Предмет химии. Вещества, их свойства и превращение. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии.

Тема: Предмет химии. Вещества, их свойства и превращение. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии.

Уважаемый восьмиклассник!
Ты начинаешь изучать одну из самых древних и важных наук химию.
Многими химическими знаниями люди пользовались уже в глубокой древности. Эти знания были необходимы для получения металлов и сплавов, стекла, керамики, красок, духов.
И в наши дни ни одному человеку не обойтись в жизни без знания химии.
Основа хорошего понимания химии умение думать, рассуждать, считать, находить удачные решения задач. Все эти навыки ты сможешь выработать, если будешь настойчивым, трудолюбивым и внимательным на уроках, будешь самостоятельно заниматься дома.
Материал данного урока разбит на небольшие части, представленные на отдельных страницах. Каждая часть урока содержит теоретический материал и заканчивается вопросом. Если ответ на вопрос предполагает одно слово (причём ввести его нужно без орфографических ошибок), то система проверит его автоматически и, если он будет правильным, позволит тебе продолжить изучение урока на следующей странице, а если твой ответ будет неправильным, тебе придётся вернуться на текущую страницу для повторной попытки.
В случае, когда ответом является фраза или эссе, ты сможешь продолжить изучение материала сразу же после ввода ответа на вопрос. А твой ответ будет проверен и оценен преподавателем позже.
Ты можешь выйти из содержания урока в любое время и потом вернуться на нужную тебе страницу для продолжения изучения материалов и выполнения заданий. Для того, чтобы перейти на определённую страницу урока достаточно нажать кнопку "Страница N", где N- номер страницы.
Твоя задача – задача прилежного ученика – последовательно и внимательно изучить все теоретические материалы урока, ответить на все вопросы и тесты и, конечно, постараться получить максимальные оценки. Как уже упоминалось, некоторые ответы будут оценены автоматически (например, вопросы с вариантами ответа). А некоторые будут оценены преподавателем позже.
Для начала работы с материалом урока нажми кнопку "Страница 1".
Удачи тебе и успехов в учёбе!










Страница 1.
«Широко распростирает химия руки свои в дела
человеческие Куда не посмотрим, куда не
оглянемся, везде обращаются пред очами нашими
успехи ее прилежания»
М.В.Ломоносов
Дорогой друг!

Сегодня ты узнаешь:
1) о том, что изучает предмет химия;
2) о веществе, а также о простых и сложных веществах;
3) о химическом элементе и о трех формах его существования;
4) о превращениях веществ.
Попробуешь сам:
1) охарактеризовать вещества, используя для этого их физические свойства;
2) выяснить отличия химических явлений от физических.
Познакомишься:
1) с ролью химии в жизни человека;
2) историей развития науки химии.
Давай посмотрим небольшой фильм, в котором ты найдешь ответы на все вопросы сегодняшнего урока!
Видеофрагмент «Мир химии» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Примечание. Если видео долго загружается, нажми паузу и подожди несколько минут, затем снова нажми воспроизведение.)
Дорогой друг! Теперь надеюсь, ты сможешь ответить на вопрос: «Что изучает наука химия?
Задание №1.
ИНСТРУКЦИЯ: Введи свой ответ в поле " Ваш ответ " несколькими словами и нажми кнопку "Пожалуйста, введите Ваш ответ в поле". Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!

Перечисли, что изучает наука химия?

Правильные ответы: 1) вещества, свойства, явления; или 2) свойства, вещества, явления; или 3) вещества, явления, свойства.

Если верно: Молодец! Можешь продолжать урок дальше.

Если неверно: Подумай еще. Посмотри слайд – шоу «Что такое химия?» (папка ЦОР/ Что такое химия_слайд_шоу), оно поможет ответить на поставленный вопрос.

А теперь в электронной тетради перечисли, какую роль играет химия в жизни человека.

