Рабочая программа по химии Габриелян 11 класс 66 часов


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 264 Кировского района Санкт-Петербурга
198302, Санкт-Петербург, улица М. Казакова, дом 3 корп. 2.
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
физики

« ___»________ 2016года УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СОШ № 264
______________________
« _____ » августа 2016 года
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по курсу «Химия»
класс 11
учитель Косова Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по химии 11 класса (двухчасовая) составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089), на основе программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана ГБОУ СОШ №264 Кировского района Санкт-Петербурга.
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин их многообразия, всеобщей связи явлений.
Данная программа построена по учебнику Габриелян О.С. Химия 11 класс. Базовый уровень.- М.: Дрофа 2014 г
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционально анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Цели курса:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.

При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:
ДМ – дидактический материал; Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;
ПСХЭ – периодическая система химических элементов; ТБ – техника безопасности.
Программа по предмету «Химия» 11 класс выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения часов, отведенных на обобщение и закрепление изученного.
Планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (05.03.2004);
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004);
авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2014),
с учетом Учебного плана ГБОУ СОШ №264 Кировского района Санкт-Петербурга.
Учебник. Химия. 11 класс. Базовый уровень. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014год

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы,  ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСАТема 1 Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева (6ч)
О с н о в н ы е с в е д е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов 4-го и 5-го периодов периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие об орбиталях. s- и р-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. П е р и о д и ч е с к и й з а к о н Д. И. М е н д е л е е в а в с в е т е у ч е н и я о с т р о е н и и а т о м а. Открытие Д. И. Менделеевым периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева - графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Положение водорода в периодической системе. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Демонстрации. Различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева.
Лабораторный опыт. 1. Конструирование периодической таблицы элементов с использованием карточек.
Тема 2 Строение вещества (26ч)
И о н н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Катионы и анионы. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. К о в а л е н т н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Диполь. Полярность связи и полярность молекулы. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. М е т а л л и ч е с к а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с этим типом связи.
С т е п е н ь о к и с л е н и я и в а л е н т но с т ь В о д о р о д н а я х и м и ч е с к а я с в я з ь. Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. Единая природа химической связи. П о л и м е р ы. Пластмассы: термопласты и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные (растительные и животные) и химические (искусственные и синтетические), их представители и применение. Г а з о о б р а з н о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Примеры газообразных природных смесей: воздух, природный газ. Загрязнение атмосферы (кислотные дожди, парниковый эффект) и борьба с ним.
Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение, собирание и распознавание. Ж и д к о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды, их использование в столовых и лечебных целях. Жидкие кристаллы и их применение. Явления, происходящие при растворении веществ – разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества Т в е р д о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а. Аморфные твердые вещества в природе и в жизни человека, их значение и применение. Кристаллическое строение вещества. Д и с п е р с н ы е с и с т е м ы. Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем в зависимости от агрегатного состояния дисперсной среды и дисперсионной фазы. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи. С о с т а в в е щ е с т в а и с м е с е й. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Понятие «доля» и ее разновидности: массовая (доля элементов в соединении, доля компонента в смеси - доля примесей, доля растворенного вещества в растворе) и объемная. Доля выхода продукта реакции от теоретически возможного. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия Демонстрации. Модель кристаллической решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. Модели кристаллических решеток «сухого льда» (или иода), алмаза, графита (или кварца). Модель молекулы ДНК. Образцы пластмасс (фенолоформальдегидные, полиуретан, полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид) и изделия из них. Образцы волокон (шерсть, шелк, ацетатное волокно, капрон, лавсан, нейлон) и изделия из них. Образцы неорганических полимеров (сера пластическая, кварц, оксид алюминия, природные алюмосиликаты). Модель молярного объема газов. Три агрегатных состояния воды. Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Жесткость воды и способы ее устранения. Приборы на жидких кристаллах. Образцы различных дисперсных систем: эмульсий, суспензий, аэрозолей, гелей и золей. Коагуляция. Синерезис. Эффект Тиндаля. Лабораторные опыты. 2. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. 3. Ознакомление с коллекцией полимеров: пластмасс и волокон и изделия из них. 4. Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости воды. 5. Ознакомление с минеральными водами. 6. Ознакомление с дисперсными системами. Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов»
