Как помочь детям сделать домашнее задание по математике


Как помочь детям приготовить домашнее задание по математике
Учиться нетрудно, если ты умеешь учиться.
Цицерон (55 год до н.э.)
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о том, как помочь учащимся при выполнении домашнего задания по математике.
Домашнее задание необходимо, прежде всего, потому, что развивает навыки самостоятельной работы, чтобы каждый ученик закрепил новые знания, полученные на уроке, потренировался в выполнении простых и сложных заданий, проверил себя. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами, которыми заняты взрослые. Как правило, большинство родителей пытаются помочь своим детям в приготовлении уроков (особенно в младшей школе). Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка. В любом случае возникает масса проблем. Как помочь своим детям при подготовке домашнего задания? Несколько советов, которые помогут и детям, и родителям:
Необходимо соблюдать режим дня.
У любого школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после обеда или ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью ежедневного расписания.
Организовать рабочее место.
Ребенка ничего не должно отвлекать от выполнения домашнего задания, ни телефон, ни социальные сети, ни телевизор. На столе помимо учебника и рабочей тетради могут находиться математические справочники, чертежные инструменты, старшие школьники должны знать перечень сайтов, которые могут помочь при подготовке.
Распределить  задания по степени сложности.
Математика является одним из самых сложных предметов в школьной программе, поэтому начинать домашнее задание лучше с этого предмета. Время на выполнение работы по математике зависит от возраста учащегося и уровня его математической подготовки. В младшей школе работа занимает ~ 30мин, в средней ~ 30-40 мин, а в старшей ~ 40-50 мин.
С чего начать выполнение д/з по математике.
- прочесть параграф учебника, выучить правила, новые определения и понятия, разобрать приведенные примеры. Часто в конце каждого параграфа есть вопросы, на которые необходимо ответить.
- просмотреть классную работу, обратить внимание на алгоритмы решения заданий, оформление задач.
- выполнить письменную часть работы.
Каковы причины неспособности школьника справиться с домашним заданием по математике?
Он мог просто не понять новый материал, и поэтому не в состоянии выполнить домашнее задание.
Что можно посоветовать в этом случаях родителям?
Если ребенок по какой-либо причине не усвоил новый материал на уроке, можно предложить ему прочесть параграф и вместе разобраться в теории. А после этого попытаться выполнить практическое задание .
Зайдите на онлайн ресурс, посвященный математике. Там можно найти статьи, в которых материал порой объясняется более доходчиво, чем это делают учителя или родители в меру своих возможностей. Не нужно полагаться лишь на этот источник, но в случае, если это вам необходимо и поможет решить задание быстрее, то почему бы не воспользоваться этим?
В случае, когда родители не в состоянии помочь своему ребенку разобраться в теме, нужно перед уроком предупредить учителя о причинах невыполнения домашней работы и разобрать эту тему на ближайшей консультации по предмету либо после уроков. В нашей школе каждый учитель математики проводит консультационные часы.
Часто дети при подготовке домашней работы пользуются ГДЗ, и эти сборники покупают сами родители. Если идет механическое списывание, то никакой пользы от этого не будет. Но можно поступить и по-другому: разобраться в приведенном решении, понять его и следующее задание попытаться выполнить по образцу. Но не следует этим злоупотреблять, это не должно войти в систему.
У ребенка могут быть серьезные проблемы с математикой в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных знаний и умений.
Именно со второй причиной мы столкнулись при проведении входного срезового контроля по математике в сентябре. Например, в срез в 9 классах я включила задания по основным, базовым темам математики с 5 по 8 класс, начиная с арифметических действий. Как оказалось, почти 70% девятиклассников с работой не справились. И у большинства этих учеников проблемы начинались уже с 5 класса. Причины этого могли быть разными: и смена школ, преподавателей, бесконтрольность со стороны родителей и т.д. Но исправлять положение нужно было срочно, впереди ОГЭ. Дети приехали из разных школ, учились по разным учебникам, в которых темы не всегда совпадали. С «запущенными» детьми были назначены дополнительные консультации, выявлены основные пробелы в знаниях, даны рекомендации, назначены сроки сдачи проблемных тем. Работа ведется, и определенные результаты уже есть.
В случае же, если вы видите явное отставание ребенка по предмету, объективно подтверждаемое им самим или учителем и не в состоянии сами помочь ребенку обеспечить такой уровень занятий, который бы покрыл это отставание, то можно обратиться к помощи профессионала.
Контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания.
Большинство психологов сходятся на том, что в начальных классах мамам и папам действительно следует заниматься вместе с малышом. Однако очень важно при этом не давить на юного учащегося. Он должен понимать, что родители вмешиваются не для наказания за ошибки, а для того чтобы помочь, выручить его и разъяснить особенно сложные темы.
С годами растет не только ребенок — меняются его школьная программа. Меняется и отношение школьника к проверке его домашнего задания. Во-первых, он куда менее охотно предоставляет тетради для проверки их родителями. Во-вторых, становятся сложнее и задания, которые он получает.
Уже в средней школе необходимо приучать ребенка к самостоятельному решению всех задач. А потому не стоит предлагать ему готовые решения или разбираться с темами уроков за него. Однако и пускать ситуацию на самотек не следует. Специалисты рекомендуют следить за временем, которое чадо выделяет для уроков и за полученными оценками. И действовать уже в зависимости от них.
Тем более что фактически проверить правильность выполненных заданий по математике в старших классах бывает очень непросто. Ведь немногие родители могут похвастаться, что идеально помнят школьную программу.
Определенные совместные наши с вами усилия, доброжелательность и терпение обязательно дадут результат, и ваш ребенок научится делать уроки без стресса.
Предлагаю вашему вниманию несколько памяток, которые помогут при выполнении домашней работы по математике.
Памятка «Как решать задачу» 
Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче. 
2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж. 3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом. 5. Составь план решения. 6. Выполни решение. 7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
Памятка по выполнению письменного домашнего задания по математике.
1. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради.
2. Прочитать и усвоить материал учебника.
3. Прочитать задания, изучить их.
4. Подумать, какие правила и приёмы следует применять для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приёмами задач.
5. Если нужно, выполни полностью или частично задание на черновике.
6. Проверить тем или иным способом решения задач
7. Записать выполненное задание в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради по математике.
8. Проверить правильность записей, чертежей, вычислений.
Памятка «Как выучить теорему»
 Прочитайте условие теоремы. Определите для себя, что необходимо доказать и представьте теорему "в картинках".
 Прочитайте несколько раз текст теоремы. Читайте по предложениям и к следующему переходите только после полного понимания предыдущего предложения. Если Вы будете понимать то, что читаете, теорему выучить будет намного легче и эффективнее.
 Сделайте чертеж. После прочтения теоремы сделайте рисунок и несколько раз повторите условие. При этом водите карандашом по тем частям чертежа, которые относятся к формулировке теоремы. После этого уберите рисунок и запишите формулировку на листе бумаги.
 Только после того, как Вы четко будете понимать формулировку теоремы, переходите к изучению ее второй части - доказательства.
 Не читайте сразу доказательство теоремы. Посмотрите на свой рисунок и попытайтесь отметить на нем те части, на которых, по Вашему мнению, будет основана доказательная часть.
 Вспомните весь материал, который Вы изучали в последнее время. Как правило, доказательство каждой последующей теоремы основано на предыдущем материале. Поэтому попытайтесь самостоятельно доказать теорему на основе изученного материала.
 Если же сделать это самостоятельно не получается, прочитайте внимательно доказательство и составьте план. Изучайте доказательство теоремы согласно плану, подробно разбирая каждый его пункт.