Программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 Основы философии



ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 основы философии
140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
2014
Рассмотрена на заседании методического
совета
Протокол № __ от «__» ______ 2014 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО): 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
Организация-разработчик:
Разработчик:
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОГСЭ.00 Общая гуманитарная и социально-экономическая дисциплина профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры человека, гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72_______________________________________________________________________________________________________________________________ часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов,
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: практические занятия 4
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 24
в том числе: подготовка слайд-презентации;
подготовка сообщения-презентации;
подготовка сообщения;
составить и заполнить таблицу;
подготовка к контрольной работе 6
6
4
4
4
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Тема 1.
Предмет философии, его место в системе научного знания Содержание учебного материала (ОК1-5) 2 1 Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Основной вопрос философии. Язык философии. 1
Тема 2.
Античная философия
Содержание учебного материала (ОК1-3) 2 1 Развитие античной философии. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Философия Гераклита. Демокрит: теория атомизма. Философская система Сократа, Платона и Аристотеля. 2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5) 2 Создать слайд-презентацию «Великие философы античности» Тема 3.
Эллинистическая философия Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1
Особенности эллинистической философии.
Эллинистические школы: школа Эпикура, циники, стоики и скептики.
Проблема человека в философии эллинизма 2
Тема 4. Средневековая философия
Содержание учебного материала 2 1 Соотношение философии и религии. Христианская апологетика. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века. 2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8) 2 Подготовить сообщение -презентацию «Европейская средневековая философия» Тема 5.
Основные идеи философии эпохи Возрождения Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1
Основные идеи эпохи Возрождения.
Особенности философии эпохи Возрождения (Я. Бёме, Н. Кузанский, Д. Бруно). 2
Тема 6.
Философия Нового времени
Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1 Развитие науки в эпоху Нового времени. Концепции рационалистов (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Сенсуализм – одно из основных направлений философии этого периода. Концепции Ф. Бэкона, Дж. Локка. Субъективный идеализм (Д. Беркли) и агностицизм (Д. Юм) Нового времени. 2
Тема 7.
Философия Просвещения
Содержание учебного материала 1 Особенности философии эпохи Просвещения. Актуальность политических теорий этого времени.
Изучение концепций Вольтера (Мари Франсуа Аруэ), Ш. Монтескье, Ж. Руссо. Материалистическая тенденция в Просвещении. Концепции Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеция, П. Гольбаха. Практическая работа (ОК2-8) 2 1 №1 Заполнить таблицу на тему: «Основные проблемы философии Просвещения».
Вопросы:
Концепция Вольтера (Мари Франсуа Аруэ);
Теории Ш. Монтескье, Ж. Руссо;
Учение Ж. Ламетри и материализм Д. Дидро;
Взгляды К. Гельвеция и учение П. Гольбаха. Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-8) 4 Подготовить сообщение по выбору: «Философия эпохи …»
- Возрождения;
- Нового времени;
- Просвещения. 3
Тема 8.
Немецкая классическая философия: И. Кант
Содержание учебного материала (ОК2-5,8) 2 1 Главные проблемы и задачи немецкой классической философии.
И. Кант – родоначальник немецкой классической философии.
И.Г. Фихте. 2
Тема 9.
Немецкая классическая философия: Г. Гегель Содержание учебного материала 2 1 Антропологическая философия Л. Фейербаха. Объективный идеализм Ф. Шеллинга и Г. Гегеля. 2
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8) 4 Подготовить слайд-презентацию «Немецкая классическая философия» Тема 10.
Философия к.XIX- н. XX ввСодержание учебного материала (ОК2-5,8) 2 1 Особенности философии к XIX-XX в. Марксизм и его значение; иррационализм (А. Шопенгауэр), философии жизни (С. Къеркегор, Ф. Ницше). Ф. Ницше и переоценка ценностей. Культ сверхчеловека. 2
Тема 11.
Философия XX ввСодержание учебного материала (ОК2-5,8) 2
1
.Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Камю).
М. Хайдеггер: смысл бытия человека;
К. Ясперс: «пограничная ситуация» и смысл жизни человека;
Ж. П. Сартр: проблема свободы и ответственности;
А. Камю: бунтующий человек. 2
Тема 12.
Современная западная философия Содержание учебного материала (ОК2-5,8) 2 1 Феноменология (Э. Гуссерль) и герменевтика (В. Дильтей, Э. Гуссерль).Позитивизм и этапы его развития. Цель философского направления. Особенности развития позитивизма на каждом этапе. Значение идей позитивизма в истории философии. 2
Тема 13.
Русская философия
Содержание учебного материала 2 1 Основные черты русской философии и философских систем В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева. 3
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5,8) 4 Подготовить сообщение-презентацию «Русская философия и ее особенности» Тема 14.
Основы онтологии. Материя Содержание учебного материала (ОК1-5) 2 1 Бытие как всеохватывающая реальность. Анализ бытия как проблемы. Иерархия типов реальности.
Материя в истории философии. Атрибуты материи: абсолютность, структурность, движение, пространство и время, отражение, способность к саморазвитию. 2
Тема 15.
Основы гносеологии
Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1 Основной вопрос гносеологии: «Как человек познает окружающий мир?» Природа познания. Чувства, разум, воля, память, мышление, воображение и их роль в познании. Что такое знание. 2
Тема 16.
