План-конспект урока по информатике и ИКТ на тему «Логические операции на Паскале. Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций» (9 класс)

16
Дата 11.11.2015
Класс 9
План-конспект урока по информатике и ИКТ

Тема урока: Логические операции на Паскале. Практическая работа № 9 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций».
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с оператором ветвления на Паскале, с типами ветвления; с формой записи оператора ветвления на Паскале.
Развивающая: сформировать умение записи оператора ветвления в среде программирования Паскаль; развить логическое мышление.
Воспитательная: повысить мотивацию к изучению предмета информатики.

Оборудование: компьютерный класс с установленным ПО

Дидактические материалы к учебному занятию: опорный конспект урока.
Тип урока: комбинированный.
Формы учебной работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа учащихся.

Ход урока.
1. Организационный момент
2. Актуализация деятельности учащихся
- Проверка домашнего задания, вопросы по домашнему заданию.
- Два учащихся у доски оформляют следующую задачу в виде программы на языке Паскаль и блок - схем:
Даны три стороны треугольника а,b,c.
Найти его площадь S.

- Остальные учащиеся выполняют следующее задание:
На экране слайд с задачей написанной в виде блок – схемы и на языке Паскаль, но в записи допущены ошибки, учащиеся должны найти эти ошибки и исправить.
- Проверка задания на доске, исправление ошибок.
- Дополнительные вопросы:

1. Как записывается заголовок программы на Паскале?
Program (name)

2. Как записывается раздел описания переменных?
Var

3. С какими типами числовых величин работает Паскаль?
Целые и вещественные

4. Как записывается оператор присваивания?
:=

5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале?
Read (readln), write (writeln)








3. Объяснение нового материала.
Тематический каталог ЦОР. Индексы ЦОР:
262 Демонстрационный пример программы с ветвлениями на Паскале,
263 Сложные логические выражения в программе на Паскале,
264 Демонстрационный пример программы на Паскале, реализующей диалог с пользователем
Логическое выражение:
Простой формой логического выражения является операция отношения:
< меньше,
> больше,
<= меньше или равно,
>= больше или равно,
= равно,
<> не равно.
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
not логическое отрицание (НЕ),
and логическое умножение (И),
or логическое сложение (ИЛИ),
xor исключающее ИЛИ
Порядок действий:
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
Логические операции
Составим вариант программы определения большего числа из трех.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Нетрудно понять смысл этой программы. Здесь использованы три последовательных неполных ветвления. А условия ветвлений представляют собой сложные логические выражения, включающие логическую операцию and (И). С логическими операциями вы встречались, работая с базами данных и с электронными таблицами.
Напомним, что операция and называется логическим умножением или конъюнкцией. Ее результат «истина», если значения обоих операндов «истина». Очевидно, что если А> В и А > С, то А имеет наибольшее значение и т. д. В Паскале присутствуют все три основные логические операции:
and И (конъюнкция), or ИЛИ (дизъюнкция), not  НЕ (отрицание).
Сложные логические выражения
Обратите внимание на то, что отношения, связываемые логическими операциями, заключаются в скобки. Так надо делать всегда! Например, требуется определить, есть ли среди чисел А, В, С хотя бы одно отрицательное. Эту задачу решает следующий оператор ветвления:
if (A<0) or (B<0) or (C<0)  then write ('YES') else write ('NO');
Выражение, истинное для отрицательного числа, может быть записано еще и так:
not (A>=0)

Операторные скобки:
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin end
Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
Варианты:
Если x=5, y=8, то max=8
Если x=6, y=1, то max=6
Если x=5, y=5, то max=5
Программа: Блок-схема:
Program Vetv1en;
Var x, y, max: integer;
Begin
Writeln (Введите два числа’);
Readln (x, y);
if x >=y then max:=x else max:=y;
Writeln (наибольшее = ’,max);
End.






4. Выполнение самостоятельной практической работы.

1. Дано целое число А. Если значение А > 0, то необходимо увеличить его на единицу. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=5, A=-4, A=0.
2. Дано целое число А. Если значение А < 0, то необходимо удвоить его. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=6, A=-10, A=0.
3. Дано целое число А. Если значение А <> 0, то необходимо уменьшить его на 4. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=2, A=-1, A=0.
4. Дано целое число А. Если значение А > 0, то необходимо увеличить его на единицу, иначе уменьшить на 1. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=3, A=0, A=-12.
5. Дано целое число А. Если значение А = 0, то необходимо увеличить его на 3, иначе присвоить А значение равное 0. Написать программу для решения этой задачи. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу для A=0, A=-1, A=8.
6. Даны два действительных числа X и Y. Если X>Y, то вычислить произведение этих чисел, иначе их сумму. Программа должна иметь дружественный интерфейс. Протестировать программу на трёх различных тестах (X>Y, X=Y и X
5. Домашнее задание
§ 13, 14 (вопросы после §)

6. Подведение итогов занятия. (Оценить роботы учащихся.)








13PAGE 15


13PAGE 14115


















Начало

Ввод (x, y)

x>y

max:=x

max:=y

Вывод (max)

Конец



Informatika 9 217u15