Некоторые направления обучения учащихся по физике в условиях модернизации образования.


Некоторые направления обучения учащихся по физике в условиях модернизации образования.
Данилова Мария Николаевна,
Хампинская СОШ, Вилюйский улус
Этнос. Образование. Личность. Выпуск 3.
Материалы республиканской НПК
Изучение и анализ теоретических аспектов современного образования школьников, в том числе и обучение физике, позволяют сделать следующее заключение: личность человеческого индивида формируется в обществе, конкретно в учебной деятельности. В результате полноценного образовательного процесса в школьный период образования в зависимости от своих потребностей, интересов и способностей школьник должен получить такое образование, которое позволит ему максимально самоактуализироваться. Только в этом случае он сможет реализовать весь свой интеллектуальный и личностный потенциал.
Современные тенденции развития российского образования основаны на идее школьного образования через его профилизацию, т.е. создание системы специализированной подготовки учащихся в старших классах общеобразовательной школы. Этим решаются задачи индивидуализации обучения и социализации школьников в условиях реальных потребностей в рынке труда. В федеральных компонентах образовательного стандарта среднего общего образования по физике предлагается двухуровневое обучение: базовый и профильный. В этой ситуации в старшей школе рекомендуется три типа учебных курсов:
1.Базовые общеобразовательные курсы, согласно перечня в базисном учебном плане – курсы федерального компонента, обязательные для всех учащихся;
2.Профильные образовательные курсы – курсы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения, в том числе и по физике, перечень и содержание этих предметов Базисным учебным планом и федеральными компонентами образовательных стандартов;
3.Элективные курсы – курсы по выбору ученика, являются для него обязательными.
Организация учебного процесса учащихся по раннему обучению физике в Хампинской школе с шестого класса, предпрофильной подготовки учащихся в 7-9-х классах и внедрение профильного обучения в старших дали положительный опыт. Такой подход в организации обучения физике в сельской школе подтвердил: учебно-познавательная деятельность учащихся в обучении физике в условиях модернизации образования может быть успешной при условии, если вести раннее обучение физике с 6 класса; организовать элективные курсы в 7,8,9 классах; индивидуальные занятия в старших классах со способными учащимися, имеющими мотивацию и интерес к предмету как учебной дисциплине.
Опираясь на опыт организации обучения учащихся физике в сельской школе, учителям физики, другим предметникам, руководителям объединений образовательных учреждений, заместителем директоров по учебно-воспитательной работе можно рекомендовать:
1.Начинать обучение физике с 6 класса, причем такое обучение должно преследовать практическую цель – вызвать интерес к предмету, дать элементарное понятие о физических явлениях в окружающей природе в жизни ученика.
2.Внедрить элективные курсы предпрофильной подготовки с 7 класса, что позволит формировать у учащихся глубокие знания и умения по более доступным учащимся разделам физики. Это способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развивет учебную мотивацию учащегося и помогает в выборе им профиля обучения в старших классах.
3.Профильное обучение физике в старших классах должно преследовать углубление знаний и умений по физике. На этом этапе необходимо ввести индивидуальную форму обучения, связанную с простейшими самостоятельными научно-практическими поисками учащихся. Написание рефератов, докладов, защита проектов, проведение физических экспериментов не только способствуют развитию углубленных интересов к предмету, но и развивают такие качества, как умение выступить перед публикой, защищать свою точку зрения. Повышается конкурентноспособность учащихся при поступлении на учебу, их увлеченность физической наукой.
Таким образом, для каждого ученика сельской школы создаются специальные условия учебно-познавательной деятельности обучений физике. Соблюдаются его права по выбору предметов. В конечном результате, это позволяет полноценно развивать личность школьника, его личные интересы, способности.