Конспект урока по ОБЖ 8 класс на тему Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия


Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия
 ЧС техногенного характера. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде почве. Использование индивидуальных средств защиты: ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза
Проверка ДЗ. ( 3 отметки) Устно спросить ответы на вопросы:
- если проживаете на территории вблизи РОО
- при получении сигнала о РА
- при подготовке к эвакуации;
2. Просмотр презентации.
2. Изучение нового материала.
1) записывается тема урока
2)необходимые определения и их сокращения
- ОХВ – опасные химические вещества – обладают высокой токсичностью и способны вызвать массовые отравления людей
- АХОВ – аварийно опасные химические вещества – это ОХВ, применяемое в промышленности и с/х, при аварийном выбросе которого может произойти заражение окружающей природной среды в поражающих живые организмы конценрациях.
- существует 10 наиболее опасных АХОВ (с.113) +соляная кислота +ртуть, подготовить сообщения по плану: свойства вещества, где в промышленности применяется, чем опасно, меры безопасного поведения при аварии
- наиболее часто используемыми веществами являются аммиак (50%), хлор (35%), соляная кислота (5%)
- ХОО – это объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных, растений АХОВ
( на территории РФ 3,3 тысячи ХОО)
-ХА – авария, сопровождающаяся проливом или выбросом АХОВ, способная привести к гибели лил химическому заражению людей, с/х животных и растений, заражению окружающей среды
- очаг поражения АХОВ – это территория, в пределах которой произошли массовые поражения людей, животных, растений
3)поражающие факторы всех АХОВ:
- токсическое воздействие на организм человека и животных
- химическое заражение местности, воздуха, воды
- высокая или низкая температура
- при взрыве – ударная волна
4) пути проникновения:
-органы дыхания
- кожные покровы
- раны
- желудочно – кишечный тракт (с пищей)
5)причины ХА
-нарушение технологии работ
- «человеческий фактор»
-отсутствие контроля
-стихийные бедствия
Задания по группам:
1 тур “Алгоритм”.
Каждому учащемуся выдается файл с запрограммированной постоянной информацией и вопросами, помогающими дать последующий ответ.
СХЕМА АЛГОРИТМА
“Что делать при аварии на химическом предприятии с выбросом ядовитых веществ”
1.Как ты узнаешь об аварии (что включить?)__________________________
2.Как сразу защитить себя (что одеть?)_______________________________
3.Провести герметизацию (как?)_____________________________________
4.Предупредить осложнения (что отключить?)_________________________
5.Для дальнейшего необходимо (что взять с собой?)_____________________
6.Действия после ухода из дома (куда идти?)__________________________
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.телевизор,радио
2.СИЗ органов дыхания
3.Закрыть окна и форточки
4. Газ, воду, электричество
5.взять необходимые вещи, документы и продукты питания
6. укрыться в ближайшем убежище или покинуть район аварии
СХЕМА АЛГОРИТМА
“Как оказать помощь при отравлении кислотами и щелочами”
1.Эти препараты поражают,ухудшают, изменяют (что? какие органы?)________________________________________________________
2. Отравление этими препаратами характеризуется следующими симптомами (какими?)________________________________________________________
3. Чтобы слюна вместе с воздухом не затекала в дыхательные пути, необходимо
(что сделать?)______________________________________________________
4. Если наступила асфикция (удушье), надо (что сделать?) (каким способом?)--____________________________________________________________________
5.Пострадавшему нужно дать (что?)_____________________________________
6. При ожогах на коже, глазах, губах нужно (что делать? как?)______________
7. Независимо от тяжести отравления и состояния пострадавшего срочно (что сделать?)_____________________________________________________________
8. Пострадавшего в бессознательном состоянии нужно уложить так,(как?) чтобы________________________________________________________________
9. Нельзя без медицинского персонала ( что делать?)_______________________
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. дыхательные пути, слизистую оболочку полости рта, носа, носа, глаз, глотку, желудок, пищевод, кровь, почки, печень.2. сильная боль во рту, дых. путях, ожоги слизистой оболочки и кожи, обильное отделение слюны, нарушение глотания, дыхания, удушье, рвота, шоковое состояние, синюшность лица.
3. немедленно удалить слюну и слизь изо рта указательным пальцем, навернув
кусок марли, протереть полость рта пострадавшего.
4.произвести искусственное дыхание, методом изо рта в рот.
5. выпить воды, молока, 2-3 стакана.
6. смывать большим количеством воды; под проточной струей из водопроводного крана или чайника, затем наложить сухую повязку.
7. вызвать врача.
8. чтобы голова у него была опущена и повернута набок.
9. промывать желудок и вливать жидкость через зонд
Брей-ринг “Аварии с выбросом активных химически опасных веществ”
№ вопроса
Вопрос Ответ
1 Сколько в мире изготавливается наименований химических веществ?
(около 1 млн.)
2 Соединения каких металлов относят к чрезвычайно опасным
(ртуть, свинец, кадмий, цинк).
3 Для каких видов промышленности необходимы запасы ядовитых веществ (5 видов)
химическая,нефтеперерабатывающая,машиностроение,
металлургия, целлюлозно-бумажной4 Сколько на территории РФ ХОО более 3300
5 Сколько % крупных городов имеют ХОО 90%
6 В каком регионе РФ их более всего Центральном7 Сколько классов АХОВ по степени опасности воздействия на организм 4
8 Как называются вещества относящиеся ко 2 классу высокоопасные9 Приведите пример веществ относящихся к 1 классу Галогены,соединения ртути, свинца и кадмия, вещества содержащие цианогруппу, хлоргидрины,фосген10 Самые распространенные ХОО хранилища хлора и аммиака
11 Приведите пример нейтропного яда сероуглерод
12 Бесцветный газ с запахом прелого сена. Фосген
13 Газ с запахом нашатырного спирта Аммиак
14 Где в здании укрыться от хлора На верхних этажах
15 Как делятся аварии на ХОО по масштабам последствий Локальные, местные, общие
3. ДЗ. П. 5.4, вопросы в тетради, сообщения, желательно в виде презентаций