Рабочая программа по химии 8 класс (разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян)

8 класс
Пояснительная записка

Общая характеристика программы
Рабочая программа по неорганической химии для обучающихся 8 класса даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учётом межпредметных и внутрипедметных связей, логики учебного процесса, возрастных и личностных особенностей обучающегося. В рабочей программе определён перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий и расчётных задач.
Рабочая программа выполняет две основные функции: информационно-методическая, организационно-планирующая.

Цели учебного курса
Изучение химии на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
развитие информационных общеучебных умений, а именно умений находить, понимать, перерабатывать информацию из разных источников, в том числе из сети Интернет, создавать мультимедиа презентации, эссе и др.;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Задачи учебного курса

Изучить важнейшие факты, понятия, законы и теории, химический язык, доступные обобщения и понятия о принципах химического производства;
Развить умения работать с веществами, выполнять несложные химические опыты, соблюдать правила техники безопасности, грамотно применять химические знания в общении с природой;
Раскрыть роли химии в решении глобальных проблем человечества;
Развивать личность обучающихся, формировать у них гуманистические отношения и экологически целесообразное поведение в быту и в трудовой деятельности.

Нормативные документы,
на основании которых разработана программа
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. № 2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011г. №МД 1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»   (с рекомендациями)
Примерные программы основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005 г. №03-1263).
Авторская программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С.Габриелян – 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011.
ООП МБОУ КСОШ имени Героя РФ В.И. Шарпатова;


Сведения о программе
Рабочая программа составлена на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации /О.С.Габриелян 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2011. Программа авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования.
Обоснование выбора программы
Особенность данной программы состоит в том, что теоретический материал курса рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно изучать фактический материал – химию элементов и их соединений.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах, и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях, солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации. Такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. Изучение электронной теории и на её основе рассмотрение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, строения и свойств веществ, сущности химических реакций, химии элементов и их соединений, химических явлений на основе атомно-молекулярного учения даёт возможность создавать прочную базу для дальнейшего изучения химии.
Программа данного курса химии построена на основе концентрического подхода. Особенность ее состоит в том, чтобы сохранить присущий русской средней школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычленения укрупненной дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие "химический элемент" и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества), следования строгой логике принципов развивающего обучения, положенных в основу конструирования программы, и освобождения ее от избытка конкретного материала.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Информация о внесенных изменениях в программу
В теме 6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» вместо 20ч запланировано 17ч, сокращено число часов по теме «Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства» (вместо 2ч проводится 1ч.), а также по теме «Свойства простых веществ, кислот, солей в свете представления об ОВР» (вместо 2ч проводится 1ч.) для проведения практикума №2)
Место и роль предмета
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса химии на ступени основного общего образования выделено 138 часов, в том числе в 8 классах - 70 часов (2 часа в неделю), в 9 классах – 68 часов (2 часа в неделю) за учебный год. В курсе неорганической химии 8 класса предусмотрены 5 контрольных и 7 практических работ.

