Семинар-практикум для родителей всех групп «Как заниматься с ребёнком дома»


МКОУ ХМР «СОШ п.Сибирский»
Семинар-практикум
для родителей всех групп
«Как заниматься с ребёнком дома»
Подготовила: учитель – логопед М.А.ШаминаРаботая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самым главным союзником и помогает ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.
Именно для него проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд, папки-передвижки, разрабатываются анкеты, памятки. Ведется «Домашняя логопедическая тетрадь» – самый главный наш связуемый и помощник в преодолении речевого нарушения!
В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы и их проведение в домашних условиях.
Тема: «Дома не скучаем – звуки закрепляем»
Форма проведения: семинар-практикум
Аудитория родители (законные представители) детей младшего и старшего дошкольного возраста (3-6 лет)
Количество участников: учитель-логопед, родители (законные представители) детей старшей группы, дети старшей группы.
Задачи:
1. Повысить педагогическую компетентность родителей (законных представителей) в вопросах закрепления правильного произношения звуков детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
2. Сформировать у родителей (законных представителей) представления о важности их роли и участии в коррекционно-логопедическом процессе.
3. Познакомить родителей (законных представителей) с разновидностями дидактического материала для организации и проведения логопедических занятий в домашних условиях по закреплению правильно произношения.
4. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах закрепления правильного произношения звуков детей старшего дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
2. Сформированные представления у родителей (законных представителей) о их роли и участии в коррекционно-логопедическом процессе.
3. Умение родителей самостоятельно организовать логопедическое занятие дома, подобрать дидактический материал для автоматизации правильного звукопроизношения на основе рекомендаций учителя-логопеда.
Оборудование: ноутбук – презентация «Как организовать логопедические занятия дома», пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие фонематического слуха, логопедические альбомы, речевой материала для автоматизации звукопроизношения - тетради, книги, картотеки: развитие восприятия звуков речи, развитие слухового внимания, дидактические игры, развитие неречевых звуков,развитие речевого дыхания, развитие голоса, развитие фонематического слуха, развитие речевого слуха, развитие физиологического слуха.
Раздаточный материал:
1. Анкета для родителей.
2. Памятки и буклеты для родителей «Как заниматься с ребенком дома», «Как организовать занятие дома? », «Артикуляционная гимнастика – полезно и весело!», «Ура! Звук родился – автоматизация правильного произношения», «Семья – первая школа», «Домашняя игротека», Учите думать и говорить», «Учимся слушать звуки и правильно их произносить», «Массаж пальцев рук», «Развитие мелкой моторики пальцев рук», «Главная роль в помощи детям принадлежит родителям», «Памятка для родителей будущих первоклассников», «Азбучные истины», «Правила проведения артикуляционной гимнастики», «Правила ведения индивидуальной тетради», «Работа в домашних тетрадях», «Правила проведения логопедических занятий», «Простые советы логопеда», «Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения», «Ум на кончиках пальцев», «Как играть дома по заданию логопеда?», Игры на развитие фонематического слуховосприятия», «Игры и упражнения на развитие артикуляционной и мелкой моторики», «10 логопедических правил»;
3. Индивидуальные зеркала.
Логика проведения:
Приветствие. Логопед приветствует родителей, сообщает тему семинара-практикума, предлагает ответить на несколько вопросов (анкета для родителей).
Уважаемые родители! Я рада Вас приветствовать на сегодняшнем семинаре–практикуме. Он посвящен теме организации занятий дома по закреплению правильного произношения звуков. И прежде чем начать семинар предлагаю Вам ответить на несколько вопросов (раздаются анкеты для родителей).
Конечно же, все ответы разные и возможно, что некоторые вопросы вызвали затруднения. Хотелось бы обратить Ваше внимание, что вопросы касаются организации занятий дома. А как Вы относитесь к домашним заданиям? Считаете ли Вы, что можно обойтись без них? С какими трудностями Вы сталкиваетесь, занимаясь с ребенком дома?
Хотелось бы подчеркнуть, что вы - первые и самые важные учителя вашего ребенка. Первая его школа - Ваш дом - окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
В течение этих первых лет выдаются очень суматошные дни, и родители будут недоумевать: "Где тут взять время, чтобы еще чему-то учить?!" Но не следует забывать, что даже ровный, успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности воспринимать то, чему учат отец и мать.
