сформировать у учащихся представление о значении воды в природе и жизни человека. Систематизировать информацию о запасах, распространении воды в природе и её хозяйственном использовании. Оценить водные ресурсы г.Новокубанска. Определить уровень загрязнённости и наметить пути решения экологической проблемы в городе.
Развивающие: совершенствовать умение сравнивать и анализировать, сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету, путем проведения химического эксперимента. Развивать информационную культуру учащихся.
Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.
Оборудование: карта района исследования, газеты, фотографии источников загрязнения; колбы, пробирки, реактивы, весы, прибор для определения кислотности, мультимидео.Форма работы: групповая
Тип урока: урок - практикум
Вступление.
Ход работы
I.Организационный момент.
Вступление.
Исследование – один из видов профессиональной деятельности человека. Учёный, рабочий, преподаватель – человек любой профессии при грамотном подходе к делу использует элементы исследовательской работы. Одна из задач этого урока – учится исследовательской деятельности. Другая задача – сделать очередной шаг по дороге химических знаний; выяснить роль воды в природе и в жизни человека, необходимость бережного отношения к водным ресурсам, роль каждого человека в решении экологических и экономических проблем гидросферы.
Тема нашего урока: « Круговорот воды в природе. Значение воды. Вода и здоровье. Охрана водных ресурсов. Очистка воды».
Начинается работа в группах.
Каждая группа учащихся – маленькая научная лаборатория, которая выбирает своего научного руководителя, отвечающего за работу группы
Класс делится на 4 группы экспертов, каждая из которых получает задание и инструкцию по её выполнению
Задание 1 группе: взятие проб снега в четырех разных пунктах города.
Задание 2 группе: изучить снежный покров как показатель загрязненности в четырех пунктах района;
Задание 3 группе: определить характер и уровень загрязнённости воды реки Кубань, пруд района 23-й школы, Солдатский пруд, водоем «Баластка» и в водопроводной воде;
Задание 4 группе: оценить экологическую ситуацию по сообщениям местной печати, сделать фотоснимки.
II.Изучение нового материала
Учащиеся 1 –ой группы брали пробы снега в четырех разных пунктах города. Снег раскладывали в ёмкости для оттаивания. Полученную жидкость передали второй группе для определения среды, а образовавшийся осадок после оттаивания высушивали, взвешивали и пересыпали в пробирки.
Номер пробирки Пункт сбора снега Уровень загрязнённости в районе
1 Территория школы 9
2 Улица Парковая (автодорога) 11
3 Железная дорога 20
4 Больничный парк 5
Вывод: Основными источниками загрязнения в районе являются: железная дорога и транспорт.
Все эти объекты учащиеся отметили на карте микрорайона.
2-я группа провела анализ на загрязнённость территории микрорайона школы (опережающее задание)
I.Определение ионов тяжёлых металлов.
В пробирки с пробами талой воды приливали раствор гидроксида натрия. В момент приливания образовалось помутнение в пробах №1- от железной дороги и №4- от автодороги.
Пробы Пункт сбора Результаты исследования Наличие ионов тяжёлых металлов
№1 Железная дорога Помутнение Наличие
№2 Больничный парк Не обнаружено №3 Школьный сад Отсутствует №4 Улица Парковая(автодорога) Незначительное помутнение Наличие незначительное
Вывод:Снег от железной дороги содержит ионы металлов.
II. Определение солей железа.
Опыт: В пробирки с 3-4 мл талой воды добавили 1-2 мл концентрированной азотной кислоты, нагрели, после охлаждения в каждую пробирку добавили несколько капель роданида аммония. Во всех пробах появилась красная окраска, что свидетельствует о наличии растворимых солей железа. Особенно интенсивной была окраска в пробе от железной дороги. Во всех пробах ( с помощью индикатора) обнаружены растворимые соли железа, но особенно интенсивной окраска была в пробе от железной дороги, что свидетельствует о большом наличии железа.
Вывод: Все пробы снега содержат ионы железа.
