МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ по дисциплине МЕНЕДЖМЕНТ для специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для самостоятельной работы студентов ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
по дисциплине
МЕНЕДЖМЕНТ
для специальности
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Острогожск 2014
Методические указания разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Менеджмент».
Методические указания предназначены для специальности среднего профессионального образования по специальности
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Организация-разработчик: ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»
Разработчик:
Сизинцева Е.Ю., зав.заочным отделением, преподаватель экономических дисциплин ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»
Рецензент:
Чалая Е.В., председатель цикловой комиссии, преподаватель экономических и бухгалтерских дисциплин ГОБУ СПО ВО «Острогожский аграрный техникум»
Методические указания рекомендованы цикловой комиссией экономических и бухгалтерских дисциплин
Протокол №____от «___»_______2014
Председатель цикловой комиссии____________Е.В.Чалая
СОГЛАСОВАНО
Заведующий заочного отделения:
____________/ Е.Ю.Сизинцева


Содержание
Введение 4
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент» Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента 5
Введение Тема 1.1. История развития менеджмента. 5
Тема 1.2. Сущность, характерные черты современного менеджмента 6
Тема 1.3. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) 6
Раздел 2. Организация как система управления 8
Тема 2.1. Типы структур организаций 8
Тема 2.2. Внутренняя и внешняя среда организации. 9
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике 10
Тема 3.1. Организация и планирование. 10
Тема 3.2. Контроль и мотивация 11
Тема 3.3. Цикл менеджмента 12
Раздел 4. Методы и стили менеджмента 13
Тема 4.1. Система методов управления. 13
Тема 4.2. Стили управления 14
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений 16
Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 16
Тема 5.2. Этапы рационального решения проблем. 17
Тема 5.3. Методы принятия решений. 19
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение 19
Тема 6. 1 . Коммуникативность и общение в сфере управления. 19
Тема 6.2. Деловое общение. 20
Перечень вопросов и задач для подготовки к экзамену 22
Литература 26
Введение
Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов заочного отделения в процессе изучения дисциплины «Менеджмент».
Методические указания отражают основные требования государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, предъявляемые к знаниям обучающихся при подготовке специалистов среднего звена, задания для самопроверки и задания, предназначенные для формирования соответствующих практических умений и приобретения практического опыта. В каждой теме указаны знания и умения, которые должны развиваться в ходе самостоятельной деятельности.
Трудоемкость самостоятельной деятельности студентов
Наименование разделов и тем дисциплины Трудоемкость, час. .(max/по з.о.)
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента 10/8
Введение 2/-
Тема 1.1. История развития менеджмента. 1,5/1,5
Тема 1.2. Сущность, характерные черты современного менеджмента 3,5/3,5
Тема 1.3. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям) 3/3
Раздел 2. Организация как система управления 14/12
Тема 2.1. Типы структур организаций 8/6
Тема 2.2. Внутренняя и внешняя среда организации. 6/6
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике 18/14
Тема 3.1. Организация и планирование. 6/4
Тема 3.2. Контроль и мотивация 6/4
Тема 3.3. Цикл менеджмента 6/6
Раздел 4. Методы и стили менеджмента 12/8
Тема 4.1. Система методов управления. 6/6
Тема 4.2. Стили управления 6/2
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений 16/16
Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 8/8
Тема 5.2. Этапы рационального решения проблем. 5/5
Тема 5.3. Методы принятия решений. 3/3
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение 17/13
Тема 6. 1 . Коммуникативность и общение в сфере управления. 6/6
Тема 6.2. Деловое общение. 11/7
Всего 87/71
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине «Менеджмент»
Раздел 1. Эволюция концепций менеджмента
Тема 1.1. История развития менеджмента.
Студент должен иметь представление: о месте и роли дисциплины; основные этапы развития менеджмента.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Школа научного управления.
Административная (классическая) школа.
Школа человеческих отношений и поведенческих наук.
Наука управления или количественный подход.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать школу управления, суть подхода которой заключается в разработкемодели процесса управления объектом:
а)школа человеческих отношений и поведенческие науки; б)школа количественных методов;
в)школа научного управления; г)школа административного управления.
2. Назвать школу управления, где главная идея подхода рациональное построение организации, как иерархической структуры:
а)школа человеческих отношений и поведенческих наук; б)школа количественных методов;
в)школа административного управления; г)школа научного управления.
3. Назвать школу управления, основные положения которой применение приемов управления межличностными отношениями:
а)школа научного управления; б)школа административного управления;
в)школа человеческих отношений и поведенческих наук: г)школа количественных методов.
4. Назвать школу управления, основанной на изменениях, рационализации, систематическом учете:
а)школа административного управления; б)школа научного управления;
в)школа человеческих отношений и поведенческих наук: г)школа количественных методов.