Контрольная работа №1 «Строение вещества»


Тема 3
Химические реакции (16ч)
Р е а к ц и и, и д у щ и е б е з и з м е н е н и я с о с т а в а в е щ е с т в. Аллотропия и аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. Изомеры и изомерия. Р е а к ц и и, и д у щ и е с и з м е н е н и е м с о с т а в а в е щ е с т в. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена в неорганической и органической химии. Реакции экзо- и эндотермические. Тепловой эффект химической реакции и термохимические уравнения. Реакции горения, как частный случай экзотермических реакций. С к о р о с т ь х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Скорость химической реакции. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, площади поверхности соприкосновения и катализатора. Реакции гомо- и гетерогенные. Понятие о катализе и катализаторах. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования. О б р а т и м о с т ь х и м и ч е с к и х р е а к ц и й. Необратимые и обратимые химические реакции. Состояние химического равновесия для обратимых химических реакций. Способы смещения химического равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных научных принципах производства на примере серной кислоты. Р о л ь в о д ы в х и м и ч е с к о й р е а к ц и и. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: растворимые, малорастворимые и нерастворимые вещества. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, основания и соли с точки зрения теории электролитической диссоциации. Химические свойства воды; взаимодействие с металлами, основными и кислотными оксидами, разложение и образование кристаллогидратов. Реакции гидратации в органической химии. Г и д р о л и з о р г а н и ч е с к и х и н е о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Необратимый гидролиз. Обратимый гидролиз солей. Гидролиз органических соединений и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) раствора О к и с л и т е л ь н о - в о с с т а н о в и т е л ь н ы е р е а к ц и и. Степень окисления. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. Э л е к т р о л и з. Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов и растворов на примере хлорида натрия. Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия. Демонстрации. Модели молекул н-бутана и изобутана. Зависимость скорости реакции от природы веществ на примере взаимодействия растворов различных кислот одинаковой концентрации с одинаковыми гранулами цинка и взаимодействия одинаковых кусочков разных металлов (магния, цинка, железа) с соляной кислотой. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля. Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды. Взаимодействие натрия с водой. Образцы кристаллогидратов. Испытание растворов электролитов и неэлектролитов на предмет диссоциации. Зависимость степени электролитической диссоциации уксусной кислоты от разбавления раствора. Гидролиз карбида кальция. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (II). Получение мыла. Простейшие окислительно-восстановительные реакции; взаимодействие цинка с соляной кислотой и железа с раствором сульфата меди (II).
Лабораторные опыты. 7. Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. 8. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды. 9. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком. 10. Различные случаи гидролиза солей.
Контрольная работа №2 «Химические реакции»
Тема 4 Вещества и их свойства (17ч)
М е т а л л ы. Взаимодействие металлов с неметаллами (хлором, серой и кислородом). Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Алюминотермия. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Коррозия металлов. Понятие о химической и электрохимической коррозии металлов. Способы защиты металлов от коррозии. Н е м е т а л л ы. Сравнительная характеристика галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислительные свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и водородом). Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами и сложными веществами-окислителями). К и с л о т ы н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислоты. О с н о в а н и я н е о р г а н и ч е с к и е и о р г а н и ч е с к и е. Основания, их классификация. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. С о л и. Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (II) - малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат-, и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (II) и (III). Г е н е т и ч е с к а я с в я з ь м е ж д у к л а с с а м и н е о р г а н и ч е с к и х и о р г а н и ч е с к и х с о е д и н е н и й. Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. Демонстрации. Коллекция образцов металлов. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодействие щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания. Коллекция образцов неметаллов. Коллекция природных органических кислот. Образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (II). Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Качественные реакции на катионы и анионы. Лабораторные опыты. 11. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами. 12. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами. 13. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с основаниями. 14. Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с солями. 15. Получение и свойства нерастворимых оснований. 16. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов. 17. Ознакомление с коллекциями: а) металлов; б) неметаллов; в) кислот; г) оснований; д) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли. 18. Ознакомление с коллекцией металлов. 19. Ознакомление с коллекцией неметаллов. 20. Ознакомление с коллекцией кислот. 21. Ознакомление с коллекцией оснований. 22. Ознакомление с коллекцией минералов, содержащих соли. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений.
