Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компанента государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждени


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Больше-Машляковская средняя общеобразовательная школа»
Рыбно-Слободского муниципального района
«РАССМОТРЕНО»
Руководитель ШМО
_______/Окрикова В.К/
Протокол № 1 от«20» августа 2015 года «СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»
________/Гарипова Ф.С./
« 21 » августа 2015 года «УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ «Больше-Машляковская СОШ»
_______/Закиров Р.Н../
Приказ № 154 от« 21 » августа 2015 года
Рабочая программа
Агзямовой Алины Рафгатовны, учителя биологии и химии
по учебному курсу « Химия»
8 класс
на 2015/ 2016 учебный год
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от
«21» августа 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету Химии для 8 класса на 2015-2016 учебный год разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 г. №68-ЗРТ «Об образовании»;
приказ Минобразования России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 05.03.2004 г. № 1089;
- Федеральный и региональный базисный учебный план;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки России от 30.08.2013 г. № 1015;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ«Больше-Машляковская СОШ» ;(5-9 классы), утвержденный приказом № 150 о/д от 21.08.2015г. ;
- Учебный план МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом № 136 о/д от 21.08.2015г. ;- Календарный учебный график работы МБОУ «Больше-Машляковская СОШ» на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компанента государственного образовательного стандарта и примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений.
Программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 3 часа, практических работ - 6 часов, лабораторных опытов - 14.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Цели и задачи изучения предмета
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоениеважнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования — атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Особенности преподавания предмета в 8-ом классе
Рабочая программа по химии имеет отличительные особенности по изменению количества часов на изучение отдельных тем (увеличение количества часов) По окончании 8-го класса учащиеся полностью овладевают компетенциями в соответствии с федеральным образовательным государственным стандартом.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯМЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
ВЕЩЕСТВО Атомы и молекулы. Химический элемент. Языкхимии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава.
Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ.Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫНЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Первоначальные сведения о строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этилен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах на примере полиэтилена. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование.
Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах.
Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании.
Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы.
Получение газообразных веществ. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.Бытовая химическая грамотность.
Содержание учебного предмета
«Химия», 8 класс:
Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Тема 3. Водород (3 ч) Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение.
Тема 4. Растворы. Вода (8 ч) Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе. ». Тема 5 Основные классы неорганических веществ (9 ч). Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Тема 8 «Галогены» (8ч).
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-176с.
а также методических пособий для учителя:
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 8 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по химии.
Дополнительная литература для учителя
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки химии. 8-9 классы. – М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе Рудзитиса с использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе. Включены элементы содржания (авторская программа):
Закон Авогадро Расчетные задачи.
Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
Тема урока совпадает с названием параграфа учебника, кроме уроков «Вычисления по химическим уравнениям» и «Связь между классами неорганических соединений" (содержание в тексте в виде абзацев). Все демонстрации, лабораторные опыты и практические занятия взяты из Примерной программы. Кроме того, увеличена практическая часть (по сравнению с Примерной программой): лабораторные опыты №2,5,6,10 соответствуют авторской программе:
Общеучебные умения и навыки составлены по стандарту ОУУН и обозначены красным цветом, соответствующие логике, теме урока, авторской программе - обозначены черным. Синим цветом - элементы содержания, которые есть в Примерной программе, но отсутствуют в Стандарте. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской, были внесены следующие изменения:
впримерную: включены (взяты из авторской программы):Закон Авогадро.
Объемные отношения газов при химических реакциях, решение задач.
Расширена практическая часть за счет увеличения лабораторных опытов (1,2,5,6,10):
1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами
2. Разделение смесей. Разделение смеси с помощью магнита
5. Разложение основного карбоната меди (II).
6. Реакция замещения меди железом
10. Взаимодействие щелочей с индикаторами, взаимодействие оснований с кислотами.
Демонстраций:
Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства кислорода: горение в кислороде фосфора, серы, углерода, железа
Определение состава воздуха
Получение, собирание и распознавание водорода.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II), горение водорода
Демонстрация реакций, характеризующих химические свойства воды: взаимодействие воды с кислотными и основными оксидами, с активными металлами.