Тема 1.2. Сущность, характерные черты современного менеджмента
Студент должен знать: основные особенности современного менеджмента; отличия российского менеджмента от зарубежного.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Современные подходы в менеджменте.
Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта.
Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать подход к менеджменту, рассматривающий функции управления как взаимосвязанные:
а)системный подход; б)процессный подход; в)ситуационный подход;
г)количественный подход.
2. Назвать подход, суть которого в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных случаях могут сильно отличаться друг от друга:
а)системный подход; б)процессный подход; в) ситуационный подход;
г)количественный подход.
3. Назвать подход, суть которого в том, что менеджеры должны рассматривать предприятие как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированны на достижения различных целей под влиянием внешней среды:
а)системный подход; б)процессный подход; в)ситуационный подход;
г)количественный подход.
Тема 1.3. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям)
Студент должен знать: личностные и деловые качества современного руководителя (менеджера).
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Особенности организации управления (по отраслям).
Основные направления менеджмента (по отраслям).
Сущность менеджмента и эволюция его теории.
Российский опыт управления, его особенности. Портрет современного руководителя.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Перечислить цели менеджмента:
а)получение прибыли, повышение эффективности хозяйствования, стимулирование работы сотрудников предприятия;
б)удовлетворение потребностей рынка, повышение эффективности хозяйствования, получение прибыли, решение социальных вопросов;
в)удовлетворение потребностей рынка, установление дифференцированных цен на товары, разработка эффективного стимулирования сбыта;
г)получение прибыли, преодоление рисковых ситуаций.
2. Менеджмент - это:
а)умение добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения людей;
б)система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции;
в)самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на получение прибыли, в рыночных условиях; г)все ответы верны.
3. Дать определение стилю руководства - это:
а)совокупность нравственных обязанностей, принципов и норм поведения;
б)совокупность приемов и способов осуществления управленческой деятельностью;
в)значительное общепризнанное влияние личности; г)установленный порядок поведения.
4. Дать определение авторитету руководителя - это:
а)заслуженное доверие подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе;
б)общепризнанное значительное влияние личности, основанное на глубоких знаниях, высоких моральных качествах, кругозоре;
в)признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям;
г)все ответы верны.
5. Какое влияние оказывает на подчиненных псевдоавторитет педантизма:
а)авторитет возрастает, если руководитель дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально;
б)при мелочной опеке сковывает творчество и инициативу подчиненных;
в)при чрезмерной гордости, высокомерии руководитель отрывается от коллектива, теряет влияние на него;
г)надоедает подчиненным назиданиями и нравоучениями.
6. Назвать разновидность псевдоавторитета, при котором руководитель высокомерен, гордится бывшими заслугами:
а)авторитет педантизма; б)авторитет чванства; в)авторитет расстояния; г)авторитет резонерства.
7. Назвать разновидность псевдоавторитета, при котором менеджер прибегает к угрозам:
а)авторитет расстояния; б)авторитет чванства; в)авторитет подавления; г)авторитет подкупа.
8. Назвать разновидность псевдоавторитета, когда занижена требовательность при выполнении задания:
а)авторитет расстояния; б)авторитет педантизма; в)авторитет доброты; г)авторитет чванства;
Раздел 2. Организация как система управления
Тема 2.1. Типы структур организаций
Студент должен знать: типы организационных структур, их особенности.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Понятие «Организация».
Законы организации.
Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, действующие на международных рынках.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать тип производства, который характеризуется большим объемом выпускаемой продукции, при строго ограниченной номенклатуре:
а)серийное; б)массовое; в)единичное; г)все ответы верны.
2. Назвать тип производства, в котором изготавливаются изделия сравнительно большой, но ограниченной и периодически повторяющейся номенклатуры:
а)серийное; б)массовое; в)единичное; г)все ответы верны.
3. Назвать тип производства, для которого характерны изготовление продукцииотдельными экземплярами или мелкими партиями, которые не повторяются:
а)серийное; б)массовое; в)единичное; г)все ответы верны.
4. Перечислить организационные структуры иерархического типа:
а)территориальная, отраслевая и комбинированная;
б)линейная, функциональная, линейно-функциональная, штабная, линейно-штабная, дивизиональная;
в)бригадная, проектная, матричная; г)отраслевая, линейная, бригадная, проектная.
5. Перечислить организационные структуры органического типа:
а)территориальная, отраслевая, комбинированная;
б)линейная, функциональная, линейно-функциональная, штабная, линейно-штабная, дивизиональная; в)бригадная, проектная, матричная;
г) линейная, функциональная, бригадная, отделенческая.
6. В основе, какой оргструктуры лежит принцип единоналичия:
а) функциональной; б) линейной; в) штабной; г) дивизиональной.
