Рабочая программа по химии Габриелян 8 класс 66 часов


ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа 264 Кировского района Санкт-Петербурга
198302, Санкт-Петербург, улица М. Казакова, дом 3 корп. 2.
РАССМОТРЕНА
на заседании МО
физики


« ___»________ 2016года

УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ СОШ № 264

______________________

« _____ » августа 2016 года


 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
по курсу «Химия»
класс 8
учитель Косова Светлана Александровна





Санкт-Петербург
2016 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений (автор О.С. Габриелян), и рассчитана на 68 часов (из них 2 часа резервного времени). В ней предусмотрено проведение 5 контрольных и 9 практических работ.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Габриелян О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Основное содержание курса химии 8-го класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществ и важнейших соединениях элемента, о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
Сформировать знание основных понятий и законов химии
Воспитывать общечеловеческую культуру
Учить наблюдать, применять полученные знания на практике
Теоретический материал данного курса химии для основной школы рассматривается после прохождения пропедевтического курса, что позволяет учащимся более осознано и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначальные теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Кроме того, два химических практикума, где учащиеся овладевают навыками проведения опытов, решения экспериментальных задач, правилами работы с простейшим химическим оборудованием, правилами техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием.
Программа обогащена содержательно-национально-региональным компонентами, технологией развивающего обучения, гуманитарным компонентом, блочно-модульным характером.
Реализация программы основывается на пропедевтическом курсе.
В 8 классе предусматривается изучение материала по вопросам:
атомы химических элементов;
простые вещества;
соединения химических элементов;
изменения, происходящие с веществами;
растворение, растворы, реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.
Кроме того, два химических практикума, где учащиеся овладевают навыками проведения опытов, решения экспериментальных задач, правилами работы с простейшим химическим оборудованием, правилами техники безопасности при работе с химическими веществами и оборудованием.
Реализация программы осуществляется по традиционной технологии, сочетая с элементами развивающего обучения, ЛОО. Используемые методы работы: наглядный, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
В изложении теоретического материала используется структурно-логический подход.
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий.
Изменения, внесенные в учебную программу и их обоснование:
Контрольные работы (по 1 ч) завершают изучение разделов: «Атомы химических элементов», «Простые вещества», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов»
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: практикум для данного курса предполагает практические работы разного уровня сложности. Система заданий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Не только практические работы, но и самостоятельная домашняя творческая работа по поиску информации, задания на поиск нестандартных способов решения, способствуют этому.
При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Учащиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в форме исследовательского проекта, публичной презентации. Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 КЛАСС

Тема
Кол-во
часов
Формы контроля

Введение
6
Практических работ – 1


Атомы химических элементов.
10
Контрольных работ- 1


Простые вещества
7
Контрольных работ- 1


Соединения химических элементов
14
Контрольных работ- 1
Практических работ – 2


Изменения, происходящие с веществами
12
Контрольных работ-1
Практических работ – 2


Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
17
Контрольных работ- 1
Практических работ –4


Резерв
2



Итого
68
Контрольных работ- 5
Практических работ – 9


СОДЕРЖАНИЕ
Введение (6 ч)
Химия – часть естествознания. Наблюдение. Эксперимент. Моделирование. Источники химической информации.
Химия наука о веществах, их свойствах и превращениях. Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в ХVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа № 1 Приемы обращения с лабораторным оборудованием.

Тема 2. Атомы химических элементов (10 ч)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.
Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 3.Простые вещества (7 ч)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества - неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 4. Соединения химических элементов (14 ч)
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей, дистилляция воды.
Лабораторные опыты.
1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
2. Разделение смесей.
Практическая работа № 3 Анализ почвы и воды
Практическая работа № 5 Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Тема 5. Изменения, происходящие с веществами (12 ч)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, - химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) растворение перманганата калия;в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з)разложение пероксида водорода.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практическая работа № 2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
Практическая работа № 4 Признаки химических реакций

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (17 ч)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах. Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практическая работа №6 Ионные реакции
Практическая работа №7 Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
Практическая работа № 8 Свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
Практическая работа № 9 Решение экспериментальных задач.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

п/п
Тема раздела/урока
Кол-во часов
Тип урока
Элементы содержания
Виды и формы контроля
Образовательные ресурсы

1
Предмет химии. Вещества.

