Сценарий урока литературы Эхо войны в рассказе Б.Екимова Ночь исцеления


Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова
«Ночь исцеления»
Цели урока:
Познакомить учащихся с личностью и творчеством Б.Екимова.
Обучение работе с художественным текстом.
Формирование навыков идейно- тематического анализа эпизода художественного текста; развитие навыков монологоической речи в форме аргументированного ответа; развитие навыков выразительного чтения. Воспитание эстетического вкуса учащихся посредством художественного слова;воспитание понимания ценностей гражданского общества:уважения человеческого достоинства.
Обсуждение проблемы гуманного отношения к страдающим людям;проблемы последствий войны для тех,кто не принимал в ней участие;углубить представление о характере героя , данном в развитии.
Развитие аналитического (умение выделять существенные признаки и свойства) и синтезирующего (умение установить единые, общие признаки и свойства) мышления.
Формирование умений наблюдать, выделять главное;умения нешаблонно,творчески подходить к решению заданий; умение работать в заданном темпе,оценивать результаты работы,регулировать и контролировать свою деятельность.
Развитие инициативы, уверенности в своих силах .
Оформление доски
Эхо войны в рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления»
Словарь урока …Не бывает совсем не пострадавших от войны…
Н. Стручкова ( эпиграф3)

Презентация
ЭХО ИСЦЕЛЕНИЕМОТИВ
А может,не было войны ,
И людям все это приснилось?..
А. Розенбаум(эпиграф1)
Война-лютое бедствие, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие.
А.Дюнат
(эпиграф 2)
Выставка книг Б.П. Екимова
Ход урока
Тишина .Дети стоят. Звук тикания часов.
Дети садятся
Звучит музыка А.Розенбаума « А может, не было войны…»
(На экране - кадры войны)
Учитель: А может, не было войны,
И у станков не спали дети,
И бабы в гиблых деревнях
Не задыхались на полях,
Ложась плечом на стылый ветер…
А может, не было войны,
И людям все это приснилось…
А приснилось ли?
( Анализ эпиграфа 1)
Дети рассуждают.
Учитель:Закройте глаза и подумайте каждый про себя,коснулась ли моей судьбы война,закончившаяся 70 лет назад?Вспомните произведения , фильмы, в которых о войне говорится не напрямую, а косвенно.
Дети:
В. Распутин « Уроки французского»,Е.Носов «Шопен,соната номер два»,А .Алексин «Третий в пятом ряду»и др.
Учитель: У нас сегодня обычный урок с необычной темой. Почему с необычной темой? Потому, что о войне невозможно говорить обычно, потому что война- это нечто противоестественное, чуждое жизни и человечеству…
Как Вы уже заметили, тема урока «Эхо войны в рассказе Б. Екимова «Ночь исцеления»»
-Как Вы понимаете формулировку темы урока?
Дети рассуждают.
Учитель: Словарная работа: ЭХО ВОЙНЫ
Как вы понимаете значение этого словосочетания?
В каком контексте употреблено оно в названии темы урока?
Какое это изобразительно-выразительное средство?
Опираясь на тему урока,сформулируйте возможные задачи и цель сегодняшнего урока.
Дети рассуждают.
Учитель: Эхо войны мы сегодня постараемся услышать в рассказе Б. Екимова « Ночь исцеления». Но прежде ,давайте посмотрим и послушаем презентацию о писателе. (Подготовленный ученик или учитель комментирует презентацию)
Презентация