67.При какой оргструктуре каждая структурная единица специализируется на выполнении определенной функции:
а) линейной; б) функциональной; в) штабной; г) дивизиональной.
7. Достоинствами, какой оргструктуры является освобождение линейных руководителей от решения функциональных задач, высокая степень специализации структурных подразделений предприятия:
а)линейной; б) линейно-функциональной; в) штабной; г) линейно-штабной.
8. Назвать оргструктуру предназначенную для организации работы менеджеров высшего звена управления:
а)линейной; б) функциональная; в) штабная; г) дивизиональная.
Тема 2.2 Внутренняя и внешняя среда организации
Студент должен знать: типы структур организации, факторы, воздействующие на организацию.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Инфраструктура менеджмента.
Внутренняя и внешняя среда.
Преимущества и недостатки каждого типа структур.
Организационные структуры, отличающиеся степенью централизации.
Задания: Решите тесты по теме:
1.К факторам косвенного воздействия относятся:
а)поведение потребителей; б)достижения НТП;
в)деятельность профсоюзов; г)действия посредников.
2. К факторам среды прямого воздействия относятся:
а)законы и госорганы; б)состояние экономики;
в)международные события; г) научно-технический прогресс.
3. Что относят к среде внешнего прямого воздействия организации
а) технология производства б) организационная структура предприятия
в) политика предприятия г) политика государства д) конкуренты
4. Что относят к среде внешнего косвенного воздействия организации
а) задачи предприятия б) профсоюзное движение в) технический прогресс
г) конкуренты д) социальный фактор
5. Что относят к внутренней среде организации
а) политика государства б) законодательные акты в) персонал предприятия
г) технический прогресс д) потребители товара
6. Какие факторы относят к внешней среде организации
А) взаимосвязь составных частей участков организации Б) коллектив организации
В) уровень развития технологии Г) получение стабильной прибыли
7. Какие факторы относят к внутренней среде организации
А) потенциал персонала Б) политическая стабильность
В) уровень цен Г) профсоюзное движение
8. Какие факторы относят к внешней среде организации
А) профсоюзное движение Б) объем производства
В) структура управления Г) коллектив организации
9. Какие факторы относят к внутренней среде организации
А) инфляция Б) наличие финансовых ресурсов
В) уровень цен Г) банковская политика
10. Какие факторы относят к внешней среде организации
А) потенциал персонала Б) банковская политика
В) структура управления Г) потребности персонала
11. Какие факторы относят к внутренней среде организации
А) уровень цен и тарифов Б) инфляция
В) профсоюзное движение Г) взаимосвязь подразделений организации
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике
Тема 3.1 Организация и планирование
Студент должен знать: понятие и значение планирования; различные виды планов.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Локальные принципы организации.
Делегирование полномочий и ответственности.
Виды планирования, его методы. Разновидности планов.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать функции планирования:
а)прогнозирование, координирование, регулирование; б) прогнозирование, моделирование, программирование; в) организация, мотивация, контроль;
г)прогнозирование, координирование, программирование.
2. Назвать вид планирования, при котором определяется кадровая политика, общая маркетинговая стратегия:
а) долгосрочное; б)среднесрочное; в)краткосрочное; г)все ответы верны.
3. Назвать вид деятельности, обеспечивающий достижение цели:
а)планирование; б) организация; в) контроль; г) мотивация.
4. Назвать функцию, стимулирующую достижение целей в процессе развития:
а)маркетинг; б) мотивация; в) контроль; г) планирование.
5. Назвать функцию, связанную с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения:
а)контроль; б) планирование; в) организация; г) маркетинг.
6. Назвать функцию, направленную на изучение и учет спроса и требований рынка:
а)мотивация; б) маркетинг; в) организация; г) контроль.
7. Назовите основные виды текущих планов предприятия:
А) план социального и экономического развития предприятия на перспективу;
Б) технологические карты; В) годовые планы предприятий, производственно – финансовый план, годовые планы подразделений; Г) все ответы верны.
8. На базе какого планирования осуществляется долгосрочное планирование
А) текущего Б) стратегического В) социального и производственного развития
Г) нет верного ответа
9. Кто из работников аппарата управления предприятия разрабатывает тактические планы:
а)директор, президент фирмы; б)менеджер - управляющий;
в)бригадиры; г)начальники цехов, заведующие фермой.
10. Назвать вид планирования, при котором определяется кадровая политика,общая маркетинговая стратегия:
а) долгосрочное; б) среднесрочное; в) краткосрочное; г) все ответы верны.