В авторскую:
Исключена практическая работа по теме: «Получение соляной кислоты и изучение её свойств», т.к. отсутствует в Примерной программе и предполагает получение газа, опасного для здоровья.
Решение задач по темам: «Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях» включено в планирование, но не является обязательным, так как отсутствует в Примерной программе.
Оценочные материалы по химии
1. Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий; - материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ
При оценивании тестов используется следующая шкала
90 – 100% выполнения – «отлично»
70 – 89 % - «хорошо»
50 – 69% - «удовлетворительно»
менее 50% - «неудовлетворительно»
При выполнении тестовых работ в формате ОГЭ и ЕГЭ
Полностью выполненная части «А» - «удовлетворительно»
Части «А» и «В» - «хорошо»
Части «А», «В» и одного задания из части «С» - «отлично»
6. Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Промежуточная аттестация проводится согласно положению о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Учебно - тематический план
№ Тема Количество часов по рабочей программе Практические работы
1 Первоначальные химические понятия. 18 2
2 Кислород. 5 1
3 Водород. 3 1
4 Растворы. Вода. 8 1
5 Основные классы неорганических веществ 9 -
6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома. 8 1
7 Химическая связь. Строение вещества. 9 -
8 Галогены 8 -
Итого 68 6
Календарно – тематическое планирование
(2ч в неделю, всего 68часов, из них – 2 часа резервное время)
№ Тема урока Кол-во часов Дата Приложение
План Факт Тема № 1. Первоначальные химические понятия (18часов)
1 Предмет и задачи химии. Вещества и их свойства 1 2.09 2 Практическая работа №1
Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила безопасной работы в химической лаборатории 1 4.09 3 Чистые вещества и смеси 1 9.09 4 Практическая работа №2
Очистка загрязненной поваренной соли
1 11.09 5 Физические и химические явления. Химические реакции 1 16.09 6 Молекулы и атомы
Атомно-молекулярное учение
1 18.09 7 Простые и сложные вещества. Химические элементы
1 23.09 8 Химические элементы. Относительная атомная масса химических элементов. Знаки химических элементов 1 25.09 9 Закон постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса
1 30.09 10 Вычисление по химическим формулам.
Решение расчетных задач. 1 2.10 11 Валентность химических элементов.
Определение валентности элементов по формулам их соединений 1 7.10 12 Составление формул соединений по валентности 1 9.10 13 Закон сохранения массы веществ 1 14.10 14 Химические уравнения 1 16.10 15 Типы химических реакций 1 21.10 16 Количество вещества. Моль. Молярная масса 1 23.10 17 Вычисления по химическим уравнениям реакций
Расчетные задачи 1 28.10 18 Контрольная работа № 1
по теме: «Первоначальные химические понятия» 1 30.10 Тема № 2. Кислород (5 часов)
19 Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе.
Получение кислорода 1 11.11 20 Свойства кислорода. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе 1 13.11 21 Воздух и его состав
Топливо и способы его сжигания 1 18.11 22 Тепловой эффект химической реакции 1 20.11 23 Практическая работа № 3
Получение и свойства кислорода 1 25.11 Тема № 3. Водород (3 часа)
24 Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода 1 27.11 25 Свойства и применение водорода 1 2.12 26 Практическая работа № 4
Получение водорода и изучение его свойств.
Взаимодействие водорода с оксидом меди (II) 1 4.12 Тема № 4. Растворы. Вода(8 ч)
27 Вода – растворитель. Растворы 1 9.12 28 Массовая доля растворенного вещества в растворе 1 11.12 29 Вода и ее свойства 1 16.12 30 Практическая работа № 5
Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества
1 18.12 31 Применение воды и растворов 1 23.12 32 Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы» 1 25.12 33 Обобщение знаний по темам: «Кислород. Водород. Вода. Растворы» 1 13.01 34 Самостоятельная работа
по темам:
«Кислород. Водород. Вода.Растворы» 1 15.01 № 5. Основные классы неорганических веществ (9 часов)
35 Оксиды
(Состав оксидов и их классификация.Свойства оксидов)1 20.01 36 Основания.