1
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:
а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;
б) о химическом элементе и о трех формах его существования;
в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

Фронтальный опрос
Химические опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)
Карбонат натрия (р-р)
Соляная к-та
Вода
Уксусная к-та
Фенолфталеин
Таблица Д.И.Менделеева,


2
Роль химии в жизни человека
1
ОНЗ
1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.
2.Дать начальные представления о химической реакции.
3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

3
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
1
ОНЗ
1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.
2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.
Фронтальный опрос
Таблица Д.И.Менделеева,


4
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярные массы.
1
ОНЗ
1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.
2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.
3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.
Фронтальный опрос
Таблица Д.И.Менделеева


5
Массовая доля элемента в соединении.

1
Урок рефлексии.
Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении
Самостоятельная работа
Таблица Д.И.Менделеева


6
Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»
1
Урок исследование
1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.
2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии
Зачет по лабораторной работе
Лабораторная посуда, лабораторное оборудование
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»

7
Основные сведения о строении атома.
1
ОНЗ
1.Формировать знания уч-ся о составе атома и атомного ядра.
2.Показать взаимосвязь понятий: протон, нейтрон и массовое число.
Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

8
Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы.
1
ОНЗ
1.Сформировать представления о изотопах.
2.Дать современное определение понятия «химический элемент»

Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

9
Электроны. Строение электронных оболочек атомов.
1
ОНЗ
1.Сформировать представления об электронной оболочке атома и энергетических уровнях.
2.Рассмотреть электронное строение элементов первых трех периодов.
Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

10
Изменение числа электронов на внешнем уровне
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о металлических и неметаллических свойствах элементов на атомном уровне.
2.Показать причины изменения свойств элементов в периодах и группах на основе строения их атомов.
3.Периодический закон и ПСХЭ в свете строения атома.
Фронтальный опрос
Таблица Д.И.Менделеева

11
Ионная связь.
1
ОНЗ
1.Дать понятия «ионы», «химическая связь»;
2. Дать первоначальные представления об ионной связи.
3.Научить определять тип химической связи в соединениях связь

Фронтальный опрос
Табл. «Типы хим.связи»

12
Ковалентная химическая связь.
1
ОНЗ
1.Дать понятие о ковалентной химической связи.
2.Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.
3.Сформировать понятие о кратности ковалентной связи
Фронтальный опрос
Табл. «Ковалентная связь»

13
Ковалентная химическая связь.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятия о ковалентной полярной хим.связи.
2.Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности.
3.Продолжить формировать умения составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной химической связью
Фронтальный опрос
презентация по теме

14
Металлическая связь.
1
ОНЗ
1.Сформировать представления о металлической связи.
2.Показать единую природу хим.связи
Фронтальный опрос
Табл. «Типы хим.связи»

15
Подготовка к контрольной работе по теме «Атомы химических элементов»
1
Урок рефлексии.
1.Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме.
2.Решение типовых заданий.

Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

16
Контрольная работа «Атомы химических элементов»
1
Уроки развивающего контроля
Контроль знаний, умений, навыков.
Контрольная работа
Раздаточные карточки

17
Простые вещества: металлы и неметаллы.
1
ОНЗ
1.Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и неметаллов.
2.Ввести понятие аллотропии.
3.Рассмотреть относительность деления элементов на металлы и неметаллы.

Фронтальный опрос
презентация по теме, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

18
Количество вещества.
1
ОНЗ
1.Ввести понятие о количестве вещества и единицах его измерения
2.Дать представление о постоянной Авогадро.
3.Показать взаимосвязь массы, количества вещества и числа частиц.
Фронтальный опрос
презентация по теме

19
Молярный объем газов.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о молярном объеме газов и рассмотреть единицы измерения его.
2.Научить производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»

Фронтальный опрос
презентация по теме

20
Решение расчетных задач
1
Урок рефлексии.
Научить производить расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярный объем», «молярная масса», «постоянная Авогадро»
Самостоятельная работа
Электронное приложение к учебнику