Научное познание.
Содержание учебного материала 2 Здравый смысл, наивный реализм и научное знание. Методы и формы научного познания. Проблема истины. Научная картина мира. 3
Самостоятельная работа обучающихся (ОК2-5) 4 Составить и заполнить таблицу: «Бытие, сознание, познание как основные вопросы философии» Тема 17.
Основы философской антропологии
Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1 Изучение происхождения и сущности человека. Человек как дух и тело. Основные отношения человека: к самому себе, к другим, к обществу, к культуре и к природе. Фундаментальные характеристики человека: несводимость, невыразимость, неповторимость, незаменимость, непредопределенность. Основополагающие категории человеческого бытия: творчество, счастье, любовь, труд, игра, вера, смерть.3
Тема 18.
Человек как главная философская проблема Содержание учебного материала 1 Проблема «Я», образ «Я», внутреннее и внешнее «Я». Бессознательное в человеке и его роль. Концепции З. Фрейда и К. Юнга. Практическая работа (ОК2-7) 2 1 №2 Семинар на тему: «Бессознательное как сфера философской рефлексии»
Вопросы:
проблема бессознательного в трудах З. Фрейда;
проблема бессознательного в трудах К. Юнга;
«бессознательное» в творчестве человека 3
Тема 19.
Основы аксиологии. Человек и ценности
Содержание учебного материала (ОК1-10) 2
1 Рассмотрение понятия и природы ценностей. Основные теории ценностей. Социальные ценности и социализация личности. Духовные Ценности. Мораль – сущность, эволюция. Основные нравственные категории: добро и зло, мужество, честь, долг, выбор, справедливость. Религиозные ценности буддизма, христианства, православия, ислама. 2
Тема 20.
Культура и цивилизация Содержание учебного материала (ОК2-5) 2 1 . Рассмотрение теории происхождения культуры. Культура и цивилизация. Массовая культура и массовый человек. Культура и контркультура. Основные контркультурные движения. Кризис культуры и пути его преодоления. 2
Тема 21.
Глобальные проблемы современности Содержание учебного материала (ОК1-5,8-10) 2 1 Изучение глобальных проблем: экологической, энергетической, демографической, опасности ядерной и локальных войн. Анализ ситуации кризиса современной цивилизации: гибель природы, перенаселение, терроризм, нищета развивающихся стран. Создание мировой системы хозяйства. Попытка глобального урегулирования социальных и экономических основ жизни человечества. Борьба за права человека. Философия о возможных путях будущего развития общества. 2
Тема 22.
Философия техники Содержание учебного материала (ОК1-5,8-9) 2 1 Становление философии техники. Техника как символ деятельности человека, его ценностей. Техника как освоение вещества, энергии, информации. Критика техницизма э. Гуссерлем и М. Хайдеггером. Г.П. Щедровицкий о достоинствах технического подхода. 2
Тема 23.
Этика и техника Содержание учебного материала 2
1 Можно ли заменить человека техническим устройством? Этика и техника. Моральные кодексы. Самостоятельная работа обучающихся (ОК1-5,8-9) 4 Подготовка к контрольной работе Контрольная работа 2 Тест по теме: Этика и техника 3
Всего: 72 3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета: рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся (по количеству обучающихся).
Технические средства обучения: компьютер, диски, телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Основы философии [Текст]: учебное пособие для средних специальных учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского [и др.] - 12-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 308с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].
Дополнительные источники:
Горелов, А. А. Основы философии [Текст]: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / А.А.Горелов. – 9 изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 256с. - [Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации].
Рыбалкин Н.Н. Философия безопасности [Текст]: учебное пособие / Н.Н. Рыбалкин – М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. – 296с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].
Тарасов Ю.Н. Философия [Текст]: учебно-методическое пособие / Ю.Н. Тарасов – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – 672с. - [Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования].
Периодические издания:
Вестник Томского государственного университета: общенаучный периодический журнал / учредитель ТГУ.- 1999 – Томск: Издательство ТГУ. - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.
Омский научный вестник: общенаучный периодический журнал / учредители министерство образования и науки, правительство Омской области, Омский государственный технический университет. – 2001 – 2011. – Омск: Издательство ОмГТУ - Ежемес. - 2007- 2013, № 1-12.
Интернет-ресурсы:
Научный альманах «Философский век» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//ideashistory.ru.org.ru, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения: 27.08.2013).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, участия в семинарах.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
Оценка результатов тестирования.
Анализ уровня подготовки к семинару .Оценка защиты индивидуальных проектов.
Взаимоконтроль подготовки презентаций.
Знать основные категории и понятия философии и основы философского учения о бытии. Оценка результатов тестирования.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать сущность процесса познания.
Оценка письменных работ.
Оценка результатов тестирования.
Знать основы научной, философской и религиозной картин мира.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать роль философии в жизни человека и общества, условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды. Оценка результатов тестирования.
Самоконтроль подготовки к семинару.
Наблюдение за ходом семинара.
Оценка деятельности обучающегося на семинаре.
Знать о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники, технологий. Защита докладов.
Самоанализ сочинений.
Оценка выполнения сочинений.