Рабочая программа по химии Габриелян 10 класс 66 часов


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 264 Кировского района Санкт-Петербурга
198302, Санкт-Петербург, улица М. Казакова, дом 3 корп. 2.
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
физики

« ___»________ 2016года УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СОШ № 264
______________________
« _____ » августа 2016 года
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по курсу «Химия»
класс 10
учитель Косова Светлана Александровна
Санкт-Петербург
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по химии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. № 1089), на основе Программы авторского курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна, с учетом Учебного плана ГБОУ СОШ №264.
Программа базового уровня химии 10 класса отражает современные тенденции в школьном химическом образовании, связанные с реформированием средней школы.
Цель курса химии 10 класса: изучить разделы органической химии
Задачи курса:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Первый урок химии посвящен повторению правил техники безопасности в химической лаборатории. Введение увеличивается до 2 часов за счет добавления темы «Научные методы познания веществ и химических явлений». Поэтому продолжительность изучения темы 1 «Теория строения органических соединений» уменьшается до 4 часов, в течение которых все вопросы темы 1 рассматриваются.
В теме 3 «Кислородосодержащие органические соединения и их природные источники» при изучении «Сложных эфиров и жиров» рассматривается вопрос «Моющие и чистящие средства»
В теме 4 «Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе» не рассматривается вопрос «Нуклеиновые кислоты», так как он не включается в требования Стандарта. В практической работе №1 «Идентификация органических соединений» рассматриваются качественные реакции на отдельные классы органических соединений.
Практическая работа №2 рассчитана на 2 часа.

Планирование составлено на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (05.03.2004);
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2014);
авторской программы курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна (М.: Дрофа, 2013),
с учетом Учебного плана ГБОУ СОШ №264.
При оформлении рабочей программы были использованы условные обозначения:
ДМ – дидактический материал;
Д – демонстрация, Л – лабораторные опыты;
ПСХЭ – периодическая система химических элементов;
ТБ – техника безопасности.
Программа по предмету «Химия» 10 класс выполняется в полном объеме. Уроки, приходящиеся на праздничные дни, проводятся за счет объединения часов, отведенных на обобщение и закрепление изученного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, моль, молярная масса, молярный объём, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава;
основные теории химии: химической связи, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;уметь:
называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать: общие химические свойства основных классов органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения;
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Правила техники безопасности в химической лаборатории (1 ч)
Введение (2ч)
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема1: Теория строения органических соединений (4 ч)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Основные положения теории химического строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, гомологическом ряде, структурной изомерии и изомерах. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2: Углеводороды и их природные источники (16ч)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
А л к а н ы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
А л к а д и е н ы и к а у ч у к и. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Б е н з о л. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Н е ф т ь. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Получение и свойства ацетилена. 4. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».
Контрольная работа №1 «Углеводороды»
Тема3: Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники (19ч)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов. С п и р т ы. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств.
Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
К а м е н н ы й у г о л ь. Ф е н о л. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу.
Применение фенола на основе свойств.
А л ь д е г и д ы. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида
на основе свойств.
К а р б о н о в ы е к и с л о т ы. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. С л о ж н ы е э ф и р ы и ж и р ы. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
У г л е в о д ы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза – полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 5.Качественная реакция на многоатомные спирты. 6. Свойства формальдегида. 7. Свойства уксусной кислоты. 8. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.9. Свойства глюкозы. 10. Свойства крахмала.
Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения»
Тема 4: Азотосодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч)
А м и н ы. Понятие об аминах. Получение ароматического амина - анилина - из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
А м и н о к и с л о т ы. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Б е л к и. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков. Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол этилен этиленгликоль этиленгликолят меди (II); этанол этаналь этановая кислота
Лабораторный опыт. 11.Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Контрольная работа №3 «Азотосодержащие органические соединения»
Тема 5: Химия и здоровье (9ч)
Х и м и я и з д о р о в ь е. Составляющие здоровья.
Ф е р м е н т ы. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
В и т а м и н ы. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов. Г о р м о н ы. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Л е к а р с т в а. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Х и м и я и п и щ а. Калорийность белков, жиров, углеводов.
Х и м и я в п о в с е д н е в н о й ж и з н и. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Бытовая химическая грамотность.Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и сырого картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6: Искусственные и синтетические органические соединения (6ч)
И с к у с с т в е н н ы е п о л и м е р ы. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шелк, вискоза), их свойства и применение.