21
Подготовка к контрольной работе по теме «Простые вещества»
1
Уроки построения системы знаний
1.Повторение, обобщение и закрепление знаний по теме.
2.Решение типовых заданий.
Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

22
Контрольная работа по теме «Простые вещества»
1
Уроки развивающего контроля
Контроль знаний, умений, навыков.
Контрольная работа
Карточки с заданиями

23
Урок – упражнение.
1
Урок рефлексии.
Проверка и закрепление знаний, умений и навыков. Анализ контрольной работы.
Фронтальный опрос
Электронное приложение к учебнику

24
Степень окисления. Бинарные соединения.
1
ОНЗ
1.Дать понятие степени окисления.
2.Научить рассчитывать степени окисления по формулам и составлять формулы по степени окисления.
3.Дать первоначальные представления о номенклатуре химических соединений.
4. Дать понятие о номенклатуре бинарных соединений.
Фронтальный опрос
презентация по теме

25
Оксиды.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятия об оксидах.
2.Закрепить на оксидах знание химической номенклатуры для бинарных соединений
Фронтальный опрос
Образцы оксидов.


26
Важнейшие оксид. Водородные соединения.
1
ОНЗ
1.Показать огромное значение оксидов для жизни человека.
2.Познакомить уч-ся с важнейшими представителями водородных соединений элементов.

Фронтальный опрос
презентация по теме

27
Основания
1
ОНЗ
1.Познакомить уч-ся с классом оснований.
2.Рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.
Фронтальный опрос
Образцы оснований.


28
Кислоты
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о кислотах.
2.Рассмотреть состав, названия и классификацию кислот.
3.Познакомить уч-ся с важнейшими неорганическими кислотами.
Фронтальный опрос
Растворы кислот, индикаторы, стеклянная хим.посуда.


29
Соли
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о солях.
2.Рассмотреть состав и названия солей.
3.Продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных соединениях
Фронтальный опрос
Образцы солей

30
Соли
1
ОНЗ
1.Проверить знания и умения уч-ся по основным классам хим.соединений
2.Ознакомить уч-ся с важнейшими представителями неорганических солей.

Фронтальный опрос
Образцы солей.

31
Кристаллические решетки
1
ОНЗ
1.Итоги самостоятельной работы.
2.Сформировать понятие о кристаллическом и аморфном состоянии твердых тел.
3.Ознакомить с типами кристаллических решеток.
4.Рассмотреть влияние хим.связи на свойства твердых тел.
5.Дать представление о законе постоянства состава веществ
Фронтальный опрос
Табл. «Кристаллические решетки»
Модели кристаллических решеток разных типов.

32
Чистые вещества и смеси
1
ОНЗ
1.Сформировать понятия о чистом веществе и смеси веществ.
2.Ознакомить со способами разделения смесей
Фронтальный опрос
Приборы для фильтрования, выпаривания, возгонки.
Соответствующие для опытов растворы и смеси веществ.

33
Практ.работа №3 «Анализ почвы и воды»
1
Урок исследование
1. Научить уч-ся приемам очистки смесей.
2. Вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

34
Массовая и объемная доля компонентов смеси
1
ОНЗ
1.Сформировать понятия массовой и объемной долей.
2.Научить производить расчеты с использованием этих понятий
Самостоятельная работа
презентация по теме

35
5 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
1
Урок исследование
Научить уч-ся готовить раствор заданной концентрации, рассчитывать массовую долю растворенного вещества.
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

36
Решение расчетных задач с использованием понятия «доля».
1
Урок рефлексии.
1.Научить производить расчеты массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2.Научить вычислять массовую долю вещества в р-ре по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3.Научить вычислять массу раст. в-ва и растворителя, для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей раств. вещества.
Самостоятельная работа
Электронное приложение к учебнику

37
Контрольная работа по теме «Соединения химических элементов».
1
Уроки развивающего контроля
Контроль знаний, умений, навыков.
Контрольная работа
Карточки с заданиями

38
Физические явления в химии.
1
ОНЗ
1.Ознакомить уч-ся с основными способами разделения смесей.
2. Показать применение этих способов в промышленности и в быту.