И чтобы родители стали хорошими учителями для своих детей, они должны знать, что работа по исправлению недостатков произнесения звуков включает три основных этапа: подготовительные упражнения; постановка (вызов) звука; закрепление звука в слогах, словах и введение его в речь.
Сообщение учителя-логопеда на тему «Особенности работы по коррекции звукопроизношения»: Коррекция звукопроизношения включает в себя несколько этапов:
• Подготовительный этап (развитие общей и мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развитие фонематического слуха);
• Постановка звуков;
• Автоматизация звука (отработка поставленного звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах) ;• Дифференциация звуков (цель данного этапа — научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи) .Подготовительные упражнения направлены на развитие у ребенка правильного восприятия звука на слух (умение отличать правильно произносимый звук от неправильного), на укрепление и улучшение движений мышц артикуляционного аппарата (воспроизведение правильных движений языка, губ, нижней челюсти), на выработку сильной воздушной струи (например, при произнесении звука [р] нужно уметь сильно выдувать воздух на кончик языка, чтобы привести его в колебательное состояние).
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
В рамках работы по исправлению звукопроизношения мы говорим о специальной артикуляционной гимнастике, которая проводится на занятиях с логопедом, и которую необходимо выполнять дома.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.
Чем лучше будет проведена подготовительная работа, тем быстрее ребенок научится правильно произносить звуки. Трудно сказать, сколько понадобится времени для подготовительных упражнений. В одних случаях - три занятия, в других - несколько недель. Это зависит от степени нарушения подвижности мышц артикуляционного аппарата, от состояния речевого слуха, а также от индивидуальных особенностей ребенка.
Постановка (вызов) звука. Чтобы вызвать у ребенка правильный звук, необходимо тщательно изучить положение органов речи при нормальном произнесении звука и способы его вызывания. Для этого сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало и, произнося наиболее трудные звуки (шипящие, свистящие, сонорные), внимательно посмотрите, какое положение принимают ваши губы, зубы, язык. Запомните это положение. Это важно для исправления дефекта, для постановки звука. Затем посадите перед зеркалом ребенка и попросите его произнести тот или иной звук. Присмотритесь, какое положение принимают его органы речи, сравните с положением и движением органов речи у себя.
Теперь основная задача заключается в том, чтобы добиться правильного изолированного произнесения звука. Если удается вызвать звук по подражанию, то, минуя подготовительный этап, можно сразу приступить к закреплению звука в словах и речи.
Закрепление звука и введение его в речь. При закреплении звука необходимо соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и лишь потом во фразах.
Знакомство родителей с основными правилами ведения тетради и работы со звуком.
Как выполнять домашние задания по коррекции звукопроизношения
К домашнему заданию относитесь, пожалуйста, серьезно.
Начинать следует с артикуляционных упражнений для языка.
Выполните несколько дыхательных упражнений, используя подручные средства.
Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребенка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и часто хвалите.
Учить стихотворение лучше с использованием картинок, которые нарисованы к нему.
Не спешите сразу подсказать ребенку ответ. Задайте ему вопросы, дайте подумать.
Помните! В нашем деле главное – это система! Занимайтесь ежедневно. Демонстрируйте успехи ребенка всем знакомым. Чем больше ребенок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить!
Правили ведения индивидуальной тетради.
Индивидуальные тетради заводятся логопедом на каждого ребенка.
Для удобства можно использовать общие тетради в 96 листов.
Тетрадь должна оформляться красочно, совместно с воспитателем и родителями, с привлечением посильной помощи ребенка.
В ней записываются индивидуальные задания.
Основное содержание записи должно включать:
– дату проведения индивидуального занятия;
– задания для развития фонематического слуха;
– артикуляционные упражнения;
– упражнения на формирование правильного произношения;
– упражнения для развития лексико-грамматических представлений;
– упражнения для развития связной речи;
– упражнения для развития неречевых процессов.
В течение недели по индивидуальным тетрадям с детьми занимаются воспитатели, в выходные дни тетради отдают родителям для закрепления и повторения материала за истекшую неделю.
Образец записи заданий в индивидуальной тетради ребенка может быть следующим.
21 сентября. 1. Ежедневно выполнять следующие упражнения комплекса артикуляционной гимнастики: «Домик», «Грибок», «Маляр», «Барабанщик», «Гармошка».