Общая характеристика учебного процесса
Реализация данной рабочей программы предполагает сочетание разных форм и методов обучения.
Методы организации учебных занятий:
- по источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-по уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Формы учебных занятий: лекция, урок-беседа, урок постановки проблем и их решения, урок целеполагания, метапредметный урок, межпредметный урок, урок-консультация, практикум, урок обобщения, контрольные работы и др.
В обучении химии возможно использование практически всех видов компьютерных обучающих программ: электронные учебники, тренажеры, контролирующие программы. Целесообразно сочетать их с другими видами некомпьютерных технологий обучения, совмещать с другими средствами обучения. Реализация данной рабочей программы предусматривает использование видеофильмов, особенно при проведении виртуального химического эксперимента.
Виды учебной деятельности: проектная деятельность, учебно-поисковая деятельность, учебно-исследовательская деятельность и др.
Важнейшим методом и средством обучения химии является химический эксперимент (демонстрационный и лабораторный), который является и источником знаний, и основой для создания проблемных ситуаций, и средством закрепления полученных знаний, а иногда и способом контроля достижений учащихся в усвоении материала курса.
Химический эксперимент в рабочей программе представлен демонстрационным и ученическим (лабораторные опыты и практические работы).
Демонстрационный химический эксперимент – главное средство наглядности на уроке. Требования к демонстрационному эксперименту:
Наглядность;
Простота – в приборах не должно быть нагромождения лишних деталей. Следует помнить, что объект изучения не прибор, а химический процесс, происходящий в нем.
Безопасность (при получении газов, опытов со взрывом необходимо использовать защитный экран, вытяжной шкаф)
Надежность – неудавшийся опыт вызывает разочарование у учащихся
Техника выполнения опыта должна быть безукоризненная.
Необходимость объяснения демонстрационного эксперимента. Перед демонстрацией опыта необходимо указать на цель эксперимента, сориентировать наблюдения эксперимента учащимися, после проведения опыта сделать выводы.
Ученический эксперимент.
Особое место в рабочей программе отведено лабораторным опытам, дидактическая цель которых состоит в приобретении новых знаний, т. к. они проводятся при изучении нового материала. Лабораторные опыты по форме организации могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными.
Оформление результатов опытов следует вести в рабочих тетрадях. Недостатком лабораторных опытов является то, что при их выполнении невозможно формировать экспериментальные умения и навыки. Эту задачу выполняют практические работы двух видов: проводимые по инструкции и экспериментальные задачи. Проведение практических работ в рабочей программе предусмотрено в конце изучения темы, и их целью является закрепление и систематизация знаний, формирование и развитие экспериментальных умений учащихся. При выполнении ученического эксперимента необходимо учитывать следующие этапы:
Осознание цели опыта.
Изучение веществ.
Монтаж прибора, если это необходимо.
Выполнение опыта.
Анализ результатов
Объяснение полученных результатов, написание химических уравнений.
Формулировка выводов и составление отчета.
Технологии обучения (в т.ч. возможной внеурочной деятельности)
индивидуально-ориентированная,
разноуровневая (дифференцированный подход),
ИКТ
критического мышления


Виды и формы контроля
При реализации содержания рабочей программы формы, виды и методы контроля предусмотрены самые разнообразные в зависимости от целей и специфики изученного материала:
Формы контроля:
По способу организации: индивидуальная; групповая; фронтальная; дифференцированная.
По способу подачи информации: устная, письменная, экспериментальная и компьютерная (презентации, защита сообщений, творческих, проектных, исследовательских работ)
Виды контроля:
Предварительный контроль предусматривает диагностику исходного уровня знаний и умений учащихся в начале учебного года, перед изучением нового раздела или темы по предмету.
Текущий контроль проводится на протяжении всего учебного года с целью отслеживания качества усвоения химических знаний и умений, рассмотренных на уроке.
Тематический, промежуточный контроль проводится после изучения какого-либо крупного раздела курса, как правило, в конце четверти, полугодия, триместра, учебного года.
Заключительный (итоговый) контроль завершает процесс изучения предмета в учебном году и проводится в форме итоговой контрольной работы или контрольного теста.
Проведение мониторинговых контрольных срезов могут дать объективные данные об уровне подготовки выпускников. Главная цель таких срезов – выявление уровня усвоения обязательного минимума содержания образовательной программы. Анализ результатов мониторинга позволит получить информацию об уровне подготовки выпускников, выявить пробелы в знаниях.
Контрольно-оценочная деятельность строится по традиционной системе, включающей проверку трёх основных элементов: теоретических знаний (устный ответ, самостоятельная работа, химический диктант, семинарские занятия), умений применять полученные знания при решении типовых расчётных задач (контрольная работа, самостоятельная работа) и экспериментальных умений (лабораторные опыты и практические работы).
Принцип конструирования, как отдельных знаний, так и их системы состоит в следующем: содержание заданий и характер учебной деятельности ученика находятся в строгом соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. В измерителях сочетаются такие виды заданий: с выбором ответов, кратким ответом, свободным ответом, а также практические задания. Задания-измерители используются при текущей и тематической проверке знаний учащихся. В каждой теме выделены уроки по обобщению и систематизации знаний, по отработке умений и навыков учащихся.
В рабочей программе предусмотрено проведение контрольных работ, которые охватывают обязательный минимум содержания образовательной программы. Проведение контрольных работ обеспечивает систематичность и полноту контроля знаний учащихся, способствует объективности их оценки.
Использование цифровых образовательных ресурсов даёт возможность проводить дифференцированное обучение, реализовывать контроль знаний учащихся, формировать приёмы умственной деятельности и мотивационной сферы ученика.