Фронтальный опроса
Растворение перманганата калия; диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания

39
Химические реакции
1
ОНЗ
1.Повторить признаки и условия протекания хим.реакций.
2.Сформировать понятия об экзо- и эндотермических реакциях.
3.Сформировать представление о химическом уравнении.
4.Начать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.
Фронтальный опроса
Взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; получение гидроксида меди (II);.


40
Практическая работа № 2 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание»

1
Урок исследование
1.Продолжить формировать умение составлять уравнения хим.реакций.
2.Повторить признаки и условия протекания хим.реакций.
3. Закрепить понятия физических и химических явлений, различие между ними.
4.Вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

41
Расчеты по химическим уравнениям.
1
ОНЗ
Научить школьников производить расчеты по химическим уравнениям.

Самостоятельная работа
презентация по теме

42
Реакции разложения
1
ОНЗ
1.Дать понятие о реакциях разложения.
2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.
Фронтальный опроса
презентация по теме

43
Реакции соединения
1
ОНЗ
1.Дать понятие о реакциях соединения.
2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций.
Фронтальный опроса
Окисление меди в пламени спиртовки или горелки

44
Реакции замещения
1
ОНЗ
1.Дать понятие о реакциях замещения.
2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций
Фронтальный опроса
Замещение меди в растворе хлорида взаимодействие разбавленных кислот с металлами;

45
Реакции обмена
1
ОНЗ
1.Дать понятие о реакциях обмена.
2.Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций
Фронтальный опроса
Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты

46
Типы химических реакций на примере свойств воды.
1
ОНЗ
1.Рассмотреть различные типы хим.реакций на примере свойств воды.
2.Дать понятие о гидролизе.
3. Продолжать формировать умение составлять уравнения хим.реакций
Фронтальный опроса
презентация по теме

47
Практ.работа №4 «Признаки химических реакций»
1
Урок исследование
1.Продолжить формировать умение составлять уравнения хим.реакций.
2.Повторить признаки и условия протекания хим.реакций.
3.Вырабатывать умение пользоваться лабораторным оборудованием

Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

48
Подготовка к контрольной работе.
1
Урок рефлексии.
1.Закрепить знания и расчетные навыки уч-ся.
2.Рассмотреть типовые примеры контрольной работы.

Фронтальный опроса
Электронное приложение к учебнику

49
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»
1
Уроки развивающего контроля
Контроль знаний, умений, навыков.
Контрольная работа
Карточки с заданиями

50
Растворение. Растворимость веществ в воде.
1
ОНЗ
1.Ознакомить уч-ся с растворением как физико-химическим процессом и с растворами как физико-химическими системами.
2.Рассмотреть зависимость растворимости твердых веществ от температуры.
3.Дать классификацию растворов по признаку растворимости.

Фронтальный опроса
презентация по теме

51
Электролитическая диссоциация.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятия об электролитах и неэлектролитах.
2.Рассмотреть механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.
3.Ввести понятие «степень электролитической диссоциации» и рассмотреть классификацию электролитов.
Фронтальный опроса
Прибор для определения электропроводности растворов с электрической лампочкой.
Растворы кислот, щелочей, солей одинаковой концентрации, растворы сахара, спирта, ледяная уксусная кислота.


52
Основные положения теории электролитической диссоциации.
1
ОНЗ
1.Сформулировать основные положения теории электролитической диссоциации.
2.Обобщить сведения об ионах.

Фронтальный опроса
презентация по теме

53
Ионные уравнения.
1
ОНЗ
Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
Фронтальный опроса
презентация по теме

54
Практ.работа №6 «Ионные реакции»
1
Урок исследование
Научить школьников составлять ионные уравнения реакций
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

55
Кислоты, их классификация и свойства.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о кислотах как классе электролитов.
2.Рассмотреть их классификацию.
3.Представить химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Фронтальный опроса
Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).

56
Основания, их классификация и свойства.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие об основаниях как классе электролитов.
2.Рассмотреть их классификацию.
3.Представить химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации.

Фронтальный опроса
Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II).


57
Оксиды, их классификация и свойства.
1
ОНЗ
1.Обобщить сведения об оксидах.
2.Рассмотреть свойства кислотных и основных оксидов.