Конечно же, ты обратил внимание на довольно позднее время введения предмета химии в обучение в сравнении с другими предметами (биологией, физикой, географией и др.). Дело в том, что для начала изучения химии необходимы определенные знания из других предметов, в первую очередь из физики. Вспомни из курса физики, что называется физическим телом? Лучше разобраться с этим понятием тебе поможет флеш – ролик «Тела и вещества» (папка ЦОР/ тела и вещества_интерак). А выполнив упражнение «Тела» (папка ЦОР/Тела_Интерак).
ты закрепишь данный учебный материал.
Итак, тела состоят из различных веществ. Открой учебник на стр.5 и запиши в рабочую тетрадь определение вещества.
Чтобы закрепить твои знания о веществах выполни следующее тренировочное задание: «Вещества» (папка ЦОР/ Вещества_интерактив).
Итак, ты вспомнил, теперь сможешь успешно выполнить тест.
Тест №1.
ИНСТРУКЦИЯ: Чтобы пройти тест, нажми кнопку "Начать тестирование". Когда все ответы будут внесены, нажми кнопку "Отправить все и завершить тест"
Выбери один наиболее верный ответ.
1. Вещество
1) капля воды
2) поваренная соль
3) железный гвоздь
4) медная монета
2. Прилагательное относится только к телам 1) мягкий
2) растворимый
3) жидкий
4) круглый
3. Тело
1) медный купорос
2) алюминий
3) стеклянная пробирка
4) мел
4. Прилагательное относится к веществам 1) твердый
2) длинный
3) квадратный
4) увесистый
5. Вещество
1) стакан
2) стекло
3) пробирка
4) колба
Оценка: «3» - даны правильные ответы на 3 вопроса;
«4» - даны правильные ответы на 4 вопроса;
«5» - даны правильные ответы на 5 вопросов.

Если верно: Молодец! Теперь мы выясним, в чем отличие различных веществ.
Если неверно: Подумай еще. Повтори в глоссарии определение понятия «тело» и «вещество» и попробуй еще раз дать ответы на вопросы теста.

Чтобы продолжить наш урок, нажми кнопку "Далее"
Чтобы завершить урок, нажми кнопку "Завершить урок"

Страница 2.
Дорогой друг!
Оглянись вокруг, посмотри на окружающие тебя тела.
Задумывался ли ты, почему окно или стакан изготавливают именно из стекла, а не из другого вещества (дерева или металла)?
Попробуй высказать свои предположения, выполнив
задание №2.

Задание №2.
ИНСТРУКЦИЯ: Введи свой ответ в поле " Ваш ответ " одним словом и нажми кнопку "Пожалуйста, введите Ваш ответ в поле". Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!

Чем отличаются вещества друг от друга?

Ответ: свойствами или свойства

Если верно: Молодец! Давай продолжим изучение свойств веществ более подробно.

Если неверно: Подумай еще. Справиться с этим заданием поможет анимация «Свойства веществ» (папка ЦОР/ Свойства веществ_анним).

Чтобы продолжить наш урок, нажми кнопку "Далее"
Чтобы завершить урок, нажми кнопку "Завершить урок"


Страница 3.
Дорогой друг!
Любое вещество, мы можем отличить, используя его физические свойства.
Просмотри анимацию «Физические свойства» (папка ЦОР/физические св_ва_звук). Теперь перейдем к работе с тетрадью. Запиши в нее заголовок: «Физические свойства веществ» и перечисли их.
Сейчас мы рассмотрим более подробно некоторые из физических свойств, которые можно использовать для описания веществ. Это Агрегатное состояние, пластичность, плотность, растворимость, теплопроводность.
1. Агрегатное состояние – это разные состояния одного и того же вещества, характеризующиеся изменением физических свойств. Рассмотрим, как может меняться агрегатное состояние вещества на примере парафина. Посмотри анимацию «Агрегатные состояния парафина» (папка ЦОР/ Агрегатное состояние парафина_интерактив) и отметь, сколько их? Далее изучи схему представленную в анимации «Агрегатное состояние веществ» (папка ЦОР /Агрегатное состояние веществ_интерактив) и выполни задание №3, используя электронную тетрадь.
Задание №3.
Заполни таблицу, проведя классификацию веществ по агрегатному состоянию: поваренная соль, сера, сахар, стекло, кварц, мел, медь, железо, вода, бензин, углекислый газ, сероводород.