С и н т е т и ч е с к и е п о л и м е р ы. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров линейная, разветвленная и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: Лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных и синтетически волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 12. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Обобщение и закрепление изученного (4 часа)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Всего часов Из них
Практические работы Контрольные работы
1 Правила техники безопасности в химической лаборатории 1 2 Введение 2 3 Теория строения органических соединений 4 4 Углеводороды и их природные источники 16 1
5 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 19 1
6 Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе 9 1 1
7 Химия и здоровье 9 8 Искусственные и синтетические органические соединения 6 1 9 Резерв 2 Итого 68 2 3

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
п/пТема раздела/урока Кол-во часов Тип урока Элементы содержания Виды и формы контроля Образовательные ресурсы
1 Техника безопасности в химической лаборатории 1 Урок рефлексии. правила техники безопасности в химической лаборатории Фронтальный опрос Таблица инструктажа
2 Научные методы познания веществ и химических явлений. 1 Урок открытия нового знания (ОНЗ) Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
3 Предмет органической химии 1 ОНЗ Определение органической химии как науки. Особенности органических веществ. Группы природных, искусственных и синтетических соединений. Фронтальный опрос коллекция орг. веществ и материалов из них
4 Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. 1 ОНЗ Основные положения ТХС Бутлерова. Валентность. Углеродный скелет, радикалы. Структурная изомерия
Д: Модели молекул органических веществ. Коллекция органических веществ Фронтальный опрос Модели мол-л метана, бутана
5 Теория химического строения органических соединений А. М. Бутлерова. 1 ОНЗ Функциональные группы. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Значение теории химического строения органических соединений Бутлерова в современной органической и общей химии.
Фронтальный опрос Коллекция полимеров, природных и синтетических каучуков, лек. препаратов, красителей
6 Классификация органических соединений 1 ОНЗ а)Классификация органических соединений:
По строению углеродного скелета: ациклические, карбоциклические, в том числе арены
По функциональным группам: спирты, фенолы, эфиры, альдегиды, кетоны, карбоновые к-ты, амины
Полифункциональные: аминокислоты, углеводы Фронтальный опрос Образцы представителей различных классов орг. соединений и их шаростержневые и объемные модели
7 Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах 1 ОНЗ Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия, изомеры
Фронтальный опрос Л. Изготовление моделей молекул углеводородов
8 Природные источники углеводородов. 1 ОНЗ Природный и попутный газы, Нефть, ее физ. св-ва, Способы разделения ее на составляющие, нефтяные фракции, термический и каталитический крекинг. Фронтальный опрос Кол-я «Природные источники УВ»
9 Природный и попутный нефтяные газы. Нефть 1 ОНЗ Природный и попутный газы, их состав и использование. Фронтальный опрос презентация по теме
10 Алканы 1 ОНЗ Гомолог. ряд алканов: строение, хим. связь, номенклатура, изомерия, физ. свойства
Фронтальный опрос Д. растворение парафина в бензине; плавление парафина и его отношение к воде;
Модели мол-л
11 Алканы, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Получение алканов, хим. св-ва, применение. Фронтальный опрос Д. горение метана
12 Алкены 1 ОНЗ Гом. ряд алкенов: строение, химическая связь, номенклатура, изомерия, физ. св-ва Фронтальный опрос Шаростержне-вые модели молекул;
13 Алкены, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ получение, хим. св-ва,
прим-е. Фронтальный опрос Получение этена из этанола
Д: Получение этилена
Л: Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
14 Алкадиены 1 ОНЗ Алкадиены, их строение, номенклатура, изомерия, физ св-ва. Фронтальный опрос Модели мол-л;
15 Алкадиены, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Получение алкадиенов. Основные научные исследования С. В. Лебедева. Хим. свойства. Натуральный и синтетический каучуки. Резина. Современная хим. каучуковая промышленность. Фронтальный опрос Коллекция каучуков и резины
16 Алкины 1 ОНЗ Гом. ряд алкинов: строение, хим. связь, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. Фронтальный опрос Модели молекул
17 Алкины, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Получение алкинов. Хим. св-ва. Применение алкинов и их производных. Фронтальный опрос Получение ацетилена из карбида кальция;
Л: Получение и свойства ацетилена.
