СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ .ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ В ПОДХОДЕ К ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ. ВОСПИТАНИЕ УВАЖЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ.


Советы родителям .Здравый смысл в подходе к проблемам воспитания. Воспитание уважения к родителям.
Необходимым элементом воспитания ребенка является привитие ему уважение к родителям. Абсолютно необходимо, чтобы он научился уважать своего отца и мать, и не для того , ублажать лично их, но потому, что отношение к родителям станет тем фундаментом, на котором позднее будут строиться его взаимоотношения с другими людьми. Первоначальные воззрения ребенка на родительский авторитет станут краеугольным камнем его будущих взглядов на авторитет школы, представителей правоохранительных органов, работодателей и всех тех, с кем ему придется жить и работать. Отношение между родителями и ребенком представляют собой самое первое и важное взаимодействие маленького существа с окружающим миром.
Уважение к родителям следует поддерживать и по другой, не менее важной причине. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок, став подростком, воспринял ваши ценности, вы должны заслужить его уважение в более ранние годы. Если сын или дочь могут без затруднений отказываться повиноваться родителям в первые пятнадцать лет жизни, смеяться им в лицо, упрямо отрицать их власть над собой, то в их душах возникает естественное презрение к отцу и матери.
Вопрос о уважении или неуважении со стороны детей представляется полезным также в качестве критерия, когда нужно дать оценку тем или иным конкретным детским поступкам. Родителям прежде всего следует уяснить для себя самих, является ли тот или иной нежелательный акт со стороны ребенка прямым вызовом авторитету , их родительской власти . Принимаемые ими меры должны находиться в зависимости от ответа на этот вопрос.
Представим себе, например, что маленький Крис , расшалившись в комнате разбил много дорогих чащек. Или представим, что Венди потеряла велосипед. Это все проявление детской безответственности, и именно так к ним следует и относиться. Родители могут эти поступки оставить без последствий или заставить ребенка каким – то образом компенсировать нанесенный ущерб – это будет , конечно, зависеть от его возраста и степени зрелости.
В то же время в этих действиях нет прямого вызова родителям. С моей точки зрения, шлепать ребенка в возрасте от полутора до десяти лет следует лишь в том случае, если он вызывающе заявляет родителям: « Не хочу!» или «Замолчи!». На подобные бунтарские проявления упрямства вы должны быть готовы среагировать немедленно. Когда возникает прямая конфронтация между вами и вашим ребенком, не время рассуждать о том, что послушание является добродетелью. И это не тот случай, когда его надо отсылать в детскую комнату, где он будет думать в одиночестве. Не стоит откладывать наказание и до той поры, когда вернется с работы усталый папа.
Вы обозначили известную границу, за которую заходить нельзя, а ваше дитя переступает через нее. Кто здесь одержит вверх? У кого окажется больше смелости? И на ком здесь лежит ответственность? Если вы не дадите вашему упрямому ребенку убедительные ответы на эти вопросы, то он не замедлит вовлечь вас в новые битвы, чтобы вновь и вновь поставить те же проблемы. В этом и заключается главный парадокс детства – дети хотят, чтобы ими руководили , но настаивают, чтобы родители заслужили право на руководство.
Когда же отцы и матери оказываются неспособными достойно ответить на вызов, они создают для себя и своих семей весьма невеселое будущее. Приведу пример семьи Холлоуэй. От дочери Бекки никогда не требовали, чтобы она слушалась отца и мать или уважала их. Ее детство было периодом напряжения для семьи. Миссис Холлоуэй пребывала в уверенности, что со временем девочка станет белее управляемой, но этого так и не произошло. Она росла угрюмым, непочтительным, себялюбивым ребенком. Родителям было все труднее с ней справляться, как Бекки продвигалась к периоду половой зрелости и подростковому возрасту. Она была вечно чем – то недовольна, делая выговоры своим домашним в грубой форме. Мистер и миссис Холлоуэй боялись возразить ей хотя бы единым словом, потому что она тут же впадала в неистовое раздражение. Родители стали жертвами эмоционального шантажа. Они хотели подкупить дочь и поставили в ее комнате отдельный телефон. Она не выразила благодарности. Ей пришло в голову устроить вечеринку с друзьями у себя дома. Миссис Холлоуэй приготовила угощение, украсила дом. В назначенный вечер толпа грязных , плохо воспитанных детей ворвалась к ним, круша и ломая все на своем пути. По ходу праздника мать сделала дочери замечание, пришедшее дочери не по нраву. Девочка ударила мать и оставила ее в ванной комнате, лежащей в луже крови. Отец, которого в это время не было дома, по возвращению обнаружил свою жену по – прежнему на полу, а дочь отплясывала с друзьями во дворе. Родители, подобные супругам Холлоуэй, не могут понять, что любовь и дисциплина должны взаимодействовать между собой, воздействуя на поведение ребенка. Это два измерения одного и того же качества. Призывая ребенка к порядку, вы не отказываетесь от родительской любви, а опираетесь на нее. Достойное наказание применяется не против сына или дочери, а для них. Если бы родители Бекки усвоили эту истину, когда дочь была маленькой, они избавили бы себя от этого кошмара.