Результаты обучения
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «химия» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение и аналогия, классификация, анализ и синтез, систематизация и обобщение.
Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии способствует решению общей цели естественно-научного образования – дать единое представление о природе, сформировать естественно-научную картину мира, мировоззрение и экологическую культуру, а также вносит вклад в формирование нравственности, духовности, общих ключевых компетенций.
Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни;
понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
формирование творческого отношения к проблемам;
подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
умение управлять своей познавательной деятельностью;
умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной или игровой деятельности;
формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными современными информационными технологиями;
развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, проектная и др.);
формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
понимание проблемы, умение составить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность организовать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе с выполнением различных социальных ролей;
умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
овладение сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.

Используемый учебно-методический комплект
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для учащихся.

О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014. Этот учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по химии и имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации», входит в Федеральный перечень учебников.
О.С. Габриелян. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011.
Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень)

Содержание программы

Тема,
количество
часов
Понятийный аппарат
(дидактические единицы)

Планируемый результат


Система диагностики


Введение
(4 часа)
Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях; исторические этапы возникновения и развития химии.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые вещества – металлы и неметаллы. Сложные вещества (органические и неорганические)
Физические и химические явления
Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия
вещества простые и сложные; формы существования химических элементов.
Система химических элементов Д.И.Менделеева; порядковый номер, период, группа, подгруппа – главная и побочная
Качественный и количественный состав веществ. Химические формулы, индекс, коэффициент. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы.







Знать определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула
Уметь раскрывать предмет и задачи химии, различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент»
Знать понятие химическая реакция
Уметь классифицировать физические и химические явления, приводить примеры
Знать понятия атом, химический элемент, классификацию веществ на простые и сложные, знаки химических элементов, структуру периодической системы
Уметь называть химические элементы и записывать их символы, классифицировать вещества на простые и сложные, определять положение химического элемента в периодической системе
Знать закон постоянства состава; понятие химическая формула
Уметь определять качественный и количественный состав вещества, принадлежность к простым и сложным веществам, вычислять относительную атомную и молекулярную массу, массовую долю химического элемента по формуле соединения, определять простейшую формулу по массовым долям элементов
Текущий
контроль




























Тема 1. Атомы химических элементов
(10 часов)

Современная модель строения атома; ядро (протоны, нейтроны) и электроны;
Изменение числа протонов и нейтронов в атоме. Изотопы
Электронная оболочка; орбиталь
ПСХЭ Д.И. Менделеева, группы и периоды периодической системы
Ионная связь: механизм образования, свойства связи и ионов
Химическая связь; ковалентная связь; механизм образования ковалентной неполярная связи; электронные и структурные формулы веществ
Химическая связь; ковалентная связь; механизм образования ковалентная полярной связи; электронные и структурные формулы веществ
Металлическая связь.










Знать понятие атом.
Уметь определять количество протонов, электронов, нейтронов, заряд ядра, объяснять физический смысл порядкового номера химического элемента
Знать понятие атом, изотоп
Уметь определять количество протонов, электронов, нейтронов, заряд ядра для конкретного изотопа
Знать понятия атом, электронная оболочка, орбиталь
Уметь составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы, объяснять физический смысл номера группы и периода
Знать строение периодической системы
Уметь объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, характеризовать химические элементы на основе их положения в периодической системе и особенностей строения их атомов
Знать понятие ионная связь.
Уметь определять соединения с ионной связью и составлять их схемы образования
Знать понятие химическая связь, ковалентная связь
Уметь составлять схемы образования ковалентной неполярной связи.
Знать понятие ковалентная связь, её виды.
Уметь определять соединения с ковалентной полярной связью и составлять их схемы образования
Знать определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия её с ковалентной и ионной связью
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов»





















Тема 2. Простые вещества
(7 часов)
Физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, плотность, температура плавления, кипения, теплопроводность, растворимость в воде, электропроводность. Описание веществ
Физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, вкус, запах, плотность, температура плавления, кипения, теплопроводность, растворимость в воде, электропроводность. Описание веществ
Количество вещества. Моль. Молярная масса; постоянная Авогадро
Молярный объем газов
Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «число Авогадро».