(Состав оснований и их классификация) 1 22.01 37 Свойства оснований 1 27.01 38 Кислоты
(Состав кислот и их классификация. Свойства кислот)1 29.01 39 Соли.
(Состав солей и их классификация) 1 3.02 40 Свойства солей 1 5.02 41 Связь между отдельными классами неорганических соединений 1 10.02 42 Жизнь и деятельность
Д.И.Менделеева1 12.02 43 Контрольная работа № 2
по теме № 4 Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений
Контрольно-измерительные материалы. Химия. 8 класс/Сост. . – Н.П.Троегубова, Е.Н Стрельникова.- 2-е изд., перераб.- М.:ВАКО,2014.-112с.- (Контрольно-измерительные материалы). Стр 80-81 1 17.02 Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Строение атома (8 часов)
44 Классификация химических элементов 1 19.02 45 Периодический закон Д.И.Менделеева .1 24.02 46 Периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева1 26.02 47 Строение атома 1 2.03 48 Распределение электронов по энергетическим уровням. 1 4.03 49 Значение периодического закона 1 9.03 50 Практическая работа № 6 Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений.»1 11.03 51 Обобщение знаний по теме: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева1 16.03 Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ (9часов)
52 Электроотрицательность химических элементов.
Основные виды химической связи 1 18.03 53 Основные виды химической связи. Ионная связь 1 30.03 54 Основные виды химической связи. Ковалентная связь 1 1.04 55 Основные виды химической связи. Ковалентная связь 1 6.04 56 Кристаллические решетки 1 8.04 57 Степень окисления 1 13.04 58 Контрольная работа №3
по темам 6,7
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома
Химическая связь. Строение веществ 1 15.04 59 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. 1 20.04 60 Повторение и обобщение знаний по теме:
Строение атома
Химическая связь. Строение веществ 1 22.04 Тема № 9. Галогены ( 8 часов)
61 Закон Авогадро. Молярный объем газов 1 27.04 62 Относительная плотность газов 1 29.04 63 Объемные отношения газов при химических реакциях 1 4.05 64 Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. 1 6.05 65 Хлороводород.
Соляная кислота и её соли 1 11.05 66 Сравнительная характеристика галогенов 1 13.05 67 Обобщение знаний по курсу химии 8 класса 1 18.05 68-70 Решение задач по курсу химии 8 класса 1 20.05
25.05
27.05
Приложение
Контрольная работа №1 по теме
«Первоначальные химические понятия»
Вариант 1
Часть А
Для разделения смеси порошков мела и поваренной соли следует
воспользоваться лупой и пинцетом
добавить к смеси воду, затем профильтровать
пропустить смесь через сито
добавить к смеси воду, затем профильтровать и упарить фильтрат
Перечень чистых веществ помещен под номером
дистиллированная вода, алюминий, воздух
почва, морская вода, духи
медь, железо, свинец
сталь, бронза, мельхиор
Только химические явления описаны под номером
скисание молока и горение свечи
таяние льда и испарение воды
замерзание воды и гниение остатков
свечение электролампы и образование облаков
Формулы только простых веществ записаны в ряду
PH3, P4 , O3
NH3, N2 , N2O
H2 , Fe , O3
H2O , Cl2, HCl5. Молекула оксида азота (IV) состоит из
1) двух атомов азота и одного атома кислорода 2) одного атома азота и двух атомов кислорода 3) одного атома азота и одного атома кислорода
4) двух атомов азота и пяти атомов кислорода
6) Сумма коэффициентов в уравнении реакции фосфора (Р) с избытком кислорода (02) равна
1) 83) 10
2) 94) 11
7) Валентность хрома в соединении Сг2О3 равна
1) I 3) III
2) II 4) IV
8) Массовая доля цинка в хлориде цинка равна
1) 47,8% 3) 50%
2) 52,2% 4) 33,3%
Часть Б
9) Выскажите мнение по поводу суждений:
А. Атомы - это мельчайшие химически неделимые частицы, из которых состоят молекулы.
Б. При физических явлениях молекулы вещества сохраняются, а при химических - разрушаются.