Когда Бекки, начинала бунтовать, родители должны были сказать: «Мы слишком любим тебя, чтобы позволить тебе вести себя подобным образом». Вот история, которую я рассказывал своим малышам, когда они переступали границы дозволенного: «Знал я одну маленькую птичку, которая жила в гнездышке со своей мамой. Птичка – мама улетела искать червячков на обед и наказала малышке не покидать гнезда, пока ее не будет дома. Но маленький птенчик не послушался. Он выпрыгнул из гнезда, упал на землю, и там его поймала кошка. И когда я тебе говорю, чтобы ты меня слушался, то это потому, что я знаю, что для тебя будет лучше, так же, как знала эта птичка – мама. Если я тебя прошу тебя не выходить за калитку, то это потому, что не хочу, чтобы ты выбежал на улицу и попал под машину. Я люблю тебя и хочу, чтобы с тобой не случилось ничего плохого. Если ты не будешь меня слушаться, то я нашлепаю тебя, и тогда ты запомнишь, как это важно. Ты понял меня?»
Как я уже упоминал, моя мать была необычайно терпелива к моим детским проделкам, и с нею легко было договориться по большинству проблем. Если я с опозданием возвращался из школы и мог объяснить причины задержки, на этом все и кончалось. Если я не выполнял порученное мне дело, мы с ней могли сесть рядом и обсудить, как мне поступать дальше. Но в одном случае она была абсолютно непреклонна – мать не терпела грубости. Мать знала, что дерзость и то, что она называла пререканиями, становятся самым сильным оружием ребенка, когда он не намерен повиноваться, и с ними нужно бороться.
Я дорого заплатил за свою ошибку, которая заключалась в том, что я рискнул сказать что – то непочтительное, будучи в четырех фунтах от нее. Я понимал, что переступать границу дозволенного, и мне было любопытно посмотреть, как она поступит. Это выяснилось очень быстро. Мама повернулась в поисках предмета, который бы помог выразить свое неудовольствие. Под руку попался пояс. Мать размахнулась и хлестнула меня им. До сих пор в моих ушах стоит свист рассекающего воздух пояса. Но с тех пор я взял за правило очень тщательно взвешивать свои слова, разговаривая с матерью.
За минувшее с тех пор годы я не раз рассказывал эту историю, и интересно было наблюдать как реагировали слушатели. В большинстве случаев они находили мой рассказ занятным, а эпизод безобидным. Другие осуждали мать за жестокость. Я единственный в мире человек, который может правильно описать воздействие, который имел поступок матери. И я вам говорю, что удар был актом любви! Моя мать не задумавшись ни на миг, отдала бы за меня жизнь, и всегда это знал. Да, она была разгневана моей дерзостью, но ее мгновенная реакция направлялась желанием исправить меня. Мы оба знали, что я вполне заслужил свое наказание. И именно поэтому мгновенная боль, причиненная мне ударом, не оскорбила моего самолюбия. Хотите верьте, хотите нет, но я почувствовал, что меня любят.
Теперь позвольте отметить нечто самоочевидное. Легко могу представить, что та же ситуация могла вылиться в глубокую отчужденность и непримиримую враждебность. Могла бы…если бы я знал, что меня не любят..если бы я знал, что не заслужил этого наказания. Тогда бы свистящий ремень действительно нанес бы серьезную травму. Синяк на ягодицах ухоженного ребенка может свидетельствовать, а может и не свидетельствовать о том, что с малышом плохо обращаются. Это зависит от многих обстоятельств. В семье, которая во всех отношениях является мирной и любящей, этот синяк часто имеет психологическое значение. И опять таки здесь дело не в ссадине, а том , что стоит за ней, как возник синяк, какова общая атмосфера отношений.
Возвращаясь к разговору уважения к родителям, я хочу подчеркнуть здесь, что оно не даст нужного результата, если будет носить односторонний характер. Уважение должно проявляться с обеих сторон. Родители не могут требовать, чтобы дети относились к ним с почтением, если не будут со своей стороны вести себя соответствующим образом. Они должны чрезвычайно бережно относиться к личности ребенка, никогда не унижать его, не ставить сына или дочь в неловкое положение в присутствие их друзей. Дисциплину следует, как правило, утверждать вдали от злорадных и любопытных глаз. Не нужно смеяться над детьми, если это им не по душе. Их чувства и запросы, даже если они кажутся глуповатыми, должны быть восприняты доброжелательно. Дети нуждаются в ощущении, что родителям « действительно есть до меня дело».
Поэтому отец, злоупотребляющий сарказмом и едкостью в своих критических замечаниях в адрес детей, не могут рассчитывать, что ответом будет уважение к нему. Возможно его отпрыски и бояться его, но они будут искать отмщения, когда станут подростками. Дети знают мудрость пословицы: «Не смейся над крокодилом, пока не переправился через поток». Поэтому язвительный и невоздержанный на язык папаша, может быть, и сумеет на какое – то время запугать своих домашних, но, если он не будет проявлять к ним уважение, они отплатят ему, как только достигнут безопасного взрослого возраста.

Доктор Дж. Добсон «Не бойтесь быть строгими» Советы родителям.
Москва . Центр человеческих ценностей . 1997 год.
Иванова Клавдия Алексеевна – учитель начальных
классов средней общеобразовательной школы № 2
г.НУРЛАТ РТ.