2.Провести игру «Посмотри и назови». Ребенку предлагаются в определенном порядке картинки, названия которых ему следует повторить в той же последовательности: дом, диван, кот, танк; бант, кит, мак, банка. 3.Автоматизировать звук с в слогах, использовать игру «Песенка насоса': с-с-с-а, с-С'С-о, с-с-с-у, с-с-с-ы 4.Провести игру «Назови первый звук в слове': автомат, апельсин, Умка, уши.
5.Провести игру «Что растет на грядке?». Сделать соответствующие рисунки, назвать картинки. 6.Провести игру «Закончи предложение и повтори': Я выдергиваю... (морковь). Я срезаю... (капусту). Я срываю... (огурец). Я выкапываю... (картофель).
7.Составить рассказ по сюжетной картинке «Дети собирали урожай».
8.Являясь одним из видов документации логопеда, индивидуальная тетрадь вместе с тем служит стимулом поддержания интереса дошкольника к логопедическим занятиям и наглядной иллюстрацией для родителей динамики речевых возможностей их ребенка в процессе коррекционного обучения.
Помните, чтобы домашние логопедические занятия были успешными, необходимо:
Определить четкое время занятий. Правилу занятий в определенное время нужно следовать ежедневно, а не от случая к случаю. Это время развития ребенка. Очень важна самоорганизация родителей, т.к. всегда находится «1000 неотложных дел». Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
Определить продолжительность занятий. Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут – для детей 3-4 лет; 15-20 минут – для детей 4-5 лет; 20-30 минут – для детей старшего дошкольного возраста.
Предварительно изучить задание к моменту занятий (не делать этого при ребенке). Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме (по дороге, на кухне и т.д.), а над чем нужно поработать перед зеркалом, за столом в установленное время. Предвидя отказ, использовать альтернативные вопросы типа: «Что будем сначала делать – учить скороговорку или составлять рассказ?» Речь взрослых должна быть четкой и ясной.
Занятия проводить в виде игры или во время игры. С детьми младшего и среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи!», «Повтори!».
Во время занятия разговаривать с ребенком мягко и не авторитарно.
Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты. Можно попробовать выполнить задание «за компанию» со сверстником, братом, сестрой, «поучить» любимую игрушку (куклу), медвежонка).Подкреплять достижения ребенка похвалой и радостными восклицаниями. Подчеркивайте, что вам нравится заниматься с ним.
Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов. Если ребенок затрудняется, никогда не выполняйте задание за него. Лучше предложите ему несколько вариантов, пусть он выберет правильный ответ или исправит вашу ошибку. Дети очень любят находиться в роли «учителя». Поэтому при выполнении некоторых заданий полезно меняться с ребенком ролями.
Хорошие плоды приносит только та работа, которая выполняется с удовольствием. Доброе отношение, похвала, игровая форма, соревновательный момент – все это повысит интерес ребенка к занятиям, а значит, возрастет и их результативность.
Важную роль в формировании произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти, как уже было сказано, полезна артикуляционная гимнастика.
На этом этапе родители ознакомлены с основные артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним, логопед раздает памятки родителям, обращает внимание на информацию представлению по данной теме в папках-передвижках. Знакомит родителей с игровыми вариантами проведения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционные гимнастики.
«Лопаточка»
Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Чашечка»
Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Стрелочка»
Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.
«Трубочка»
Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
«Грибок»
Рот открыт. Язык присосать к нёбу. Как настоящий лесной гриб, язык поднялся и прилип.
Упражнения для губ.
«Заборчик»
Зубы сомкнуты. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
«Трубочка»
Выпячивать губы вперёд длинной трубочкой.
«Хоботок»
Вытягивать сомкнутые губы вперёд.
«Рупор»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны. Динамические упражнения для языка.
«Часики»
Рот открыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под учёт педагога к уголкам рта.
«Змейка»
Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперёд и убрать вглубь рта.
«Качели»
Рот открыт. Напряжённым языком тянуться поочерёдно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«Спрячь конфетку»
Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«Катушка»
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
«Лошадка»
Присосать язык к нёбу, Щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Гармошка»
Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«Маляр»
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
«Вкусное варенье»
Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Различные упражнения способствуют:
выработке целенаправленной воздушной струи;
расслаблению мышц языка;
умению удерживать язык в спокойном, расслабленном положении;
укреплению мышц языка;
подъему мышц языка вверх;
вырабатыванию подъема спинки языка вверх и т.д.