11. Что относят к первому этапу стратегического планирования
А) формулирование целей Б) выбор варианта
В) прогнозирование Г) разработка графика работ
12. Что относят ко второму этапу стратегического планирования
А) прогнозирование Б) формулирование целей
В) выбор варианта Г) формирование бюджета
13. Что относят к третьему этапу стратегического планирования
А) прогнозирование Б) формулирование целей В) выбор варианта
Г) формулирование целей
14. Что относят к четвертому этапу стратегического планирования
А) разработка графика работ Б) выбор варианта
В) формулирование целей Г) формирование бюджета
15. Что относят к пятому этапу стратегического планирования
А) разработка графика работ Б) формирование бюджета
В) разработка программы Г) формулирование целей

Тема 3.2. Контроль и мотивация
Студент должен знать: понятие и значение контроля, мотивации; методы мотивации.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Понятие контроля и его основные типы.
Поведенческие аспекты контроля.
Необходимость управленческого контроля. Контроль организационного руководства, финансовых ресурсов.
Характеристики эффективного контроля.
Мотивационный процесс, классификация мотивационных теорий.
Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.
Современные направления и практический опыт работы по совершенствованию мотивации труда на предприятиях.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Процедура контроля включает следующие этапы:
а)определение стандартов и источников информации о них, создание модели системы управления организацией, корректировка деятельности;
б)определение стандартов, сбор, обработка и анализ информации о достигнутых результатах, сравнение их со стандартами;
в)сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах, сравнение их с плановыми показателями;
г)выработка стандартов и критериев, сопоставление достигнутых результатов с установленными стандартами, принятие необходимых корректирующих действий.
2. Какие две формы отчетности используют фирмы:
а)финансовый, административный контроль;
б) административный, тактический контроль;
в)оперативный, тактический контроль;
г)предварительный, текущий, итоговый.
3. Какой контроль осуществляется путем получения отчетности по экономическим показателям, по стандартным формам от всех подразделений:
а)оперативный; б)административный; в)финансовый; г)предварительный.
4. Назвать виды управленческого контроля:
а)итоговый, текущий, предварительный; б) текущий, предварительный, стратегический;
в)стратегический, текущий, оперативный; г) финансовый, административный.
5. К содержательным теориям мотивации относятся:
а)иерархия потребностей А.Маслоу б) теория ожидания; в) теория справедливости;
г) модель Портера-Лоулера.
6. К процессуальным теориям мотивации относятся:
а)модель Портера-Лоулера; б) двух факторная теория Герцберга;
в)теория потребности Мак-Клелланда; г) иерархия потребностей по А.Маслоу.
7. К какому виду контроля относят контроль ветеринарной службы организации
А) плановый Б) текущий В) функциональный Г) оперативный
8. На каком этапе контроля осуществляется установление стандартов
А) первый Б) второй В) третий
9. К какому фактору мотивации относят содержание работы
А) рабочая среда Б) полезность работы В) интерес к работе Г) стабильность
10. Что относят к экономическим способам мотивации
А) продвижение по работе Б) награждение почетной грамотой
В) стажировка на передовых объектах Г) отгул
11. К какому фактору мотивации относят угрозу увольнения
А) стабильность Б) заработная плата В) личное развитие Г) рабочая среда
12. Что относят к экономическим способам мотивации
А) скользящий график Б) право подписи на финансовых документах
В) продвижение в должности Г) награждение почетным знаком
13. К какому фактору мотивации относят потерю уважения
А) заработная плата Б) интерес к работе В) стабильность Г) личное развитие
14. Что относят к экономическим способам мотивации
А) право голоса при решении управленческих вопросов Б) внесение в книгу почета
В) увеличение отпуска Г) предоставление турпоездок
Тема 3.3. Цикл менеджмента
Студент должен знать: понятие цикла менеджмента.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Характеристика составляющих цикла менеджмента.
Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Что входит в цикл менеджмента
А) проектирование Б) производство В) планирование Г) нет верного ответа
2. Что входит в цикл менеджмента
А) мотивация Б) координация В) управление Г) нет верного ответа
3. Что входит в цикл менеджмента
А) регулирование Б) контроль В) финансирование Г) нет верного ответа
4.Назвать функцию, стимулирующую достижение целей в процессе развития:
а)маркетинг; б) мотивация; в) контроль; г) планирование.
5.Назвать функцию, связанную с постановкой цели развития объекта и программы ее достижения:
а)контроль; б) планирование; в)организация; г) маркетинг.
6.Назвать функцию, направленную на изучение и учет спроса и требований рынка:
а)мотивация; б) маркетинг; в) организация; г)контроль.
7. Какие методы менеджмента относят к организационным
а) распорядительство б) развитие способностей работников
в) нормирование г) расстановка
8. Какие методы менеджмента относят к административным
а) документирование б) формирование системы хозяйственных стимулов
в) поощрение г) регламентация
Раздел 4. Методы и стили менеджмента
Тема 4.1. Система методов управления
Студент должен знать: понятие управления; методы управления.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Понятие методов управления.