Знать общие физические свойства металлов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов
Уметь классифицировать вещества на металлы и неметаллы
Знать общие физические свойства неметаллов. Характеризовать связь между составом, строением и свойствами неметаллов
Знать определение понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса»
Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи)
Знать определение молярного объёма газов
Уметь вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объёма или числа молекул газа (и обратные задачи)
Знать определение понятий «количество вещества», «моль», «молярная масса», «молярный объём»
Уметь вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи), вычислять объем газа по его количеству, массу определенного объёма или числа молекул газа (и обратные задачи)
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №2
по теме «Простые вещества»
























Тема 3. Соединения химических элементов
(12 часов)
Понятие валентности и степени окисления. Составление формул соединений по степени окисления
Основные классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения
Основные классы неорганических соединений – основания
Основные классы неорганических соединений – кислоты
Основные классы неорганических соединений – соли
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток: атомная, молекулярная, ионная и металлическая
Чистые вещества и смеси.
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природная вода.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование, дистилляция, кристаллизация, возгонка, хроматография, экстрагирование
Массовая и объемная доли компонента смеси (раствора). Расчеты, связанные с использованием понятия «доля»
Знать понятие «степень окисления»
Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения
Уметь определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть его, составлять формулы оксидов
Уметь определять принадлежность вещества к классу оснований, называть его, составлять формулы оснований
Знать качественную реакцию на углекислый газ, на распознавание щелочей
Уметь определять принадлежность вещества к классу кислот
Знать формулы и названия кислот, качественную реакцию на распознавание кислот
Уметь определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их
Знать типы кристаллических решеток
Уметь определять тип кристаллической решетки, характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решетки
Знать понятия чистое вещество и смесь, способы разделения смесей.
Уметь разделять смеси
Уметь решать задачи на вычисление массовой доли вещества в растворе
Знать понятия массовая доля растворенного вещества.
Уметь производить вычисления массы раствора, массовой доли растворенного вещества
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №3
по теме «Соединения химических элементов»













Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (10часов)


Способы разделения смесей. Очистка веществ. Фильтрование, дистилляция, кристаллизация, возгонка, хроматография, экстрагирование
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Классификация химических реакций по поглощению или выделению тепла. Уравнение и схема химической реакции. Сохранение массы веществ при химических реакциях
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции разложения. Понятие скорости химической реакции. Катализаторы.
Каталитические реакции
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции соединения. Понятие обратимости химической реакции.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции замещения. Химические свойства металлов – взаимодействие с растворами кислот и солей
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и получившихся веществ – реакции обмена
Вычисления по химическим уравнениям массы. объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей
Знать способы разделения смесей.
Знать определение понятия химическая реакция, тепловой эффект реакции; закон сохранения и превращения энергии.
Уметь указывать признаки и условия протекания химических реакций,
объяснять экзо- и эндотермические процессы, приводить примеры, составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ
Уметь отличать реакции разложения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа
Уметь отличать реакции соединения от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа
Уметь отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения и уметь составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов
Уметь отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакций обмена до конца
Знать понятия количество вещества,
масса, молярная масса.
Уметь вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей
Знать классификацию химических реакций
Уметь составлять уравнения реакций, определять их типы, решать задачи по уравнению реакции
Текущий, тематический контроль
Контрольная работа №4
по теме «Изменения, происходящие с веществами»






























Тема 5. Практикум №1.
Простейшие операции с веществом
(5 часов)
Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила работы в школьной лаборатории. Правила техники безопасности.
Проведение реакций при нагревании.
Строение пламени. Техника химического эксперимента
Процесс растворения вещества, фильтрование раствора, выпаривание раствора, кристаллизация вещества из раствора.