Контрольная работа №3. «Вещества и их свойства»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Всего часов Из них
Лабораторные опыты Практические работы Контрольные работы
1 Строение атома и периодический закон Д. И. Менделеева 6 1 2 Строение вещества 26 5 1 1
3 Химические реакции 16 4 1
4 Вещества и их свойства 17 12 1 1
5 Резерв 3 6 Итого 68 22 2 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
п/п Тема раздела/урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания образования Планируемые результаты Виды и формы контроля Образовательные ресурсы
1 Правила техники безопасности в химической лаборатории 1 Урок рефлексии. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами Знать правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами Фронтальный опрос Таблица по ТБ, инструктажи
2 Строение атома.
Изотопы. Электронная оболочка. 1 Урок рефлексии. Ядро и электронная оболочка. Электроны, протоны и нейтроны Основные правила заполнения электронами энергетических уровней. Знать современные представления о строении атомов. Знать сущность понятия «электронная оболочка» Уметь составлять электронные формулы атомов. Фронтальный опрос Презентация по теме
3 Атомные орбитали. s-, p-элементы. 1 Урок рефлексии. Электронная классификация элементов. S-, p-семейства Знать сущность понятия «электронная орбиталь», формы орбиталей, взаимосвязь номера уровня и энергии электрона. Фронтальный опрос Схемы атомных орбиталей
4 Особенности строения электронных оболочек переходных элементов. 1 Урок открытия нового знания (ОНЗ) Электронная классификация элементов. d- и f- семейства Уметь составлять электронные формулы атомов. Фронтальный опрос ПСХЭ таблицы «Строение атома»
5 Периодический закон 1 Урок рефлексии. Периодический закон и строение атома. Физический смысл порядкового номера элемента и современное определение ПЗ. Знать смысл и значение ПЗ, горизонтальные и вертикальные закономерности и их причины. Фронтальный опрос Презентация по теме
6 ПСХЭ 1 Урок рефлексии. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Положение водорода в ПСХЭ. Уметь давать характеристику элемента на основании его положения в ПС. Фронтальный опрос Л. Конструирование Периодической таблицы элементов с использованием карточек
7 Химическая связь.
Электроотрицательность. 1 Урок рефлексии. Хим. связь. Электроотрицательность Знать классификацию типов химической связи, электроотрицательность. Фронтальный опрос Таблица «Ионная связь»
8 Ионная связь. Катионы и анионы 1 Урок рефлексии. Ионная связь. Ионы. Катионы, анионы Знать что такое, катионы и анионы, механизм их образования Фронтальный опрос Таблица «Ионная связь»
9 Ковалентная связь, ее разновидности, 1 Урок рефлексии. Ковалентная связь и ее виды: полярная, неполярная. Знать классификацию типов химической связи и характеристики каждого из них. Фронтальный опрос Презентация по теме
10 Механизм образования ковалентной связи 1 Урок рефлексии. Механизм образования ковалентной связи Знать механизм образования ковалентной связи Фронтальный опрос Презентация по теме
11 Металлическая химическая связь 1 Урок рефлексии. Металлическая связь Уметь характеризовать вещества по типу химической связи Фронтальный опрос Задачники, ДМ ПСХЭ
12 Механизм образования металлической связи 1 Урок рефлексии. Металлическая связь Знать механизм образования металлической связи Фронтальный опрос Презентация по теме
13 Степень окисления и валентность химических элементов 1 Урок рефлексии. Степень окисления элементов неорганических и органических веществ и валентность химических элементов Уметь определять степень окисления и валентность химических элементов Фронтальный опрос Опорный конспект