Агрегатное состояние веществ
жидкое
твердое
газообразное

Примеры веществ





2. Пластичность – это способность веществ необратимо деформироваться под действием механической нагрузки. Посмотри анимацию «Пластичность веществ» (папка ЦОР/ пластичность веществ) и запиши в электронной тетради свои примеры хрупких и пластичных веществ.
3. По наличию блеска все вещества можно разделить на две группы. На какие именно ты узнаешь из анимации «Блеск веществ» (папка ЦОР/ Блеск веществ_интерак). Запиши названия групп в электронную тетрадь.
4. Все вещества обладают разной плотностью, более подробно это понятие ты будешь изучать в курсе физики, но понять, что такое плотность и какую роль она играет в характеристике веществ позволит тебе анимация «Плотность»: ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
5. Все вещества обладают различной растворимостью. Посмотри видеоролик «Растворимость веществ» (папка ВИДЕО/растворимость вещ_в) и запиши в тетрадь два-три примера веществ с хорошей растворимостью и плохой.
6. Для многих веществ, особенно для металлов характерна теплопроводность. Посмотри видеоролик «Теплопроводность» (папка ВИДЕО /теплопроводность_видео) и запиши в тетрадь примеры веществ с высокой и низкой теплопроводностью.

Изучив данный материал, ты многое узнал о свойствах веществ и надеюсь, справишься с заданием, который поможет закрепить твои знания.

Задание №3.
ИНСТРУКЦИЯ: Введи свой ответ в поле " Ваш ответ " двумя словами (в именительном падеже) через запятую и нажми кнопку "Пожалуйста, введите Ваш ответ в поле". Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!
О каких веществах можно сказать: а) при обычных условиях бесцветная жидкость, без вкуса и запаха, закипает при 100о С; б) твердое вещество серебристого цвета, хорошо проводит электрический ток, легкий, хорошая пластичность позволяет изготавливать тонкую проволоку.
Правильный ответ: вода, алюминий

Если верно: Молодец! Теперь мы рассмотрим зависимость между свойствами веществ и их применением.

Если неверно: Подумай еще. Прочитай материал учебника на стр. 8 и еще раз сделай попытку выполнить задание.


Страница 4.
Дорогой друг!

Большинство веществ находят применение благодаря своим свойствам! Тебе хорошо известны такие вещества как полиэтилен и алюминий, а задумывался ли ты над тем, благодаря каким свойствам этих веществ они находят широкое применение в народном хозяйстве?
Выполни тренировочные упражнения, которые помогут тебе разобраться в этом вопросе.
Упражнение №1. «Взаимосвязь свойств полиэтилена и его применением» (папка ЦОР/ Взаимосвязь свв полиэтилена и его применением)
Упражнение №2. «Взаимосвязь свойств алюминия и его применением» (папка ЦОР/ Взаимосвязь свв алюминия и его применением)
Я думаю, что у тебя все получилось!
Для того чтобы продолжить наш урок, необходимо закрепить изученный материал! Я думаю, ты легко справишься со следующим заданием!

Задание №5.
Заполни в электронной тетради таблицу «Свойства веществ».
Внимание: ответом в первой строчке может служить только одно слово; в остальных строчках нужно поставить знаки : если «да» - «+»; если «нет» - «-»!

Свойства веществ
Спирт
Углекислый газ
Сахар

Агрегатное состояние




Блеск




Запах




Растворимость в воде




А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Физминутка.
(папка ПРЕЗЕНТАЦИИ/ прикольная зарядка)
Автор: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], учитель МХК, МОУ СОШ с. Кстинино, с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области

Страница 5.
Дорогой друг!