Знать правила ТБ при работе в кабинете химии, нагревательные приборы, лабораторное оборудование, строение пламени, технику химического эксперимента
Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, нагревательными приборами; использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с веществами и материалами
Знать способы разделения смесей.
Уметь экспериментально разделять предложенные смеси веществ,
производить их очистку.
Знать понятие растворимость веществ.
Уметь проводить эксперимент по изучению растворимости веществ в различных условиях
Знать способы приготовления растворов.
Уметь взвешивать твердые вещества, измерять объём жидкости; производить расчет массовой доли вещества в растворе и готовить растворы заданной концентрации
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практических работ №1-5














Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
(17 часов)
Растворы. Процесс растворения. Растворимость веществ в воде. Хорошо растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты
Ионы. Катионы и анионы
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей в водных растворах
Реакции ионного обмена
Кислоты: состав, номенклатура, классификация; окраска индикаторов в кислой среде. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами (ряд активности металлов), основными оксидами, основаниями (реакция нейтрализации), растворами солей
Основания: состав, номенклатура, классификация; окраска индикаторов в нейтральной и щелочной среде. Химические свойства, получение, оснований. Взаимодействие с кислотными оксидами, кислотами, солями. Термическое разложение нерастворимых оснований
Классификация солей, их химические свойства в свете ТЭД
Классификация оксидов, их химические свойства в свете ТЭД
Генетическая связь классов неорганических соединений; понятие о генетическом ряде металла и неметалла
Классификация химических реакций по изменению степеней окисления химических элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы восстановления и окисления, окислители и восстановители
Окислительно-восстановительные реакции. Процессы восстановления и окисления, окислители и восстановители
Рассмотрение свойств простых веществ
· металлов и неметаллов, а также кислот и солей с позиций представлений окисления-восстановления
Знать определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде
Уметь пользоваться таблицей растворимости
Знать определение понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации
Знать основные положения теории электролитической диссоциации
Знать определения кислот, щелочей и солей в свете ТЭД
Уметь составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей
Уметь составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена
Знать классификацию, состав, основные химические свойства кислот.
Уметь составлять формулы кислот и давать им названия, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионном виде
Знать классификацию, состав, основные химические свойства оснований.
Уметь составлять формулы оснований и давать им названия, составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства оснований в молекулярном и ионном виде
Знать классификацию и химические свойства средних солей
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионном виде
Знать классификацию и химические свойства оксидов
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионном виде
Уметь составлять уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде
Знать сущность окислительно-восстановительных реакций.
Уметь объяснять уравнения реакций с точки зрения окисления, восстановления, составлять уравнения ОВР. Расставлять коэффициенты в данных уравнениях методом электронного баланса
Уметь составлять химические уравнения, характеризующие свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно-восстановительных реакциях. Расставлять коэффициенты в данных уравнениях методом электронного баланса.
Текущий,
тематический
контроль
Контрольная работа №5
по теме «Свойства растворов электролитов»






























Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов
(2 часа)
Правила техники безопасности. Лабораторная посуда и оборудование. Нагревательные устройства. Правила работы в школьной лаборатории.
Техника химического эксперимента.







Знать свойства, способы получения оксидов, оснований, солей.
Уметь экспериментально распознавать предложенные вещества и проводить с ними превращения; работать с веществами, лабораторным оборудованием, соблюдать ТБ.
Контроль знаний правил техники безопасности при выполнении практической работы.
Отчет о выполнении практических работ №6,7