Группы методов управления. Управление и типы характеров.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать общие функции управления:
а)учет, финансирование, снабжение, сбыт производство;
б)планирование, организация, мотивация, контроль, маркетинг;
в)маркетинг, планирование, финансирование, учет, анализ;
г) планирование, финансирование, хозрасчет, аренда.
2. Функции управления - это:
а)виды управленческой деятельности, отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью;
б)виды управленческой деятельности, которые не связаны с особой спецификой объекта управления;
в)виды управленческой деятельности, зависимые от особенностей объектов управления;
г)все ответы неверны.
3. Основные функции управления - это виды управленческой деятельности:
а)зависимые от особенностей объектов управления;
б)отличающиеся однородностью содержания выполняемых работ и их целевой направленностью;
в)которые не связаны с особой спецификой объекта управления и являются общими для всех ступеней управления; г) все ответы верны.
4. Какие методы управления характерны для экономики централизованного нерыночного типа:
а)административные (организационно - распорядительные); б) экономические;
в)социально - психологические; г) все ответы верны.
5. Какие методы управления опираются на интересы и заинтересованность людей:
а)административные (организационно - распорядительные); б) экономические;
в)социально - психологические; г) все ответы верны.
6. Для каких методов управления - основным средством воздействия на коллектив является убеждение:
а)административные (организационно - распорядительные); б) экономические;
в)социально - психологические; г) все ответы верны.
7. Назвать стиль управления, при котором менеджеры навязывают свои решенияподчиненным:
а)демократический; б) авторитарный; в) либеральный; г) научный.
8. При выполнении управленческих функций, на какие ресурсы опирается менеджер:
а)трудовые, материальные, финансовые; б)люди, финансы, сырье и время;
в)время и деньги; г) капитал и предпринимательская идея.
9. Назвать стиль управления, которому присуще коллегиальное решение большинства вопросов:
а)демократический; б) либеральный; в) авторитарный; г)научный.
10. Назвать стиль управления, при котором менеджер передает многие свои функции заместителям и специалистам, дает общие установки, осуществляет поверхностный контроль, не вникая глубоко в дело:
а)демократический; б) авторитарный; в) либеральный; г) научный.
11. Какой уровень управления предприятием возглавляет менеджер управляющий:
а) высший; б) средний; в) низовой; г) технический.
12.Кто из работников управления предприятия обеспечивает выполнение производственных заданий:
а)директор, президент фирмы; б) управляющий;
в) бригадиры, начальники цехов, заведующий фермой; г) все ответы не верны.
13. Кто из работников аппарата управления определяет стратегию и политику предприятия:
а)директор, президент фирмы; б) менеджер - управляющий; в) бригадиры;
г)начальники цехов, заведующие фермой.
14. Назвать тип менеджера, удовлетворяющего средними достижениями в производстве, половинной заинтересованностью в людях:
а)пессимист; б) манипулятор; в)организатор; г) демократ.
15. Назвать тип менеджера, основное внимание уделяющему сохранению дружеских отношений между работниками, даже за счет производственных:
а)организатор; б)диктатор; в)демократ; г)манипулятор.
16. Назвать тип менеджера, проявляющего максимальную заботу об эффективности производства, при минимальной заботе о подчиненных:
а)организатор; б)демократ; в)диктатор; г)манипулятор.
Тема 4.2. Стили управления
Студент должен знать: стили управления и их особенности, эффективность различных стилей управления.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Стили управления и факторы его формирования.
Классификация стилей управления.
Виды и совместимость стилей.
Задания: Решите задачи по теме:
Задача 1
В доменном цехе металлургического завода произошла авария. Доменный цех считался на заводе благополучным. Но после назначения нового начальника начались неприятности за неприятностью.
Начальником цеха выдвинули ветерана, проработавшего на заводе более четверти века. Он вырос в цехе. Все его знали как активного и способного работников. Когда его назначили начальником цеха, никто не удивился, но никто и предположить не мог, что он такой, резко изменит свое поведение. Начальник цеха возомнил о себе, что перестал считаться с мнением специалистов. Даже с коллегами, которые пытались дать совет, входил в конфликт и месяцами не разговаривал. Перессорился со всеми, кто был с ним на равных, подчиненных заставил трепетать перед ним. все затаились, появилось ощущение беды, и она пришла. «Был крупный перебой с рудой, наконец она поступила. Но оказалась не та, что надо. И он сам не глянул, с других не спросил. От предостережений, как всегда отмахнулся. «Без вас знаю, что делать!» Чугун из печи выпустить не смогли. «Козел» выбивали более 20 суток. Авария стряслась летом, но до конца года из прорыва выйти так и не удалось. Проанализируйте конкретную ситуацию и определите:
Какой стиль руководства был присущ начальнику цеха?
