Внеаудиторная самостоятельная работа по ПМ 02 Выполнение химической завивки волос


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЮБИМСКИЙ
АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании методического совета
«____»_______________2015г.
Председатель МС
_______________ Т.М.Смирнова Утверждаю:
Заместитель директора по ОД
____________ И.В.Самойлова
«____»__________________2015г.
ПРОГРАММА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«МДК 02.01 Химическая завивка волос»

по профессии: 43.01.02 Парикмахер
Форма обучения: очная
Нормативный срок обучения: 2 года 10 месяцев
На базе основного общего образования
2015
Программа внеаудиторной самостоятельной работы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и является неотъемлемой частью образовательной программы учебной дисциплине
МДК 02.01 Химическая завивка волос


По профессии: 43.01.02 Парикмахер
Организация-разработчик: ГПОАУ ЯО Любимский аграрно-политехнический колледж
Разработчики:

Трофимова М.А. - преподаватель специальных дисциплин
Методические рекомендации к внеаудиторным самостоятельным работам по учебной дисциплине МДК 02.01. Химическая завивка волос предназначены для обучающихся по профессии 43.01.02 Парикмахер
Пояснительная записка
Необходимым условием достижения нового качества профессионального образования является увеличение самостоятельной работы обучающихся.
Самостоятельная работа – это планируемая работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Организуя самостоятельную работу студентов, реализуются следующие дидактические и воспитательные цели:
приобретение новых знаний, умений и навыков;
закрепление знаний, умений и навыков;
применение знаний, умений и навыков;
проверка знаний, умений и навыков;
научить систематизировать, обобщать и анализировать исходный материал, а также результаты собственного труда;
выработка организаторских навыков;
привитие интереса к дисциплине;
содействие формированию мировоззренческого мышления с помощью изучаемой дисциплины;
тренинг преодоления трудностей;
Раскрытие эрудиции студента и его индивидуальности.
Согласно новой образовательной парадигме (независимо от направления и характера работы) любой специалист должен обладать:
фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля;
опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем;
опытом социально оценочной деятельности;
две последующие составляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Различают аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплинам предусмотрена учебными планами специальностей (разница между максимальной нагрузкой и обязательными аудиторными часами). Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине представляет собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя и обязательно оценивается. Режим работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.
Содержание и формы внеаудиторной самостоятельной работы находят отражение в рабочих программах по дисциплинам, в учебно-методических комплексах. Управление самостоятельной работой осуществляет преподаватель, который на протяжении всего периода обучения формирует и развивает у студента компоненты.
Количество часов на освоение учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 197 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 138 часа;
самостоятельной работы обучающегося 59 часов.
Виды самостоятельных работ по дисциплине «МДК 02 .01 Химическая завивка волос»
Самостоятельная работа студента по дисциплине включает разные формы и виды деятельности:
Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта
Завершение оформления практических работ
Подготовка сообщения
Подготовка реферата
Разработка презентации
Составление обобщающих таблиц.
Важным для будущих ребят-исследователей оказывается умение работать с имеющийся информацией, умение добывать необходимый научный материал, умение грамотно систематизировать, логически распределять имеющиеся данные, умение выделить в изучаемой монографии информационный центр. Мультимедия позволяет учащимся готовить к урокам разные продукты: рефераты, доклады, небольшие сообщения, презентации.
Каждый из учащихся имеет возможности самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Также можно использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.
С тем, чтобы научить студентов владеть в достаточной мере и пользоваться рациональными методами самостоятельной работы с учебной литературой, в учебном заведении ежегодно для студентов вводятся занятия по организации самостоятельной работы студентов.
Выделяют три уровня самостоятельной работы студентов
- репродуктивный (тренировочный) – заполнение таблиц, схем, конспектирование;
-реконструктивный - подготовка и защита реферативных сообщений и докладов, составление аннотаций, рецензирование первоисточников.
- творческий (поисковый) – анализ проблемной ситуации, выполнение учебно-исследовательских заданий, разработка проектов и др.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:
уровень усвоения учебного материала;
умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с установленными требованиями.
Организация самостоятельной работы студентов включает в себя следующие положения:
организация самостоятельной работы, групповых и индивидуальных консультаций;
личное планирование самостоятельной работы студентом;
организация получения необходимой для самостоятельной работы литературы;
поддержание связи с преподавателем;
методическое руководство самостоятельной работы студентов посредством разработки преподавательским составом методических указаний;
контроль самостоятельной работы преподавателями.