Учебно-тематический план



п/п

Название главы

Кол-во
часов


Практические
работы

Контрольные
работы

1
Введение
4



2
Тема 1. Атомы химических элементов
10

Контрольная
работа №1

3
Тема 2. Простые вещества
7


Контрольная
работа №2

4
Тема 3. Соединения химических элементов
12

Контрольная работа №3

5
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами
10

Контрольная
работа №4

6
Тема 5. Практикум №1.
Простейшие операции с веществом
5
№ 1, 2, 3, 4, 5


7
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов
17

Контрольная работа №5

8
Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов
2
№ 6,7



Итого:
67
7
5



Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
химическую символику (знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций);
Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула; относительная атомная и молекулярная массы; ион, химическая связь; вещество, классификация веществ; моль, молярная масса, молярный объём; химическая реакция, классификация реакций; окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава вещества, закон Авогадро; периодический закон Д.И. Менделеева.
Учащиеся должны уметь:
называть химические элементы, соединения изученных классов; типы химических реакций; виды химической связи; типы кристаллических решёток;
объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
давать характеристику химических элементов (от водорода до кальция) на основе их положения в ПСХЭ Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связей между составом, строением и свойствами веществ; химических свойств основных классов неорганических веществ;
определять состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определённому классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элементов в соединениях, вид химической связи в соединениях, тип кристаллической решётки вещества; признаки химических реакций;
составлять формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путём кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид-ион;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объём и массу по количеству вещества, объёму или массе реагентов или продуктов реакции;
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки, передачи химической информации и её предоставления в различных формах.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления раствора заданной концентрации.



Список литературы и средств обучения
Учебно-методическое обеспечение курса химии

Основная литература
О.С. Габриелян О.С. . Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. 3-е изд., переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2011.
Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2014.

Методическая литература
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 8-9 кл. методическое пособие. – М.: Дрофа, 2004.
Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004.
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2007.
Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в школе. 8 кл. – М.: Дрофа, 2005.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». – М.: Дрофа, 2009.
Габриелян О.С., Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». – М.: Дрофа, 2009.

Информационное обеспечение курса
Электронные ресурсы
Основные табличные формы периодической системы. – М, 2006
Гипотеза о системном законе. – М, 2006
Химия общая и неорганическая,10-11 класс. - М.: Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001.
Общая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Неорганическая химия. 275 уроков. - М.: Магнамедиа, 2005.
Тренажёр по химии. Пособие для подготовки к ЕГЭ.-М.: ООО «Меридиан», 2004.
Электронный учебник по неорганической химии- М.: Магнамедиа, 2005.
Электронный учебник по общей химии- М.: Магнамедиа, 2005.
Репетитор по химии Кирилла и Мефодия. - М.: 1998.


Видеофильмы из серии «Школьный химический эксперимент»
(М.: Современный гуманитарный университет, 2003.)
Кислород. Водород. – М.: Современный гуманитарный университет, 2003.
Вода. Растворы. Основания. – М.: Современный гуманитарный университет, 2003.
Периодический закон и периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Химическая связь.
Галогены. Сера.
Азот и фосфор.
Углерод и кремний (в 2-х частях)
Металлы главных подгрупп (в 2-х частях)
Общие свойства металлов.
Железо и медь.
Коррозия металлов.

Интернет-ресурсы
Химическая наука и образование в России http://www.chem.msu.su/rus
Химия и Жизнь – XXI век http://www.hij.ru
Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»http://him.1september.ru
ChemNet: портал фундаментального химического образования http://www.chemnet.ru
АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой http://www.alhimik.ru
Основы химии: образовательный сайт для школьников и студентов
http://www.hemi.nsu.ru
Химия в Открытом колледже http://www.chemistry.ru
WebElements: онлайн-справочник химических элементов http://webelements.narod.ru
Белок и все о нем в биологии и химии http://belok-s.narod.ru
Виртуальная химическая школа http://maratakm.narod.ru
Занимательная химия: все о металлах http://all-met.narod.ru
Мир химии http://chem.km.ru
Кабинет химии: сайт Л.В. Рахмановой http://www.104.webstolica.ru
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: химия http://experiment.edu.ru
Органическая химия: электронный учебник для средней школы http://www.chemistry.ssu.samara.ru
Химия для всех: иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии http://school-sector.relarn.ru/nsm/
Химия для школьников: сайт Дмитрия Болотова http://chemistry.r2.ru
Школьная химия http://schoolchemistry.by.ru
Электронная библиотека по химии и технике http://rushim.ru/books/books.htm


Материально-техническое обеспечение курса химии

Мультимедиа проектор
Компьютер
Интерактивная доска

Неорганическая химия
VIII класс (2ч в неделю, всего 69 ч)

