Конспект урока по теме Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева


Конспект урока химии (9 класс)
Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
 
Цели урока:
            - Показать значение открытия периодического закона для развития химии и
            других наук.
            - Познакомить учащихся с биографией Д.И.Менделеева и его деятельностью
            на благо России.
 
Задачи урока:
- Продолжить работу по формированию у учащихся умения давать характеристику химического элемента и его соединений по положению
химического элемента в ПСХЭ.
- На примере жизни и деятельности Д.И.Менделеева формировать чувство патриотизма и гордости за великих соотечественников.
- Использовать ИКТ для решения поставленных целей и задач урока.
           
 
Тип урока: Урок изучения нового материала в форме электронной презентации
            проекта, выполненного учащимися по данной теме.
 
Ход урока
 I. Организация учащихся и постановка цели урока.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева», поэтому целями его являются выяснение роли открытия этого закона для развития химии и других наук, а также знакомство с жизнью и деятельностью великого учёного. Урок пройдёт не совсем обычно, тема урока будет представлена ​​в виде электронной презентации проекта, выполненного группой учащихся. (3 ученика). Они представят свою работу после проверки домашнего задания.
II. Проверка домашнего задания.
- Главным при изучении темы было научиться пользоваться периодической системой и периодическим законом для характеристики химического элемента и его соединений.
-. Откройте тетради с письменным домашним заданием (Дать характеристику элемента с № 19 (калия) по положению в ПСХЭ)
- Чем является характеризуемый элемент, металлом, неметаллом или амфотерным элементом? (Активный щелочной металл, так как на внешнем электронном слое один электрон)
- В связи с этим, каков характер его соединений? (Основной.)
-Назовите химические формулы его оксида и гидроксида. ( K 2 O , KOH )- К доске пойдут три ученика писать уравнения реакций, отражающих химические свойства простого вещества калия, оксида калия и гидроксида калия.
- Пока ребята готовят задание на доске, с места по тетради прочитать полную характеристику элемента № 19 (Калий, находится в 4 большом периоде, в I группе главной подгруппе, м = 39 а.е.м., заряд ядра атома равен + 19, в электронной оболочке всего 19 электронов, на внешнем слое находится один электрон, 4 электронных слоя, металл, валентность равна 1, летучих водородных соединений не образует, формулы оксида и гидроксида K 2 O , KOH )- Какую степень окисления проявляет калий и почему? (+1, Так как стремится отдать внешний электрон, чтобы предпоследний слой стал последним, а на нём 8 электронов, то есть внешний слой будет завершённым).
- Приведите примеры других щелочных металлов. (Li, Na, Rb, Cs, Fr)
- Проверим выполнение упражнений на доске и запишем уравнения, отражающие химические свойства калия, оксида калия и гидроксида калия в рабочих тетрадях.
- Запишите число, классная работа, тему урока запишем позже.
- Перечислить химические свойства простого вещества калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
1 . Взаимодействие с неметаллами. 2 K + Cl 2 = 2 KCl (р. соединения, ОВР)
2 . Взаимодействие с водой. 2 K + 2 H 2 O = 2 KOH + H 2 ↑ (р. замещения, ОВР)
3 . Взаимодействие с растворами кислот. 2 K + 2 HCl = 2 KCl + H 2 ↑ (р. замещения, ОВР) 
- Перечислить химические свойства оксида калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
1 . Взаимодействие с кислотами. K 2 O + H 2 SO 4 = K 2 SO 4 + H 2 O ( р . обмена )
     2 .  Взаимодействие с кислотными оксидами.   K 2 O + CO 2 = K 2 CO 3 (р. соединения)
     3 .  Взаимодействие с водой. K 2 O + H 2 O = 2 KOH (р. соединения) 
      - Перечислить химические свойства гидроксида калия, прочитать химические уравнения написанных реакций, проверить правильность расстановки коэффициентов, определить типы реакций, назвать все вещества.
1 . Взаимодействие с кислотами. KOH + HCl = KCl + H 2 O (р. обмена)
2 . Взаимодействие с кислотными оксидами. 2KOH + CO 2 = K 2 CO 3 + H 2 O ( р . обмена )
3 . Взаимодействие с растворами солей. 2 KOH + CuCl 2 = Cu ( OH ) 2 ↓ + 2 KCl (р. обмена) 
III. Динамическая пауза.
- Встать, руки в стороны, руки в верх, потянуться как можно выше.
- Руки за голову в замок, повороты туловища в стороны и потягивание вверх.
- Руки в стороны, пальцы сжать в кулачки, вращательные движения кулачками по и против часовой стрелки.- Руки на поясе, наклоны головой в стороны, вперёд, назад.
- Расслабьте плечи, руки вдоль туловища, глазами следите за движениями указки (указкой в ​​воздухе рисуем круги и овалы разного размера)
IV. Изучение нового материала.
            - Запишем в тетрадях тему урокаю.
            - Защита проекта по этой теме будет проведена 3 учащимися по трём разделам:
            1.Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. 
            2. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева. 
            3. Его именем названы ....
            - Ребята, задавайте интересующие вас вопросы участникам презентации.
            - Запишем в тетради основные значения открытия периодического закона и периодической системы.
 (1. Открытие ПЗ направило усилия физиков на изучение строения атомов, что способствовало дальнейшему развитию химии, геохимии, космохимии, получению новых химических элементов, созданию новых веществ и материалов.
 2. Периодическая система это хранилище информации об элементах, их свойствах и свойствах их соединений.)V. Итог работы.
            - На уроке мы узнали о значении открытия закона природы, носящего имя нашего соотечественника Д.И.Менделеева, и познакомились с его биографией.
            - Эта тема была темой ученического проекта, который был представлен в форме электронной презентации.
VI. Домашнее задание.