18 Арены 1 ОНЗ Строение Аренов. Номенклатура, изомерия, физ. св-ва бензола и его гомологов. Фронтальный опрос Модели молекул
19 Арены, их химические свойства, получение и применение ОНЗ Получение Аренов. Хим. св-ва, Применение бензола и его гомологов Фронтальный опрос Растворение в бензоле серы;
Отношение бензола к бромной воде
20 Генетическая связь между классами углеводородов 1 ОНЗ Генетическая связь различных классов углеводородов. Решение задач и упражнений. Фронтальный опрос Опорный конспект
21 Обобщение и систематизация знаний по теме «Углеводороды» 1 Урок рефлексии. Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений Фронтальный опрос Распознавание орг. вещ-в изученных классов;
22 Контрольная работа №1 «Углеводороды» 1 Уроки развивающего контроля Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений Контрольная работа Дидактический материал
23 Работа над ошибками 1 Урок рефлексии. Учебные модули: Алканы, алкены, алкадиены, алкины, арены. Выполнение упражнений Фронтальный опрос Дидактический материал
24 Спирты, их строение и классификация, номенклатура, изомерия, физ. свойства. 1 ОНЗ Спирты. Их строение и классификация, ном-ра, изомерия, физ св-ва. Межмолек. Водородная связь. Фронтальный опрос Шаростержне-вые молекулы
25 Спирты, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Хим. св-ва спиртов. Простые эфиры. Получение и применение.
Л: кач. реакция на многоатомные спирты Фронтальный опрос Качественная реакция на многоатомные спирты
26 Фенол 1 ОНЗ Строение молекулы фенола. Причина, обуславливающая характерные св-ва молекулы фенола. Класс-ция, номенклатура, изомерия, физ. св-ва. Фронтальный опрос Презентация по теме
Коллекция «Каменный уголь»
27 Фенол, его химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Получение и прим-е фенолов. Качественная р-ция на фенол. Хим. загрязнение окружающей среды и его последствия Фронтальный опрос Качественная реакция на фенол
28 Альдегиды 1 ОНЗ Строение, номенклатура, изомерия, физ. свойства альдегидов. Фронтальный опрос Шаростерж. Молекулы
29 Альдегиды, их химические свойства, получение и применение 1 ОНЗ Способы получения. Реакция Кучерова. Отдельные представители альдегидов и их значение. Хим. св-ва альдегидов.
Л: Знак-во с физ. св. Качественная р-ция на формальдегид Фронтальный опрос Качественная р-ция на формальдегид
30 Обобщение и систематизация знаний о спиртах, фенолах и карбонильных соединениях 1 Урок рефлексии. Выполнение упражнений. Решение задач. Составление цепей превращений Фронтальный опрос ДМ
31 Карбоновые кислоты 1 ОНЗ Строение, номенклатура, изомерия, физ. св-ва карбоновых к-т. Фронтальный опрос «карбоновые кислоты»;
32 Карбоновые кислоты 1 ОНЗ Карбоновые к-ты в природе. Получение карбоновых к-т. Хим св-ва карбоновых к-т. Отдельные представители и их значение
Л. Свойства уксусной кислоты Фронтальный опрос Д. уксусная кислота, лимонная кислота
33 Сложные эфиры. 1 ОНЗ Строение сложных эфиров. Сложные эфиры в природе и технике. Фронтальный опрос Образцы сложных эфиров
34 Жиры. Моющие и чистящие средства 1 ОНЗ Состав, классификация, св-ва, применение и получение жиров. Понятие о мылах
Л. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка Фронтальный опрос Шаростержневые модели молекул;
35 Углеводы 1 ОНЗ Углеводы, их классификация и значение. Фронтальный опрос Образцы углеводов и изделий из них
36 Углеводы. Моносахариды 1 ОНЗ Монозы. Глюкоза и фруктоза – важнейшие представители моносахаридов. Строение молекулы глюкозы.
Фронтальный опрос Строение молекулы глюкозы
37 Глюкоза, химические свойства, применение 1 ОНЗ Хим. свойства глюкозы как бифункционального соединения. Применение глюкозы.