14 Водородная химическая связь 1 Урок рефлексии. Водородная связь Знать что такое водородная связь и ее механизм образования Фронтальный опрос Презентация по теме
15 Единая природа химических связей. 1 Урок рефлексии. Химическая связь Уметь характеризовать вещества по типу химической связи Фронтальный опрос Л. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств
16 Обобщение знаний по теме «Химическая связь» 1 Урок рефлексии. Химическая связь Фронтальный опрос Тестовый контроль
17 Полимеры. Пластмассы 1 Урок рефлексии. Полимеры. Пластмассы: термопласты и реактопласты Знать основные понятия, способы получения полимеров Фронтальный опрос Л. коллекция полимеров
18 Полимеры. Волокна 1 Урок рефлексии. Волокна природные и химические Знать классификацию волокон, их представителей и применение Фронтальный опрос Коллекция волокон
19 Газообразные вещества. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 1 Урок рефлексии. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Газовые смеси: воздух, природный газ Водород, кислород, аммиак, этилен. Способы их получения. Парниковый эффект Знать закон Авогадро., характеристику газообразных простых и сложных веществ, способы их получения. Фронтальный опрос Д.: Получение кислорода, водорода
20 Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» 1 Урок исследование Правила техники безопасности при выполнении данной работы. Способы получения и собирания газов в лаборатории. Распознавание водорода, углекислого газа, кислорода, аммиака. Знать основные правила ТБ. Знать основные способы получения, собирания и распознавания газов (водород, кислород, аммиак, углекислый) в лаборатории. Уметь собирать прибор для получения газов в лаборатории Зачет по лабораторной работе Хим. посуда и реактивы
21 Жидкие вещества 1 Урок рефлексии. Вода, ее биологическая роль. Жесткость воды, ее виды и способы устранения. Минеральные воды Знать биологическую роль воды, круговорот воды в природе. Жесткость воды. Минеральная вода, жидкие кристаллы и их использование. Фронтальный опрос Таблица «Круговорот воды»
Л.Испытание воды на жесткость. Устранение жесткости.
22 Явления, происходящие при растворении веществ – Разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация 1 ОНЗ Явления, происходящие при растворении веществ – Разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация Знать явления, происходящие при растворении веществ, процессы диссоциации, гидратации Фронтальный опрос Видеоопыт процессов растворения
23 Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества 1 Урок рефлексии. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества Знать способы выражения концентрации растворов: массовую долю растворенного вещества Фронтальный опрос Опорный конспект
24 Твердые вещества 1 Урок рефлексии. Кристаллические и аморфные вещества. Аморфность – качество полимеров. Применение аморфных веществ. Знать характеристику строения твердых веществ, отличие аморфных веществ от кристаллических Фронтальный опрос Коллекция «Твердые вещества»
25 Дисперсные системы. Золи, гели, понятия о коллоидах. Истинные растворы 1 ОНЗ Определение и классификация дисперсных систем. Истинные и коллоидные растворы. Значение коллоидных систем в жизни человека Знать определение и классификацию дисперсных систем, понятий «истинные» и «коллоидные» растворы. Эффект Тиндаля. Фронтальный опрос Д. Эффект Тиндаля.
Л. Ознакомление с дисперсными системами
26 Состав вещества. Чистые вещества и смеси. 1 Урок рефлексии. Химический состав вещества. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Знать способы разделения смесей. Массовую и объемную доли вещества Фронтальный опрос Коллекция веществ в разных агрегатных состояниях.