п/п
Нумера-ция по
четвер-
тям

Дата

Тема урока
Форма контроля
Приме-чание


Введение



1
1
01.09 – 06.09
Предмет химии. Вещества



2
2

Превращения веществ



3
3
08.09 – 13.09
Знаки химических элементов.
ПСХЭ Д.И. Менделеева



4
4

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы




Тема 1. Атомы химических элементов

10ч

5
5
15.09 – 20.09
Основные сведения о строении атомов



6
6

Изотопы



7
7
22.09 – 27.09
Строение электронных оболочек атомов
элементов малых периодов



8
8

ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атомов



9
9
29.09 – 04.10
Ионная химическая связь



10
10

Ковалентная неполярная химическая связь



11
11
06.10 – 11.10
Ковалентная полярная химическая связь



12
12

Металлическая химическая связь



13
13
13.10 – 18.10
Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов»



14
14

Контрольная работа №1 по теме
«Атомы химических элементов»
к/р



Тема 2. Простые вещества



15
15
20.10 –
01.11
Простые вещества - металлы



16
1

Простые вещества - неметаллы



17
2
03.11 – 08.11
Количество вещества. Молярная масса



18
3

Молярный объем газообразных веществ



19
4
10.11 – 15.11
Решение расчетных задач на вычисление молярной массы, количества вещества, молярного объёма, числа частиц по формулам



20
5

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Простые вещества»



21
6
17.11
Контрольная работа №2 по теме
«Простые вещества»
к/р



Тема 3. Соединения химических элементов

12ч

22
7
22.11
Степень окисления. Бинарные соединения металлов и неметаллов



23
8
24.11 – 29.11
Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения



24
9

Основания



25
10
01.12
06.12-08.12
Кислоты



26-27
11-12

Соли



28
13
13.12
Кристаллические решетки



29
14
15.12 – 20.12
Чистые вещества и смеси



30
15

Массовая и объемная доли компонента смеси, доля примесей



31
16
22.12
10.01
Решение расчетных задач



32
1

Обобщение и систематизация знаний по теме
«Соединения химических элементов»



33
2
12.01
Контрольная работа №3 по теме
«Соединения химических элементов»
к/р



Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

10ч

34
3
17.01
Физические явления



35
4
19.01 – 24.01
Химические реакции. Химические уравнения



36
5

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций



37
6
26.01 – 31.01
Реакции соединения. Обратимые и необратимые реакции



38
7

Реакции замещения



39
8
02.02
07.02-09.02
Реакции обмена



40-41
9-10

Расчеты по химическим уравнениям



42
11
14.02
Обобщение и систематизация знаний по теме
«Изменения, происходящие с веществами»



43
12
16.02
Контрольная работа №4 по теме
«Изменения, происходящие с веществами»
к/р



Тема 5. Практикум №1. Простейшие операции с веществом



44
13
21.02
Практическая работа №1. Правила безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами
п/р


45
14
28.02-02.03
Практическая работа №2
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
п/р


46
15

Практическая работа №3
Анализ почвы и воды
п/р


47
16
07.03-09.03
Практическая работа №4
Признаки химических реакций
п/р


48
17

Практическая работа №5
Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе
п/р



Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

17ч

49
18
14.03 – 16.03
Растворение. Растворимость веществ в воде



50
19

Электролитическая диссоциация



51
1
28.03 – 30.03
Основные положения ТЭД



52
2

Диссоциация кислот, оснований, солей



53-54
3-4
04.04 – 06.04
Ионные уравнения реакций



55-56
5-6
11.04 – 13.04
Кислоты в свете ТЭД, их классификация и свойства



57
7
18.04
Основания в свете ТЭД, их классификация и свойства



58-
59
8-9
20.04 -25.04

Соли в свете ТЭД, их свойства



60
10
27.04

02.05
Оксиды



61
11

Генетическая связь между классами неорганических веществ



62
12
04.05

11.05
Окислительно-восстановительные реакции



63
13

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса



64
14
16.05
Свойства простых веществ, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах



65

15

18.05
Контрольная работа №5 по теме
«Свойства растворов электролитов»
к/р



Тема 7. Практикум №2. Свойства растворов электролитов

2ч.

66
16
23.05
Практическая работа №6
Свойства кислот, оснований, оксидов, солей



67
17
25.05
Практическая работа №7
Решение экспериментальных задач




15