Л. Свойства глюкозы Фронтальный опрос Качественные реакции на глюкозу
38 Полисхариды: крахмал и целлюлоза. 1 ОНЗ Свойства. Полисхариды: крахмал и целлюлоза. Реакции поликонденсации
Л. Свойства крахмала Фронтальный опрос Качественная реакция на крахмал
39 Единство химической организации живых организмов 1 ОНЗ Единство химической организации живых Фронтальный опрос Презентация по теме
40 Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородосодержащие органические соединения» 1 Урок рефлексии. Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы Фронтальный опрос Определение наличия крахмала в меде, хлебе, маргарине
41 Контрольная работа №2 «Кислородосодержащие органические соединения» 1 Уроки развивающего контроля Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы Контрольная работа ДМ
42 Работа над ошибками 1 Урок рефлексии. Учебные модули: Спирты, Фенолы, Альдегиды, Карбоновые к-ты, Углеводы Фронтальный опрос Дидактические материалы
43 Амины. 1 ОНЗ Амины, их классификация и значение. Строение молекулы аминов. Физ и хим св-ва аминов. Фронтальный опрос Презентация по теме
44 Анилин 1 ОНЗ Анилин – важнейший представитель аминов. Применение аминов Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
45 Аминокислоты 1 ОНЗ Строение, номенклатура, изомерия, класс-ция аминок-т, физ свойства. Взаимодействие аминок-т с сильными кислотами Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
46 Аминокислоты 1 ОНЗ Свойства аминокислот, обусловленные хим двойственностью. Взаимодействие аминокислот с сильными кислотами Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
47 Белки 1 ОНЗ Понятие о белках: их строении Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
48 Белки 1 ОНЗ Хим. и биол. свойства белков.
Л: Качественные реакции на белки Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
49 Нуклеиновые кислоты 1 ОНЗ Понятие о нуклеиновых кислотах, их строении, химических и биологических свойствах. Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
50 Обобщение и систематизация знаний по теме «Азотосодержащие орг. соединения» 1 Урок рефлексии. Учебные модули: амины, аминокислоты, белки Фронтальный опрос ДМ
51 Контрольная работа
№ 3 «Азотосодержащие органические соед-я» 1 Уроки развивающего контроля «Азотосодержащие органические соединения» Контрольная работа ДМ
52 Практическая работа №1 «Идентификация органических соединений» 1 Урок исследование Правила ТБ при выполнении практической работы Проведение и оформление практической работы Химическое оборудование и реактивы для проведения исследований
53 Химия и здоровье
Ферменты 1 ОНЗ Составляющие здоровья
Понятие о ферментах как о биокатализаторах Фронтальный опрос Презентация по теме
54 Витамины. Гормоны. Лекарства 1 ОНЗ Витамины, и их важнейшие представители. Гормоны, и их значение. Лекарства и их значение. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Фронтальный опрос Презентация по теме
55 Химия и пища. Калорийность 1 ОНЗ Понятие калорийности. Калорийность белков, жиров и углеводов. Правильное питание. Фронтальный опрос Презентация по теме
56 Химия в повседневной жизни. 1 ОНЗ Правила безопасной работы со средствами бытовой химии Фронтальный опрос Презентация по теме
57 Химические вещества как строительные и поделочные материалы. 1 ОНЗ Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре Фронтальный опрос Презентация по теме
58 Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. 1 ОНЗ Химические вещества, производимые и выбрасываемые в окружающую среду Фронтальный опрос Презентация по теме
59 Искусственные орг. вещества: пластмассы, каучуки, волокна 1 ОНЗ Классификация ВМС. Фронтальный опрос Презентация по теме
60 Синтетические орг. вещества: пластмассы, каучуки, волокна 1 ОНЗ Классификация ВМС. Важнейшие представители пластмасс, каучуков, волокон Фронтальный опрос Презентация по теме
61 Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» 1 Урок исследование Классификация ВМС. Важнейшие представители синтетических волокон Проведение и оформление практической работы Химическое оборудование и реактивы для проведения исследований
62 Итоговый урок 1 Урок рефлексии. Органические вещества и их свойства, пройденные за курс 10 класса Фронтальный опрос Электронное приложение к учебнику
63-68 Резерв ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебно-методический комплект
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. - 192с
Методическая литература:
Химия. 10 класс: Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2014. – 480с.
Материально-техническое обеспечение:
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые учащимися. Кабинет химии оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяют:
активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
формировать УУД;
Натуральные объекты
Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.
Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.
Химические реактивы и материалы, лабораторная посуда, аппараты и приборы, модели
Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.
Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических.
Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.
В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Круговорот веществ в природе» и др.
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы — инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.
Для обеспечения безопасного труда кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь
аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.