27 Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия 1 Урок рефлексии. Причины многообразия веществ: гомология, изомерия, аллотропия. Знать причины многообразия веществ. Фронтальный опрос Опорный конспект
28 Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. 1 Урок рефлексии. Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Знать качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Фронтальный опрос Коллекция веществ молек. И немолек. строения
29 Растворение как физико-химический процесс 1 Урок рефлексии. Растворение как физико-химический процесс Уметь объяснять, что происходит при растворении Фронтальный опрос ведеоопыт
30 Обобщение знаний по теме 2 1 Урок рефлексии. Знать характеристику строения веществ Фронтальный опрос 31 Контрольная работа №1 «Строение вещества» 1 Уроки развивающего контроля Контрольная работа Дидактический материал
32 Работа над ошибками 1 Урок рефлексии. Фронтальный опрос 33 Классификация химических реакций в неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции 1 Урок рефлексии. Классификация химических реакций в неорганической химии. Тепловой эффект химической реакции Знать, какие процессы называются химическими реакциями, в чем их суть. Уметь устанавливать принадлежность конкретных реакций к различным типам по различным признакам классификации Фронтальный опрос Схема «Классифика-ция реакций»
Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком
34 Классификация химических реакций в органической химии. 1 Урок рефлексии. Классификация химических реакций в органической химии Фронтальный опрос Презентация по теме
35 Скорость химической реакции 1 Урок рефлексии. Скорость гомогенных и гетерогенных реакций. Энергия активации. Знать понятие «скорость химической реакции». Фронтальный опрос Таблица «Скорость хим. реакции»
36 Зависимость скорости реакции от различных факторов. Катализ 1 ОНЗ Влияние различных факторов на скорость химической реакции: природы и концентрации реагирующих веществ, площади соприкосновения реагирующих веществ, температуры, катализатора Знать факторы, влияющие на скорость реакции. Понятие о катализаторе и механизме его действия. Ферменты – биокатализаторы. Фронтальный опрос Д. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры
37 Обратимость химических реакций. 1 ОНЗ Обратимые и необратимые хим. реакции. Знать классификацию хим. реакций (обратимые и необратимые) Фронтальный опрос Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды
Портрет Ле Шателье
38 Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты) 1 ОНЗ Химическое равновесие. Условия смещения равновесия. Принцип Ле Шателье Знать понятие «хим. равновесие» и условия его смещения Фронтальный опрос 39 Роль воды в химических реакциях 1 Урок рефлексии. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку. Химические свойства воды. Реакции гидратации в органической химии. Знать химические свойства воды Фронтальный опрос Д. Взаимодействие натрия с водой
40 Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 1 Урок рефлексии. Электролиты, неэлектролиты. ЭЛД Знать теорию ЭЛД. Свойства веществ с точки зрения ЭЛД. Фронтальный опрос Таблица диссоциации
41 Реакции ионного обмена в водных растворах. 1 Урок рефлексии. Понятие «гидролиз». Гидролиз орг. веществ. Биологическая роль гидролиза в организме человека. Реакции гидролиза в промышленности. Гидролиз солей. Знать типы гидролиза солей и органических соединений. Фронтальный опрос Л. различные случаи гидролиза солей.
42 Среда водных растворов. Водородный показатель (pH) раствора 1 ОНЗ Различные пути протекания гидролиза солей в зависимости от их состава. Диссоциация воды. Водородный показатель. Уметь составлять уравнение гидролиза солей (1-я ступень), определять характер среды Фронтальный опрос Таблица pH
Л. Определение характера среды
43 Окислительно-восстановительные реакции 1 Урок рефлексии. ОВР. Окисление, восстановление. Окислители, восстановители. Знать понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление». Знать отличия ОВР от реакций ионного обмена. Фронтальный опрос Л. Реакции замещения меди железом в растворе медного купороса
44 Составление уравнений ОВР методом электронного баланса 1 ОНЗ Составление уравнений ОВР методом электронного баланса Уметь составлять уравнения ОВР методом электронного баланса Фронтальный опрос Опорный конспект
45 Электролиз растворов и расплавов 1 ОНЗ Уметь составлять уравнения электролиза растворов и расплавов Фронтальный опрос 46 Обобщение и систематизация материала по общей химии 1 Урок рефлексии. Строение вещества, химическая связь, кристаллические решетки, полимеры, истинные и коллоидные растворы. Типы хим. реакций, скорость хим. реакций. Гидролиз. Знать понятия «вещество», «хим. элемент», «атом», «молекула», «ЭО», «валентность», «степень окисления», «вещества молек. и немолек. Строения», классификация хим. реакций, ТЭД. Уметь объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу хим. связи Фронтальный опрос ПСХЭ, ДМ
47 Контрольная работа №2 «Химические реакции» 1 Уроки развивающего контроля Контрольная работа Дидактический материал, ПСХЭ
48 Работа над ошибками 1 Урок рефлексии. Фронтальный опрос 49 Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. 1 Урок рефлексии. Положение Ме в ПСХЭ. Металлическая связь. Общие физ. и хим. свойства Ме. Взаимодествие с прстыми и сложными веществами. Знать основные Ме, их общие свойства. Уметь характеризовать свойства Ме, опираясь на их положение в ПСХЭ и строение атомов Фронтальный опрос Д. Образцы Ме и их соединений.