Фронтальный опроса
Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция) и для кислотных оксидов (например, для углекислого газа..

58
Соли, их классификация и свойства.
1
ОНЗ
1. Сформировать понятие об основаниях как классе электролитов.
2.Рассмотреть общие свойства солей в свете теории электролитической диссоциации.
Фронтальный опроса
Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II).

59
Генетическая связь между классами веществ.
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие о генетической связи и генетическом ряде.
2.Рассмотреть генетические ряды металлов и неметаллов.
Фронтальный опроса
презентация по теме

60
Практ.работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
1
Урок исследование
1.Закрепить понятия об основаниях, кислотах и солях как классе электролитов.
2.Рассмотреть свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации на практике.
3. Закрепить умения школьников составлять ионные уравнения реакций
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

61
Практ.работа №8 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
1
Урок исследование
1.Рассмотреть химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей.
2.Закрепить умения школьников составлять ионные уравнения реакций.
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

62
Окислительно-восстановительные реакции
1
ОНЗ
1.Сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях.
2.Научить уч-ся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.
Фронтальный опроса
презентация по теме

63
Практ.работа №9 «Решение экспериментальных задач»

1
Урок исследование
Научить решать экспериментальные задачи
Зачет по лабораторной работе
Табл. «Правила техники безопасности труда в кабинете химии»
Лабораторное оборудование

64
Подготовка к контрольной работе.
1
Урок рефлексии.
1.Закрепить знания и расчетные навыки уч-ся.
2.Рассмотреть типовые примеры контрольной работы.
Фронтальный опроса
Электронное приложение к учебнику

65
Итоговая контрольная работа.
1
Урок развивающего контроля
Контроль знаний, умений, навыков.

Контрольная работа
Карточки с заданиями

66
Итоговый урок.
1
Урок рефлексии.
Закрепление знаний, умений, навыков уч-ся.
Подведение итогов за год.
Фронтальный опроса
Электронное приложение к учебнику

67-70
Резерв







ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;
предметным,  включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Личностные результаты:
1)  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
7) формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
8) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;
3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
6) формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем,  в том числе  в предотвращении  техногенных и  экологических катастроф.

В результате изучения химии ученик должен:
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
УМЕТЬ
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций; 
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак, растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
1. Оценка устного ответа.
        Отметка «5» :
-  ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
-  ответ самостоятельный.
        Ответ «4» ;
-  ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
-  материал изложен в определенной логической последовательности,  при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требо ванию учителя.
        Отметка «З» :
-  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
        Отметка «2» :
-  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки,  которые уча щийся не может исправить при наводящих вопросах учителя,   отсутствие ответа.
        