Как по Вашему мнению можно предотвратить аварию?
Как бы Вы наладили сложную работу в цехе?
Задача 2
От принятия правильных управленческих решений зависит успех в бизнесе. Нужно ответить на вопрос, какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным, и тщательно обосновать свою позицию.
В практике встречаются следующие варианты:
1. Руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;
2. Руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;
3 руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;
4. Руководитель принимает решение и предоставляет его группе на доработку;
5. Руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их принимает решения;
6. Руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя за собой право выбора и утверждение варианта;
7. Руководитель излагает проблему и принимает решение группы.
Задача 3
Руководителей малых предприятий - характеризуют коллеги следующим образом:
1.... Вникает в любые мелочи, решает за всех и делает за всех, разрывается на части. Он не щадит себя, но объективные трудности мешают ему добиться успеха;
2... .Руководитель дал подчиненным полную самостоятельность, за собой оставил только решение кардинальных вопросов. За подчиненных не работает (лентяй), трус, прикрывается коллективом, толку от него никакого, т.к. и без него подчиненные
сами прекрасно со всем справляются;
3... .Регламентирует решение деталей, не имеющих к делу прямого отношения, независимо от того, опытный специалист или новичок выполняет задачу; непрерывно угрожая применением административных мер, насаждает страх и своевременно достигает поставленных целей.
Определите:
Какой стиль каждого из руководителей?
Как бы Вы коротко охарактеризовали каждого из них?
С кем из руководителей Вы согласитесь работать? Обоснуйте сделанный Вами выбор.
4. Кто из перечисленных руководителей способен управлять бездельниками, творческими личностями?
Раздел 5. Процесс принятия и реализации управленческих решений
Тема 5.1. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений
Студент должен знать: понятие управленческого решения.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Сущность процесса принятия решений.
Типы решений. Классификация решений.
Требования, предъявляемые к решениям.
Задания: Решите тесты по теме:
1.Назвать вид управленческих решений по новизне:
а)долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные; б)общие, частные, локальные;
в)стратегические, тактические оперативные;
г)новые, стандартные, автоматические, решения по аналогии.
2.Назвать критерий классификации директивных управленческих решений:
а)по форме принятия решений; б) по функциональному характеру;
в)по уровню в иерархии управления; г)по форме доведения до исполнителей.
3.Назвать критерий классификации общих управленческих решений:
а)по форме принятия решений; б) по сфере действия;
в)по длительности действия; г) по новизне.
4.Назвать критерий классификации стандартных управленческих решений:
а)по субъекту управления; б) по новизне;
в)по степени информированности органа управления;
г)по форме доведения до исполнителей.
5.Назвать критерий классификации краткосрочных управленческих решений:
а)по степени информированности органа управления; б) от уровня в иерархии управления; в) по длительности действия; г) по форме принятия.
6.Назвать критерий классификации управленческих решений производственного коллектива:
а)по форме принятия решения; б)по уровню в иерархии управления;
в)по форме доведения до исполнителей; г) по сфере действия.
7.Назвать критерий классификации рискованных управленческих решений:
а)по сфере действия; б) по степени информированности органа;
в)по новизне; г) в зависимости от причины
8. Какой уровень управления предприятием возглавляет менеджер управляющий:
а) высший; б) средний; в) низовой; г) технический.
9. Что означает способность менеджера оперативно принимать решения:
а)обладать навыками организационных решений; б)обладать квалификацией на уровне принимаемого решения;
в)обладать определенным уровнем технических знаний; г)применять научные методы анализа.
Тема 5.2. Этапы рационального решения проблем
Студент должен знать: понятие конфликта и способы рационального решения проблем.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Диагностика проблемы.
Возникновение, понятие проблем (конфликтов)
Методы решений и тили регулирования проблем (конфликтов).
Задания: Решите тесты по теме:
1. Назвать вид конфликта, который ведет к снижению личной удовлетворенности группового сотрудничества и эффективности деятельности коллектива:
а)функциональный; б) дисфункциональный; в)межгрупповой; г) внутри личностный.
2. Назвать вид конфликта, который делает процесс принятия решений групповой более эффективным, ведет к повышению эффективности организации, обеспечивает самореализацию отдельной личности:
а)функциональный; б) дисфункциональный; в)межгрупповой; г) межличностный.
3. Существует 4 основных типа конфликтов:
а) функциональный, дисфункциональный, между личностью и группой, межгрупповой;
б)межгрупповой, между личностью и группой, межличностный, внутриличностный;
в)горизонтальный, вертикальный, смешанный, объективный;
г) объективный, субъективный, местный.
4. Назвать тип конфликта, который возникает при столкновении личностей по поводу, целей, познания, в чувственном плане;
а)межгрупповой; б)между личностью и группой; в) межличностный; г) личностный.