Основой изучения курса химии служит атомно-молекулярная теория, основные положения которой ты проходил на уроках физики.
Вещества состоят из молекул, а молекулы из атомов. Атомы чрезвычайно малы и на кончике иглы помещаются миллиарды атомов. Тем не менее, наука достигла такого уровня, что различает атомы по размерам, массе и свойствам. В настоящее время различают 109 видов атомов, из которых и состоят все вещества.
Прочитай в учебнике стр.6 определение химического элемента и выпиши его в свою тетрадь.
Каждый элемент имеет 3 формы существования!
Посмотри внимательно слайд - шоу «Формы существования химических элементов» (папка ЦОР/ Формы существования химич элементов) и запиши в рабочую тетрадь схему представленную там.
Формы существования элемента, разберем на примере одного из распространенных элементов - водорода.
На Солнце водород существует поодиночке, т. е. в виде изолированных атомов (из-за высокой температуры). А на Земле в молекулярном виде, 2 атома водорода соединяются друг с другом, и образуется простого вещества водород, который является самым легким газом. Но элемент водород способен соединяться не только друг с другом, но также и с другими атомами. Если 2 атома водорода соединятся с 1 атомом кислорода, то получится молекула воды.
Изучи рисунок 2 и текст учебника на стр. 6 - 7, где приведены примеры форм существования других элементов. Для закрепления учебного материала по этому разделу, выполни тест №2.
Тест №2.
ИНСТРУКЦИЯ: Чтобы пройти тест, нажми кнопку "Начать тестирование". Когда все ответы будут внесены, нажми кнопку "Отправить все и завершить тест"
Выбери один наиболее верный ответ.
1.Простое вещество
1) кислород
2) вода
3) хлороводород
4) поваренная соль
2. Говорится о меди как о простом веществе
1) атомы меди входят в состав медного купороса
2) медь хорошо проводит электрический ток
3) атомы меди тяжелее, чем атомы железа
4) медь расположена в периодической системе рядом с цинком
3. Сложное вещество
1) белый фосфор
2) вода
3) красный фосфор
4) водород
4. Говорится о водороде как об элементе 1) водород горит
2) водород – самый легкий газ
3) водород входит в состав воды
4) водород мало растворим в воде
5. Простое вещество
1) вода
2) сахар
3) железо
4) сероводород
Оценка: «3» - даны правильные ответы на 3 вопроса;
«4» - даны правильные ответы на 4 вопроса;
«5» - даны правильные ответы на 5 вопросов.

Если верно: Молодец! Сейчас тебе предстоит рассмотреть заключительный материал нашего урока.
Если неверно: Подумай еще. Изучи еще раз рисунок 2 и текст учебника на стр. 6 – 7 и попробуй еще раз дать ответы на вопросы теста.

Чтобы продолжить наш урок, нажми кнопку "Далее"
Чтобы завершить урок, нажми кнопку "Завершить урок"

Страница 6.
Дорогой друг!
Вот мы подошли к заключительному разделу нашего урока!
Посмотри презентацию «История развития науки химии» (папка ПРЕЗЕНТАЦИИ/ История развития науки химии) и заполни в своей тетради таблицу:
«История развития химии»
Ф.И.О. ученого - химика
Вклад в развитие химии















V. Домашнее задание
Прочитай и перескажи § 1, 2; выучи наизусть выделенные определения; выполни упр. 1 - устно; а упр. 3, 5 письменно на стр. 10 – 11; а § 3 просто прочитай.
Для завершения урока, нажми кнопку "Завершить урок" и посмотри результаты твоих ответов.


До следующей встречи!
Желаю успехов!






Рисунок 7Рисунок 7Рисунок 7Рисунок 7Рисунок 7 Заголовок 115