верны оба высказывания
верно только А
верно только Б
оба высказывания неверны
10) Установите соответствие между уравнением реакции и его типом
1) Fе2Оз + 6НСl = 2FеСlз + 3Н2О
2) Fe + 2НСl = FeCl2 + Н2
3) 4Fe + 302 = 2Fе2Оз
4) 2Fе(ОН)з = Fе2Оз + 3Н2О
5) FeO + Н2S04 = FeS04 + Н2О
А. Замещения В. Разложения
Б. Соединения г. Обмен

Контрольная работа №3 по теме «Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь».
I вариант
I уровень 1. Пользуясь периодической таблицей, дайте характеристику химическому элементу №5 по плану:
а) название химического элемента, его символ;
б) относительная атомная масса (округлённо до целого числа);
в) заряд ядра атома;
г) число протонов и нейтронов в ядре атома;
д) общее число электронов;
е) номер периода, группы, в котором расположен химический элемент.
2. Вычислите массовую долю водорода в химической формуле NaH.
3. Массовые доли меди и кислорода в оксиде меди соответственно равны 88,8% и 11,2%. Установите простейшую формулу вещества.
4. Определите порядковый номер, название, относительную атомную массу элемента, находящегося в 3-м периоде, 3-м ряду, IV группе.
5. Какой тип кристаллической решётки образуют следующие вещества:
а) KCl; б) O2.
II уровень 1. Пользуясь периодической таблицей, дайте характеристику химическому элементу №26 по плану:
а) название химического элемента, его символ;
б) относительная атомная масса (округлённо до целого числа);
в) заряд ядра атома;
г) число протонов и нейтронов в ядре атома;
д) общее число электронов;
е) номер периода, группы, в котором расположен химический элемент;
ж) химические свойства простого вещества (металл - неметалл).
2. Пользуясь знанием валентности и электроотрицательности, составьте формулы веществ, образованных атомами различных химических элементов, символы которых предложены:
а) Сu и S; б) Н и F; в) Са и N.
3. Во время ядерных испытаний атмосфера загрязняется радиоактивными веществами. Особенно опасны: стронций – 90, цезий – 137, иод – 131. Напишите символы этих химических элементов. Укажите число протонов и нейтронов, содержащихся в ядре каждого из них.
4. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых приведены: SO3, Br2, N2, CaCl2, H2O.
5. Определите формулу вещества, если известно, что массовая доля водорода в нём составляет 11,1%, кислорода – 88,8%.
II вариант
I уровень
1. Пользуясь периодической таблицей, дайте характеристику химическому элементу №16 по плану:
а) название химического элемента, его символ;
б) относительная атомная масса (округлённо до целого числа);
в) заряд ядра атома;
г) число протонов и нейтронов в ядре атома;
д) общее число электронов;
е) номер периода, группы, в котором расположен химический элемент.
2. Вычислите массовую долю хлора в химической формуле СаСl2.
3. Выведите простейшую формулу соединения, если известен его элементный состав:
27,3 % углерода и 72,7 % кислорода.
4. Определите порядковый номер, название, относительную атомную массу элемента, находящегося в 4-м периоде, 4-м ряду, V группе.
5. Какой тип кристаллической решётки образуют следующие вещества:
а) HCl; б) SiO2.
II уровень
1. Пользуясь периодической таблицей, дайте характеристику химическому элементу №13 по плану:
а) название химического элемента, его символ;
б) относительная атомная масса (округлённо до целого числа);
в) заряд ядра атома;
г) число протонов и нейтронов в ядре атома;
д) общее число электронов;
е) номер периода, группы, в котором расположен химический элемент;
ж) химические свойства простого вещества (металл - неметалл).
2. Пользуясь знанием валентности и электроотрицательности, составьте формулы веществ, образованных атомами различных химических элементов, символы которых предложены:
а) N и Mg; б) P и H; в) Сl и В.
3. Зная общие формулы летучих водородных соединений и оксидов RH4, RH2, RH3, RH и R2O5, RO2, R2O3, RO3 запишите соответствующие соединения: а) фосфора; б) серы; в) углерода
4. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых приведены: N2, NH3, CH4, H2S, HF.
5. Определите формулу вещества, если известно, что массовая доля серы в нём составляет 50%, кислорода – 50%.