III. Определение реакции среды с помощью универсального индикатора
Проба Пункт сбора Среда
№1 Железная дорога РН=7,0 (щелочная среда)
№3 Больничный парк РН=6,0 ( слабо щелочная среда)
№4 Школьный сад РН=5,5 (ближе к нейтральной среде)
№5 Улица Парковая (автодорога) РН=7,0 (щелочная среда)
Вывод: Реакция среды талой воды из школьного сада ближе к нейтральной, в остальных пробах-щелочная.
IV. Анализ водопроводной воды (3 группа).

п\п Признаки Результаты исследования
1 Цвет Бесцветная
2 Запах Слабый, интенсивность – 1 балл
3 Реакция среды РН-5,4 среда нейтральная
4 Хлориды Присутствуют. Осадок с нитратом серебра
5 Сульфаты Присутствуют в небольшом количестве, образуется слабый осадок в момент приливания хлорида бария
6 Ионы железа Присутствуют, образуется бледно-розовый раствор при приливании роданида аммония.
7 Ионы кальция Присутствуют, образуется осадок солей кальция при приливании к водопроводной воде
Учащиеся 3-ей группы брали анализ воды из природных водоёмов города и по цвету и запаху определили уровень и характер её загрязнённости. Школьники сначала наливали воду в колбы, ёмкостью 250мл, закрывали их пробками и содержимое взбалтывали. После этого открывали пробки и определяли характер запаха.
Интенсивность Характер запаха Проявление запаха
1. Слабый Отсутствует
2. Слабый При внимании обнаруживается
3. Заметный Легко обнаруживается, вода неприятна
4. Отчётливый Запах привлекает внимание
5. Сильный Вода непригодна для использования
Вывод: Анализ показал, что воду из водоема «Баластка» можно оценить в 5 баллов, пруда района 23-й школы и Солдатский пруд-3 балла, из реки Кубань- 2балла, водопроводную воду – 1 балл.
4 группа учащихся провела анализ экологической ситуации в районе по сообщениям местной прессы и провела фотосъёмки.
Учащиеся наметили пути выхода из сложнейшей экологической ситуации:
1.Провести встречу с руководителями района с целью, что думают взрослые люди о завтрашнем дне, какие конкретно меры предпримут для охраны и преобразования природы;
2.Проводить разъяснительную работу среди населения, родителей, учащихся об использования питьевой воды в быту (пить только отстоявшуюся воду и только кипячёную).
III.Закрепление.1.Какое значение имеет вода в жизни человека?
2.Почему нельзя пить водопроводную воду?
3.Какую воду вы посоветовали бы пить своим родителям, соседям?
4. Почему необходимо охранять воду?
5.Какой вывод вы сделаете об экологической ситуации в городе?
6.Что необходимо сделать, чтобы изменить экологическую ситуацию в городе?
IV.Домашнее задание.Продолжить работу по наблюдению за экологической ситуацией в городе.
2. Собирать информацию об экологии города (сведения СМИ)
З. Проводить фотосъёмку
Либо можно предложить учащимся домашнее задание в различной форме, на данном уроке было предложено мини-сочинение по теме "Я-вода"(свойства воды).
Заключение.
Проведение урока в нестандартной манере с использованием новых технологий позволило свести до минимума доминирование учителя в классе, повысить активность учащихся в процессе обучения. По отзывам детей на уроке им было интересно самостоятельно изучать тему и открывать новые грани в ранее казалось бы известных вещах.
Учащиеся приобрели навыки работы в группе и другие коммуникативные умения; умение систематизировать знания; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; развивается речь и мышление учащихся.
Используемая литература:
Астафуров В. И. Основы химического анализа. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся IX—X кл. М.: «Просвещение», 1977. — 160 с., ил.
География. 9 класс. Учебник. География России. Население и хозяйство. Автор: Дронов В.П., Ром В.Я. Издательство: М.: Дрофа , 2010,- 288с.
Назаренко В.М., Лучинина Н.В. Школьный химический эксперимент в экологическом образовании. Химия в школе, 1994, №1, с. 69-72.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Химия. 9кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2008. – 352 с: ил.
Шустов С.Б., Шустова Л.В. Химические основы экологии.- М.: Просвещение,1995г.