5. Назвать тип познавательного конфликта:
а)внутриличностный; б) межличностный; в) субъективный; г) объективный.
6. Какой стиль регулирования конфликтов побуждает войти в положение другойстороны, принесение в жертву собственных интересов ради интересов другой стороны:
а)приспособления; б)компромисса; в)сотрудничества; г)уклонения.
7. Какой стиль регулирования конфликтов характеризуется высокой степенью личной вовлеченности в конфликт, с сильным желанием кооперировать свои усилия с другими:
а)компромисса; б)сотрудничества; в)приспособления; г)конкуренции.
8. Какой стиль регулирования конфликтов предполагает умеренный учетинтересов каждой из сторон и необходимости идти на определенные уступки:
а)компромисса; б)сотрудничества; в)приспособления; г)конкуренции.
9. Какой стиль регулирования конфликтов характеризуется личной заинтересованностью в разрешении конфликта, без учета позиций другой стороны:
а)сотрудничества; б) приспособления; в) конкуренции; г) компромисса.
Решите задачи по теме:
Задача 1
Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными. Предложите наиболее приемлемый для Вас вариант решения. В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 2
Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как Вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 3
В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со сторон. Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
1. Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 4
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причина этому вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы Вы предприняли в первую очередь? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 5
В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как Вы поступите в данном случае?
В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта; 3. Предложите вариант решения конфликта.
Тема 5.3. Методы принятия решений
Студент должен знать: эффективность решения различных проблем.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Платежная матрица.
Дерево решений.
Ограничения и критерии принятия решения.
Оценка эффективности решений.
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение
Тема 6. 1 . Коммуникативность и общение в сфере управления
Студент должен знать: понятие коммуникативности.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Коммуникации между уровнями и подразделениями.
Коммуникационный процесс.
Межличностные коммуникации.
Задания: Решите тесты по теме:
1. Главные для менеджера 3 набора задач:
а)задачи по воспитанию людей, их оценки, получению и передачи информации, оказанные влияния;
б)задачи коммуникативного плана, по стратегическому планированию, оперативному управлению производством;
в)задачи по стратегическому планированию, оперативному управлению;
г)задачи по воспитанию людей и задачи по оперативному управлению.
2. Для каких методов руководства - основным средством воздействия наколлектив является убеждение:
а)административные (организационно - распорядительные); б) экономические;
в)социально - психологические; г) все ответы верны.
3. Способность менеджера представлять деятельность фирмы в целом и адаптировать ее к меняющимся условиям делового мира:
а)аналитичность; б) концептуальность; в) оперативность; г)коммуникационность.
4. Способность менеджера строить свои идеи и разработки, как в устной, так и в письменной форме:
а)аналитичность; б) коммуникационность; в) коммуникабельность; г) оперативность.
5. Способность менеджера строить свои отношения в общении с коллегами, как внутри фирмы, так и за ее пределами:
а)коммуникабельность; б)коммуникационность; в) аналитичность; г) оперативность.
6. Основными элементами коммуникационного процесса являются:
а)сообщение; б) отправитель; в)получатель; г) канал; д) все ответы верны.
7. Перечислить коммуникативные качества менеджера:
а)умение общаться; б) умение нравиться; в) умение убеждать; г) все ответы верны.
8. В целях успешного выполнения работы менеджер использует:
а)стимулирование и мотивирование; б) моральное и материальное поощрение;
в)создание у работников внутренних психологических побуждений к труду;
г)мотивирование и моральное поощрение.
9. Официальные отношения в коллективе:
а)отношения между лицами, находящимися в подчинении друг у друга;
б)устанавливаются на основе законов, правил внутреннего распорядка, приказом,
других организационных и распорядительных документов;
в)отношения между лицами, не находящимися в подчинении друг у друга;
г)устанавливаются на основе симпатии, антипатии, идентичности, интересов,убеждений.
10. Неформальные отношения формируются:
а)на основе подкупа; б) на основе симпатии, антипатии; в) на основе угроз;
г)на основе организационно - распорядительных документов.
11. Как менеджер может раскрыть способности подчиненного?
а)ничего не делать; б) делегировать работу подчиненным;
в)сделать работу самому; г) при собеседовании, тестировании, на экзамене.
Тема 6.2. Деловое общение
Студент должен знать: понятие делового общения; правила делового этикета.
Задания для самоконтроля
Используя учебную литературу или интернет-ресурсы, найдите ответы на вопросы темы. При наличии вопроса в домашней контрольной работе необходимо тщательно проработать его и подробно изложить в тетради для контрольной работы.
Вопросы:
Деловое общение, его характеристика.
Виды и формы делового общения.
Этапы и фазы делового общения.
Преграды в коммуникациях.
Правила ведения бесед и совещаний. Факторы повышения эффективности делового общения.
