Что такое домашнее задание в Школе раннего творческого развития и зачем его выполнять?


Милюганова Вера Александровна – педагог Школы раннего творческого развития, предмет «Развитие речи»
Что такое домашнее задание в Школе раннего творческого развития
и зачем его выполнять?
Учеба в школе, выполнение домашних заданий – серьезный труд. Что такое домашнее задание известно всем и каждому. Бывает, что ребенок занят не меньше взрослого. Несколько поколений школьников домашнее задание называют «домашкой». «Домашка» - это то, что мешает бедным детям свободно дышать после окончания занятий. Зачем же столько поколений педагогов настаивают на выполнении домашнего задания?
Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой обучающихся. На занятиях, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, обучающимся необходимо осуществить их последующее повторение. То есть домашнее задание необходимо для закрепления знаний и умений, полученных на занятии. Так как, для того чтобы запомнить какую-либо информацию, нашему мозгу необходимо несколько повторений через определенные промежутки времени.  В случае невыполнения заданий мы просто лишаем себя возможности запомнить полученную на занятии информацию и тем самым блокируем выработку необходимых нам умений.
Домашнее задание выполняет различные функции. 
Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел или много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.
Вторая функция домашнего задания – это стимулирование познавательного интереса учащегося, желания знать как можно больше по предмету или по теме.
Третья функция домашнего задания – развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.
Домашние задания по предмету «Развитие речи» – это различные виды заданий, направленных на закрепление у детей в домашних условиях тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены на  занятиях по формированию лексико-грамматического строя и связной речи, при подготовке к обучению грамоте, воспитанию правильного звукопроизношения, то есть по всем направлениям развития речи, предусмотренным программным содержанием.Задания включают в себя основные разделы:
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза;
- серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов;
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы, заучивание подобранных для ребёнка стихов;
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу;  печатание букв, слогов, слов и предложений;
 - задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
Как делать уроки - тема вечная. По статистике, именно в связи с этим мамы и папы чаще всего обращаются за советом к школьному психологу. Помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна любому ребенку: кому-то на первых порах, а кому-то и до конца обучения в школе. И это нормально. Современные программы усложнились, времени на новые темы все меньше, а детские особенности внимания, мышления и памяти остались такими же, как и 50-60 лет назад.
Но умение работать самостоятельно - это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать. Дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. И учить этому их надо поэтапно.
I этап. Создание мотивации и принятие правил.
Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки. И правда - зачем?• Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности. В школе чаще идет фронтальная работа педагога с группой, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная потребует от ученика умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки соответствующих навыков не обойтись.• Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что мы усвоили на занятии, требует, чтобы включились механизмы кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на более длительный срок, необходимо дополнительное повторение его дома. Иначе возникает типичная ситуация: ребенок вроде бы активно работал на занятии, а знания в итоге весьма обрывочные. А то и вовсе отсутствуют.
Также необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься. Главное на этом этапе – выработать алгоритм выполнения домашних заданий. Чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем успешнее будет результат. Важно: введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху - надо совместно с ним проиграть каждый шаг.
Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:
1. Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает (если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.
2. Место, где он делает уроки.
3. С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол - а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы?
4. Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, есть, играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.
5. Переменки между уроками - как часто их надо делать и сколько времени можно отдыхать? Не менее важно поощрять за выполнение домашнего задания. Помните: любого ребенка есть за что похвалить.
II этап. «Мы вместе».
На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.
III этап. «Я сам + мы вместе».
Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача - дать ребенку почувствовать собственные возможности.
IV этап. «Сам + я рядом».
Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе - своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.
V этап. «Я сам и немножко взрослый».
Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе - помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.
При обучении в Школе раннего творческого развития необходимо освоить первых три этапа. Следующие этапы осваиваются при обучении в начальной школе.
Важно: Работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное - не сделать за него домашнее задание, а помочь разобраться в непонятном материале и организовать процесс. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы он мог отработать организационный навык.
Что можно посоветовать родителям, если их ребенок не может «усидеть» за уроками?
Большую роль в организации учебного труда ребенка играет режим дня. Специальные исследования, проведенные в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянно отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе. Режим дня не должен изменяться в зависимости от количества уроков, от того, что интересный фильм показывается по телевизору или в дом пришли гости.
Ребенок должен садиться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянное рабочее место. На столе все должно находиться на своих местах. Известный специалист по научной организации труда А.К.Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.
Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками.
Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на один грамм усиливает утомление. 
Если жилищно-материальные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжную полку, то все равно необходимо выделить ребёнку какое-нибудь постоянное место, чтобы он мог там держать свои книги и тетради. 
Прежде всего, нужно обратить внимание на обстановку, в которой ребенок выполняет домашние задания. Духота и шум снижают скорость и эффективность в 3 раза и во столько же ускоряют утомляемость. На концентрацию внимания лучше всего влияет температура в комнате. Оптимальная концентрация достигается при температуре 18-22°С.
Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? Лучше всего научить его самостоятельно определять трудности выполняемой работы и самому решать, с какого предмета стоит начать выполнение домашнего задания. Если ученик включается в работу сразу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и переходить к более легким. Если же он втягивается медленно, то ему следовало бы начать с более легких и лишь постепенно переходить к трудным. 
Когда лучше делать уроки? Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 15 до 17 часов, если же ребенок садится делать уроки, «когда мама приходит с работы», в 18—19 часов, то такая работа малоэффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспособности. Вот и сидит ребенок, мучается вместе с мамой, переписывая с новыми ошибками задание с черновика на чистовик. Поэтому рекомендую выполнять домашнее задание в субботу или в воскресенье. Если ребенок не может выполнить задание в один день, то, желательно, задание разбить на два дня.
Для успешного выполнения задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 20 минут занятий следует сделать перерыв на 5 – 10 минут, во время которого следует выполнить несколько физических упражнений. Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократного (15—20 раз в течение 3 минут) перевода взора с мелкого ближнего предмета на другой предмет, находящийся на расстоянии 7—10 м от глаз.
Очень важно родителям следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, была достаточная освещенность. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукости и другим нарушениям здоровья.
У школьника должна быть воспитана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению домашнего задания. Привычка заниматься, и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человечка. Как бы ни манила хорошая погода за окном, какая бы интересная передача ни шла по телевизору, какие бы гости не нагрянули, короче говоря, что бы ни случилось, - уроки должны быть сделаны всегда, и сделаны хорошо. Оправдания неприготовленным урокам нет и не может быть - это необходимо дать понять школьнику с первых же дней занятий.
Памятка контроля по выполнению домашних заданий
Уважаемые родители! Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка:
Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнять заданное упражнение.
Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.
Не пытайтесь выполнить за своего сына или дочь домашнее задание, это сослужит им плохую службу.
Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашнего задания.
Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи, братьями и сестрами.
Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашнего задания, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете проблемы, связанные с подготовкой домашних заданий.
Часто говорят:
Обязательно ли выполнять «задания»?!
Выполнение дома определенных видов работы по заданию педагога дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий
Нам некогда выполнять «домашние задания». Вот чему в школе научите, того ему и хватит.
Если  этих минут, к сожалению, у вас нет, то претензии в жизни «а почему наш ребенок делает хуже, чем остальные?», отнесите, прежде всего, к себе!
Ничего не получается, ребенок не хочет дома заниматься. Ну и ничего страшного. Не всем же быть гениями!
Ваш ребенок просто чувствует  «никчемность» своего обучения и, прежде всего, Ваше равнодушное отношение к его обучению.
Вы даете нам «домашнее задание», чтобы это делали МЫ, родители. А за что мы ВАМ деньги платим?
Мы даем «домашнее задание» не потому, что не сделали  свою работу, а для того, чтобы создать и закрепить у малыша эмоционально-положительное отношение к обучению и закрепить пройденный материал.
Успех нашей работы на 90% зависит от совместных усилий педагогов и родителей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском  возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»)
Используемые материалы:
Болсуновская Н., Домашнее задание: шаги к успеху, http://deti.mail.ru/teenager/domashnee_zadanie_shagi_k_uspehu/.
Как помочь ребенку при выполнении домашнего задания http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98681913.
Петрова С. Ю.,  Зачем выполнять «Домашние задание», http://49.caduk.ru/p215aa1.html.
Сиразетдинова Л. З., Родительское собрание: «Эти трудные домашние задания!», http://05-04 1959.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/roditelskie_sobranija/roditelskoe_sobranie_ehti_trudnye_domashnie_zadanija/10-1-0-59.
Чиняева А. М. Эффективные формы выполнения домашнего задания как средство повышения качества образования, http://festival.1september.ru/.