Советы и рекомендации к выполнению самостоятельных работ
Все типы заданий, выполняемых студентами, в том числе в процессе самостоятельной работы, так или иначе содержат установку на приобретение и закрепление определенного Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объема знаний, а также на формирование в рамках этих знаний некоторых навыков мыслительных операций - умения оценивать, анализировать, сравнивать, комментировать и т.д. Некоторые задания требуют пояснения:
1. Прокомментировать высказывание - объяснить, какая идея заключена в отрывке, о какой позиции ее автора она свидетельствует.
2. Сравнить – выявить сходство и различие позиций по определенным признакам.
3. Обосновать один из нескольких предложенных вариантов ответа – привести аргументы в пользу правильности выбранного варианта ответа и указать, в чем ошибочность других вариантов.
4. Аргументировать (обосновать, доказать, объяснить) ответ – значит: а) оправдать (опровергнуть) некоторую точку зрения; б) обосновать свою точку зрения, опираясь на теоретические или практические обобщения, данные и т.д.5. Провести анализ – разложить изучаемые явления на составные части, сопоставить их с целью выявления в них существенного, необходимого и определяющего.
6. Тезисно изложить идею, концепцию, теорию – используя материал учебных пособий и другой литературы, кратко, но не в ущерб содержанию сформулировать основные положения учения.
7. Дать характеристику, охарактеризовать явления – значит назвать существенные, необходимые признаки какого-либо явления (положения какой-либо теории) и выявить особенности.
8. Изобразить схематически – значит раскрыть содержание ответа в виде таблицы, рисунка, диаграммы и других графических форм.
Чтение учебной литературы, систематизация прочитанного, составление краткого конспекта
представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если обучающийся излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.
Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить.
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем.
Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч. Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
•усилить мотивацию к выполнению задания подбороминтересной темы;
•консультирование при затруднениях.
Роль обучающегося:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста болеелаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.
Подготовка сообщения это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.
Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).
Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.
Затраты времени на подготовку сообщения зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку информационного сообщения – 2ч
Дополнительные задания такого рода могут планироваться заранее и вноситься в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины.
Роль преподавателя:
определить тему и цель сообщения;
определить место и сроки подготовки сообщения;
оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;
рекомендовать базовую и дополнительную литературупо теме сообщения;
оценить сообщение в контексте занятия.
Роль обучающегося:
собрать и изучить литературу по теме;
составить план или графическую структуру сообщения;
выделить основные понятия;
ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;
оформить текст письменно;
сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
наличие элементов наглядности.
Подготовка реферата - это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.
Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающегося и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч,
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям
 Порядок сдачи и защиты рефератов.    
    1. Реферат сдается на проверку  преподавателю за 1-2 недели до  зачетного занятия
    2. При оценке реферата преподаватель учитывает
качество
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями ГОСТ.
    3. Защита тематического реферата  может проводиться на выделенном  одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
    4. Защита реферата студентом предусматривает 
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На  защите запрещено чтение текста реферата.
    5. Общая оценка за реферат выставляется  с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 
Содержание и оформление разделов реферата
Титульный лист.   Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается  полное наименование учебного заведения.
          В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова " тема " и в кавычки не заключается.
          Далее, ближе к  правому краю титульного листа, указываются фамилия, инициалы студента, написавшего реферат, а также его курс и группа. Немного ниже или слева указываются название кафедры, фамилия и инициалы преподавателя - руководителя работы.
          В нижнем поле указывается  год написания реферата.
    После титульного листа помещают оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать их или давать в другой формулировке и последовательности нельзя.
          Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки  на конце. Последнее слово каждого  заголовка соединяют отточием (……………) с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
          Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три - пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени.
          Введение.  Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание реферата, указывается объект (предмет) рассмотрения, приводится характеристика источников для написания работы и краткий обзор имеющейся по данной теме литературы. Актуальность предполагает оценку своевременности и социальной значимости выбранной темы, обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.
          Основная  часть. Содержание глав этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал, обобщать, анализировать, делать логические выводы.
          Заключительная  часть.  Предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме.
          Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.
      В работах используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий, авторов или заглавий; по тематике; по видам изданий; по характеру содержания; списки смешанного построения. Литература в списке указывается в алфавитном порядке (более распространенный вариант - фамилии авторов в алфавитном порядке), после указания фамилии и инициалов автора указывается название литературного источника, место издания (пишется сокращенно, например, Москва - М., Санкт - Петербург - СПб ит.д.), название издательства (например, Мир), год издания (например, 1996), можно указать страницы (например, с. 54-67). Страницы можно указывать прямо в тексте, после указания номера, под которым литературный источник находится в списке литературы (например, 7 (номер лит. источника) , с. 67- 89). Номер литературного источника указывается после каждого нового отрывка текста из другого литературного источника.
          В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы (таблицы, карты, графики, неопубликованные документы, переписка и т.д.). Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу слова " Приложение" и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака " № "), например, " Приложение 1".  Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом " смотри " (оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки - (см. прил. 1)). 
Критерии оценки реферата
актуальность темы,
соответствие содержания теме,
глубина проработки материала,
грамотность и полнота использования источников,
соответствие оформления реферата требованиям,
доклад,
умение вести дискуссию и ответы на вопросы. 
Образец титульного листа