Л. Ознакомление с коллекцией металлов
50 Общие способы получения металлов. 1 Урок рефлексии. Основные способы получения Ме. Электролиз. Понимать суть металлургических процессов. Фронтальный опрос Презентация по теме
51 Коррозия металлов, способы защиты от коррозии
1 ОНЗ Коррозия: причины, механизмы протекания, способы предотвращения Знать причины коррозии, основные ее типы и способы защиты от коррозии Фронтальный опрос Д. Опыты по коррозии Ме и защите от нее
52 Неметаллы и их свойства. 1 Урок рефлексии. Положение НеМе в ПСХЭ. Конфигурация внешнего электронного слоя неметаллов. Знать основные НеМе и их свойства. Фронтальный опрос Л. Знакомство с образцами НеМе (работа с коллекциями)
53 Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. 1 Урок рефлексии. Простые вещества НеМе: строение, физ свойства, хим. свойства. Уметь характеризовать свойства НеМе, опираясь на их положение в ПСХЭ. Фронтальный опрос Д. горение серы и фосфора.
54 Общая характеристика подгруппы галогенов.
Благородные газы. 1 Урок рефлексии. Важнейшие оксиды, соответствующие им гидроксиды и водородные соединения. Инертные газы. Знать общую характеристику подгруппы галогенов, области применения благородных газов. Фронтальный опрос Возгонка йода, растворение йода в спирте.
55 Классификация неорганических соединений. Кислоты, их классификация 1 Урок рефлексии. Строение, номенклатура и классификация кислот. Важнейшие представители этого класса. Знать классификацию, номенклатуру кислот, Фронтальный опрос Опорный конспект
Л. Ознакомление с коллекцией кислот
56 Химические свойства кислот
1 Урок рефлексии. Диссоциация кислот в водных растворах. Сильные и слабые электролиты Уметь характеризовать их свойства Фронтальный опрос 57 Основания, их классификация 1 Урок рефлексии. Строение, номенклатура, классификация Знать классификацию, номенклатуру оснований Фронтальный опрос Опорный конспект
Л. Ознакомление с коллекцией оснований
58 Химические свойства оснований
1 Урок рефлексии. свойства оснований. Растворимые и нерастворимые основания. Важнейшие представители класса Уметь характеризовать свойства оснований Фронтальный опрос Л (сульфат меди, щелочь, серная кислота, спички, спиртовка)
59 Соли, их классификация 1 Урок рефлексии. Строение, номенклатура, классификация. Кислые, средние, основные соли. Важнейшие представители класса Знать классификацию и номенклатуру солей Фронтальный опрос Д. Ознакомление с коллекцией минералов
60 Химические свойства солей
1 Урок рефлексии. Свойства солей
Диссоциация солей в водных растворах. Сильные и слабые электролиты уметь характеризовать их свойства Фронтальный опрос Л. Распознавание хлоридов и сульфатов
61 Качественные реакции на неорганические вещества и ионы 1 Урок рефлексии. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы Знать качественные реакции на неорганические вещества и ионы Фронтальный опрос вещества
62 Генетическая связь между классами соединений 1 Урок рефлексии. Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической химии. Ген. Ряды Ме и НеМе. Генетические ряды органических соединений Знать важнейшие свойства изученных классов неорг. соединений ДМ, таблица «Генетичес-кая связь неорг. веществ»
63 Контрольная работа №3 «Вещества и их свойства» 1 Уроки развивающего контроля Контрольная работа КИМы
64 Работа над ошибками 1 Урок рефлексии. Фронтальный опрос 65 Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию органических и неорганических соединений. 1 Урок исследование Зачет по лабораторной работе Лабораторное оборудование
66-70 ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. - 223с.
Методическая литература:
Химия.  11 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 11 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Берёзкин, А.А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2014. – 220с.
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2015;
- Химия. Задачник с «помощником». 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Н.Н. Гара. – М.: Просвещение, 2013;
- Химия. 11 класс: базовый уровень. Рабочая тетрадь к учебнику. О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014

Материально-техническое обеспечение:
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые учащимися. Кабинет химии оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяют:
активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
формировать УУД;
Натуральные объекты
Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.
Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.
Химические реактивы и материалы
Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических.
Модели
Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.
В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Круговорот веществ в природе» и др.
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.
Для обеспечения безопасного труда кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь
аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.