2. Оценка экспериментальных умений.
        - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
-  работа выполнена полностью и правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы;
-  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
-  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
        Отметка «4» :
-  работа выполнена правильно,  сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
        Отметка «3»:
-  работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении,  в оформлении работы,   в соблюдении правил техники безопасности на работе с ве ществами и оборудованием,   которая исправляется по требованию учителя.
        Отметка «2»:
-  допущены две  (и более)  существенные  ошибки в ходе:  эксперимента, в объяснении,  в оформлении работы,  в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием,  которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
-  работа не выполнена,  у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3.   Оценка умений решать расчетные  задачи.
        Отметка «5»:
-   в логическом рассуждении и решении нет ошибок,  задача решена рациональным способом;
        Отметка «4»:
-   в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом,  или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
        Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
-  отсутствие ответа на задание.
4.  Оценка письменных контрольных работ.
        Отметка «5»:
-  ответ полный и правильный,  возможна несущественная ошибка.
        Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
        Отметка «3»:
-  работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.
        Отметка «2»:
-  работа выполнена меньше  чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
-  работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необ ходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5. Оценка тестовых работ.
        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 1015 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 2030 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок оценка «5»;
одна ошибка - оценка «4»;
две ошибки оценка «З»;
три ошибки оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25З0 правильных ответов оценка «5»;
1924 правильных ответов оценка «4»;
1318 правильных ответов оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для обучения учащихся основной школы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта необходима реализация деятельностного подхода. Деятельностный подход требует постоянной опоры процесса обучения химии на демонстрационный эксперимент, практические занятия и лабораторные опыты, выполняемые учащимися. Кабинет химии оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования по химии для основной школы. В кабинете химии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в большей части соответствует Перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиа проектор, доска с интерактивной приставкой, коллекция медиа-ресурсов, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения позволяют:
активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения;
при подготовке к ЕГЭ обеспечивать самостоятельность в овладении содержанием курса .
формировать ИКТ - компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности;
формировать УУД;
Натуральные объекты
Натуральные объекты, используемые в обучении химии, включают в себя коллекции минералов и горных пород, металлов и сплавов, минеральных удобрений, пластмасс, каучуков, волокон и т. д.
Ознакомление учащихся с образцами исходных веществ, полупродуктов и готовых изделий позволяет получить наглядное представление об этих материалах, их внешнем виде, а также о некоторых физических свойствах.
Химические реактивы и материалы
Обращение со многими веществами требует строгого соблюдения правил техники безопасности, особенно при выполнении опытов самими учащимися. Все необходимые меры предосторожности указаны в соответствующих документах и инструкциях.
Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы
Химическая посуда подразделяется на две группы: для выполнения опытов учащимися и демонстрационных опытов.
Приборы, аппараты и установки, используемые на уроках химии, подразделяют на основе протекающих в них физических и химических.
Модели
Объектами моделирования в химии являются атомы, молекулы, кристаллы, заводские аппараты, а также происходящие процессы.
В преподавании химии используются модели кристаллических решёток алмаза, графита, серы, фосфора, оксида углерода(1У), поваренной соли, льда, йода, железа, меди, магния, наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул.
Медиаресурсы
CD «Неорганическая химия», издательство «Учитель»
CD «Школа Кирилла и Мефодия», издательство «Учитель»
Химия. Просвещение «Неорганическая химия»,. 8 класс. (на 2-х дисках)
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория (учебное электронное издание)
Электронное прилодение к учебнику О.С.Габриеляна Химия 8 класс.
Учебные пособия на печатной основе
В процессе обучения химии используются следующие таблицы постоянного экспонирования: «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Таблица растворимости кислот, оснований и солей», «Электрохимический ряд напряжений металлов», «Круговорот веществ в природе» и др.
Для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках используют разнообразные дидактические материалы: тетради на печатной основе или отдельные рабочие листы инструкции, карточки с заданиями разной степени трудности для изучения нового материала, самопроверки и контроля знаний учащихся.
Для обеспечения безопасного труда кабинете химии имеется:
противопожарный инвентарь
аптечку с набором медикаментов и перевязочных средств;
инструкцию по правилам безопасности труда для обучающихся
журнал регистрации инструктажа по правилам безопасности труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с. (Стандарты второго поколения).
Габриелян о.с. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учеб. Заведений. – 2-е изд., Стереотип. – С: Срофа, 2013.
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся – Ахунова Ф.Ш., 2012 - http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2012/09/08/kriterii-i-normy-otsenki-znaniy-obuchayushchikhsya

СПИСОК УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ
Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П.,. Яшукова А.В., «Настольная книга учителя химии» -8 класс, «Дрофа», Москва, 2007
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику Габриеляна О.С. «Химия-8» для учащихся и учителей. – М: «Блик и К0», 2001.
Габриелян О.С. Химия. 8 – 9 классы: Методическое пособие. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2013.
Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 11 кл. – М.: Аквариум, 1997
Зуева М.В., Гара Н.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8 – 9 кл.: Метод. пособие. – 4-е изд. – М.: Дрофа, 2000.
Курмашева К.К. Химия в таблицах и схемах. Учебно-образовательная серия. – М.: Лист Нью, 2002
Лидин Р.А. Справочник по общей и неорганической химии. – М.:Просвещение: Учеб. лит., 1997.
Сборник нормативных документов. Химия / Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
Химия в таблицах. 8 – 11 кл.: Справочное пособие / Авт.-сост. А.Е. Насонова. – М.: Дрофа, 1997.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143515




sђ Заголовок 115