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ЛЮБИМСКИЙ
АГРАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Р Е Ф Е Р А Т
Тема:

Выполни л (а)
Ф. И. О. студента,
курс, группа,
специальность

Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Любим 20___
Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................................................... 2
Глава 1 .................................................................................................. 3
Глава 2 .................................................................................................. 6
Глава 3 ................................................................................................ 10
Заключение ........................................................................................ 14
Список литературы............................................................................ 16
Составление презентаций.
Это более простой вид отображения информации.
Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Работа представляется в слайдах, количество слайдов не менее 8.
Первый слайд – ФИО, номер группы, темы.
Дизайн презентации, выбор цветовой гаммы на усмотрение студента. Креативность и творческий подход оценивается дополнительно.
Затраты времени на составление зависят от объема информации и ее сложности. Ориентировочное время на выполнение 2 ч .Роль преподавателя:
•конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте задания.
Роль обучающегося:
изучить информацию по теме;
•создать слайды с информацией по заданной тем.;представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации.
наличие логической связи изложенной информации;
творческий подход к выполнению задания;
работа сдана в срок.
Составление таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 0,5-1 ч
Критерии оценки:
соответствие содержания теме,
логичность структуры таблицы,
правильный отбор информации, 2 балла;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации,
соответствие оформления требованиям,
работа сдана в срок.
Разработка творческого проекта
Пример творческого проекта
выполнения прически любого стилевого
направления с макияжем
План работы
Введение.
Краткие сведения о модели.
Описание цветового стиля модели.
Технологическая часть
Подготовка волос к прическе.
Технология выполнения прически.
Окончательное оформление прически.
Декоративная косметика.
Технология выполнения макияжа.
Графическая часть (зарисовка общего вида модели в цвете).
Выполнение и защита работы.
Программа внеаудиторной работы
№ и название темы Наименование самостоятельной работы Время, затраченное
на выполнение
работы
Тема 2.1.
Общие сведения о химической завивке.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.
5
«Современные средства (ассортимент) для выполнения химической завивки»
Работа в рабочей тетради 5
Тема 2.2.
Классическая технология химической завивки.

«Современная аппаратура и инструменты для выполнения химической завивки»
«Инструменты для выполнения химической волос»
Работа в рабочей тетради 5
Тема 2.3. Современные тенденции в химической завивке составление инструкционной - технологических карт ;- составление схемы и подбор химической завивки конкретному клиенту с учетом индивидуальных особенностей;
3
- разработка схемы накруток волос для выполнения химической завивки на волосы различной длины;
3
- разработка схемы накруток волос для выполнения химической завивки с учетом современных направлений моды
Работа в рабочей тетради 11