Обсуждение презентации.
Почему писатель обращается к теме войны в своем творчестве? Как влияет биография на творчество?
Учитель: Какое впечатление произвел на вас рассказ?
(Рассуждения учеников)
Записи в тетради и на доске.
ТЕМА: как внук помог бабушке
ПРОБЛЕМАТИКА: гуманное отношение к страдающему человеку;
последствия войны для мирных людей;
выбор линии поведения в общении с другими людьми;
нравственное взросление.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: Гриша.
Учитель:Какие эпизоды показались Вам наиболее яркими? Почему?
( Анализ рисунков,коллажей,подготовленных учениками дома (домашнее задание))
Учитель: Почему рассказ называется «Ночь исцеления?»
О каком и чьем исцелении идет речь в произведении? (троп)
Работа со словарем:ИСЦЕЛЕНИЕ
Подберите синонимы к слову ИСЦЕЛЕНИЕ
Аналитическая работа по тексту
(домашняя таблица)
Вопрос Цитата
1.Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?
«А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме…»
«И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество…»
Одна-одинокая- одиночество
2.Почему баба Дуня нечасто гостила у Гришиных родителей?Как они относились к её болезни?
«Конечно, все понимали , что виновата старость и несладкая жизнь, которую баба Дуня провела…Понимать понимали,но от этого было не легче.Приезжала баба Дуня- и взрослые ,считай, ночь напролет не спали . Хорошего мало.»Одного понимания «болезни» бабы Дуниоказалось недостаточно,для того, чтобы помочь ей, «Водили её к врачам.Те прописывали лекарства.Ничего не помогало»Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами.Был найден способ воздействия на неё: окрик «Молчать!».Именно так советовала поступать Грише мать.
3.Как баба Дуня относилась к происходящему с ней? «… совестясь…чувствовала себя такой виноватой…горевала.»
Работа в парах
А) Опираясь на текст, подготовьте рассказ от третьего лица, что пришлось пережить бабе Дуне во время войны.Обратите внимание на детали,которые помогают читателю представить происходившее много лет назад.
-Бабе Дуне часто снится, что она потеряла карточки.Что во время войны для мирных людей означали карточки?
(Карточка-бланк с отрезными талонами,дающий право на получение продуктов при нормированной системе их распределения.Обычно их не восстанавливали в случае утери)
-Сколько детей было во время войны у бабы Дуни? Кто из них впоследствии упоминается в рассказе?
-Для чего бабе Дуне нужны были желуди?Почему ей необходимо было сохранить хотя бы мешки?
Обратите внимание на сны бабы Дуни,содержание которых возвращает читателя к событиям войны.
(В снах автор позволяет коснуться последствий войны,которые могут переносить мирные люди в ситуации вооруженного конфликта:голод,болезни,потеря близких.
Эти сны дают понять то,что последствия войны причиняют не только физический и материальный ущерб ,но и являются причиной психологический страданий человека спустя долгие годы после.)
Б)Проследите , как Гриша приходит к мысли, что именно он должен помочь бабушке?Обратите внимание на каждый эпизод, посвященный сну героини.Сравните реакцию Гриши на увиденное, услышанное сразу после пробуждения бабушки и спустя некоторое время.
(Поначалу то,чему он стал свидетелем ночью, не слишком занимает мысли Гриши: «Стало думаться об утре, о рыбалке…»Затем Гришу поражают слезы бабы Дуни. Если после первого бабушкиного кошмара мальчик смутно представляет себе,что именно из прошлого тревожило её ,то после второго сна представление о том, что пережила баба Дуня принимает конкретные очертания: «-А зачем тебе желуди?-Кормиться . Мы их толкли,мучки чуть-чуть добавляли и чуреки пекли,ели.» Гриша поражен тем, что сны могли стать причиной настоящих слез,что они столь реальны для бабы Дуни,сколь и окружающая действительность: « Снится- и было». Прошлое бабушки воспринимается мальчиком сначала несколько отстраненно, а потом, как собственная боль.)
Работа со словарем МОТИВ
СОН- СЛЕЗЫ- СЕРДЦЕ
Задание на карточках:
Прочитайте фразы и подумайте, как они взаимосвязаны между собой?
А) – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.
- Плачу , дура старая. Во сне ,во сне…
Б) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.
В) Слезы катились и катились.Они шли от сердца,потому что сердце болело и ныло,жалея бабу Дуню и кого-то еще…Он не спал ,но находился в странном забытьи, словно в годах далеких ,иных,и в жизни чужой,и виделось ему там,в этой жизни,такое горькое,такая беда и печаль,что не мог он плакать…
Дети рассуждают
Учитель: Важная роль в создании образа бабы Дуни отводится совокупности мотивов-« сон-сердце- слезы» ,которые на протяжении всего рассказа слиты воедино. Мотив сердца символизирует душевную боль, страдание.Мотив сна- это воспоминание,проживание заново пошедших событий.Гриша удивлен ,что настоящие слезы могли быть вызваны чем-то нереальным,увиденным во сне. « Ты вправду плачешь?Так ведь это сон.- Плачу ,дура старая .Во сне, во сне…» Воспоминание о бабушкиных слезах «резануло по сердцу» мальчика: « сердце мальчика облилось жалостью и болью…» В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку ,происходит с ним самим: «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло , жалея бабу Дуню и кого-то еще…»
Кого еще имел в виду автор?
Почему в конце рассказа Гриша принимает решение не говорить бабе Дуне о том ,как он ей помог?
Чтобы помочь бабе Дуне ,Грише приходится выбирать один из двух способов. Чем они отличаются?
Какие вопросы о военном детстве мог бы задать Гриша своему отцу?
Обращение к записям на доске. Перечитать,внести коррективы.
Учитель:Как связано название рассказа с его проблематикой?
(Затрагивается проблема последствий войны (эха войны),которые испытывает героиня спустя многие годы после её окончания. Основное значение слова ЭХО-отражение звука от удаленных предметов,воспринимаемое ухом ,инструментом,прибором как повторение первичного звука.)
Обращение к эпиграфу 2-3
Как вы понимаете смысл этих слов?
Составление синквейна «Эхо войны»
Итоги урока
Я понял, что…(ученики продолжают фразу)… мирные люди,уязвимые и беззащитные на войне, страдают то его последствий( как физических , так и психологических) на протяжении многих лет после окончания войны.
Домашнее задание:
а) Мини-сочинение по эпиграфу «…Не бывает совсем не пострадавших от войны…»
б)Взять интервью у своих близких «Эхо войны»
Прочитать фрагмент из книги Виктора Викторовича Конецкого «Кто смотрит на облака»