При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:
1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.
4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.
5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
Игры с детьми и родителями (раздаются зеркала).
СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ
(комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Ш-Ж-Щ-Ч.)
Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай откроем ее (упражнение "Лягушки").
Вторая дверь- зубы. Откроем и ее (упражнение "Окошко")
Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа( упражнение "Лопаточка")
Посмотри, как сладко и спокойно спит Язычок (некоторое время удерживать язык на нижней губе). Наконец он проснулся, улыбнулся (упражнение "Улыбка"), взял трубу и заиграл "Ту-ту, я проснулся!!!" (упражнение "Дудочка"). Пошел Язычок на кухню, а там мама тесто месит "Пя-пя" (упражнение "Помесим тесто» и блины печет (упражнение "Блинчик"). Взял Язычок чашку с чаем (упражнение "Чашечка"), варенье, бублики (упражнение "Бублик") и стал завтракать. Но кушал он не аккуратно и испачкал верхнюю губу в варенье (упражнение "Вкусное варенье". После еды решил Язычок показать маме настоящий фокус (упражнение "Фокус").
Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покататься (упражнение "Качели").
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься. Весело ему было скакать на лошадке (упражнение "Лошадка")
Нагулялся Язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь- зубы, а затем и первую- губы (сомкнуть губы).
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Особенно необходимо развить слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель наших упражнений - научить ребенка слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Цель всех этих игр - развитие слухового внимания (концентрации, устойчивости, переключения).
Игры для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3-х лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.
Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Преодоление нарушений  фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.
Рекомендуемые упражнения помогают малышу осваивать звуковую систему родного языка, подготовят ребенка к усвоению грамоты, письменной речи.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица …).
Сложи звук Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Скажи наоборот Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Определи первый гласный звук
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).За-зу-за - уходи домой, ко... (за).Ти-ди-ти - на Луну ле... (ти).Де-де-те - сядем в темно... (те).Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
- Уважаемые родители, вы обратили внимание, что на утренниках одни дети выразительно читают стихи, другие не очень, а кто-то из вас может быть и совсем ничего не заметил.
А все дело в интонации. Интонация – это выразительность нашего голоса: сила голоса, тон. Интонация бывает разная. Например, испуганный человек громко кричит или вскрикивает, грустный человек говорит тихо, с печалью, у сердитого, злого человека мы можем услышать нотки угрозы в голосе. Именно эмоциональная речь взрослых служит для ребенка образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.
- Я предлагаю Вам произнести стихи с заданной интонацией. Возьмите карточки (карточки лежат на столе). И начнем с карточки № 1. Карточка № 1.
Прочитайте стихотворение, как “робот”.
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
Карточка № 2.
Прочитайте стихотворение, как “весёлый клоун”.
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плач:
Не утонет в речке мяч.
Карточка № 3
Прочитайте стихотворение, как “певчая птичка”:
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Карточка № 4
Прочитайте стихотворение, как “грустный ослик”:
Постой паровоз, не стучите колеса.
Кондуктор нажми на тормоза…
Я к маменьке родной с последним приветом,
Спешу показаться на глаза.
Карточка № 5.
Прочитайте стихотворение, как “злой великан”:
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду –
Я в траве его найду.
- Уважаемые родители! Вы, наверно, поняли, что над интонационной выразительностью нужно работать.
Дома попробуйте с детьми разучивать стихи с разной интонацией. Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания.
Приемов по данной теме очень много, я вас познакомила с некоторыми из них, на мой взгляд, самыми эффективными в домашних условиях.
Заключительный этап.
Логопед подводит итоги семинара-практикума. Просит родителей высказаться о том, что им понравилось (не понравилось); какие вопросы у них возникли.
Прошу Вас выразить свое мнение, насколько полезен был для Вас этот практикум, и почему? Что могут дать рекомендованные игры Вам и Вашему ребенку? Будете ли Вы использовать подобные игры в совместном общении?
- Благодарю Вас за внимание!
Логопед благодарит родителей за участие в семинаре-практикуме и раздает буклеты, содержащие информацию семинара.
Используемая литература:
1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников» (формирование лексики и грамматического строя) СПб.: СОЮЗ, 1999.
2. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н.Стрельниковой», 2007.