Задания: Решите тесты по теме:
1.С чего начинается психологическая культура обслуживания клиента?
А)с яркого, привлекательного предложения услуги клиенту;
б)с доброжелательного приема; в)с создания благоприятного психологического климата; г)с изучения менеджером цели пребывания клиента.
2.Какими методами нельзя пользоваться при работе с клиентами?
А)положительно отзываться о клиенте; б)комментировать выбор клиента;
в)обделять вниманием клиента; г) прибегать к спору с клиентом.
3.Выберите правильный способ ухода от конфликта с клиентом:
а)извинение со стороны менеджера; б) комплимент на фоне самокритики;
в)умение правильно доказать клиенту свою правоту;
г)прямым поведением дать клиенту понять, что он не прав.
4.Какой из перечисленных факторов менее всего влияет на уровень обслуживания клиентов?
А)квалификация персонала; б)метод продажи; в)доброжелательность;
г)внешний вид клиента.
5.Главный фактор, влияющий на способ установления психологического контакта с клиентом:
а)наличие комфортабельного офиса;
б)психологический тип клиента, а также цель его визита;
в)цель визита клиента; г) метод продажи.
6.Что препятствует созданию доброжелательной атмосферы в обслуживании?
А)престиж фирмы; б) дефицит времени; в) незнание сленга; г) расположение фирмы.
7.Что понимается под предвзятым слушанием?
А)заранее знать, что может сказать человек; б)слышать только то, что хотим слышать; в)думать о чем-то другом; г)все ответы верны.
8.Простейший прием, заключающийся в умении молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями, называется:
а)эмпатическое слушание; б)рефлексивное слушание;
в)нерефлексивное слушание; г)избирательное слушание.
9. Выберите правильное определение термина «внушение»:
а) метод, способствующий некритическому восприятию внешней информации;
б) метод понимания важности позитивного мышления;
в) метод, основанный на использовании метафор и эпитетов;
г) внутреннее состояние человека, оказавшегося в тупиковой ситуации.
10. Назовите технику, часто используемую для устранения возражений?
А) «если…, то…»; б) «бумеранг»; в) «ссылки на авторитетных людей»;
г) «особенности клиента».
11. К какому элементу культуры относят проведение совещаний и переговоров
а) культура проведения мероприятий б) организационная культура в) культура речи г) культура приема
12.По какому признаку классифицируются регулярные деловые совещания:
а)по назначению; б) по периодичности; в) по принадлежности;
г) по степени стабильности состава.
13.По какому признаку классифицируются деловые оперативные совещания:
а)по назначению; б) по периодичности; в) по принадлежности;
г)по степени стабильности состава.
14.По какому признаку классифицируются расширенные деловые совещания:
а)по степени стабильности; б) по количеству участников;
в)по принадлежности; г)по назначению.
Перечень вопросов и задач для подготовки к экзамену
Сущность менеджмента.
Менеджмент, как человеческий фактор.
Подходы к менеджменту.
Основные функции управления. Цикл менеджмента.
Научные школы управления.
Национальные особенности менеджмента (США).
Национальные особенности менеджмента (ФРГ).
8. Национальные особенности менеджмента (Япония).
9.Специфика менеджмента в России.
Характерные черты и стадии менеджмента.
Содержание процесса управления.
Планирование и его функции.
Функция мотивации. Современные теории мотивации. Содержательные теории.
Современные теории мотивации. Процессуальные теории
Стратегия. Стратегическое планирование.
Организация, как объект менеджмента.
Типы организаций.
Внутренняя среда организации
Внешняя среда организации.
Сущность делегирования, правила и принципы делегирования.
Сущность, элементы и этапы коммуникационного процесса.
Основные виды коммуникаций.
Сущность управленческого решения.
Стадии управленческого решения.
Природа и типы конфликтов.
Управление конфликтной ситуацией.
Группы методов управления.
Управление временем. Время - ресурс менеджера.
Деловое общение, его виды и формы.
Правила проведения совещания.
Функция контроля.
Виды управленческого контроля.
Лидерство, власть и влияние.
Авторитет руководителя.
Стиль руководства.
Управленческое общение.
Техника телефонных переговоров.
Правила проведения деловых совещаний.
Типы собеседников
Этапы контроля.
Методы принятия решений
Уровни принятия решений. Этапы принятия решений.
Менеджмент, как наука и искусство.
Система мотивации организации.
Причины конфликтов.46. Природа и причины стресса.
Стратегическое планирование.
Организация как объект менеджмента. Типы организации.
Функции и принципы управления.
Управленческое решение. Стадии и методы.
Экономические и неэкономические методы управления.
Правила ведения деловых бесед. Подготовка и проведение совещаний.
Коммуникации в современной фирме: сущность, элементы, этапы, виды.
Культурная среда. Характеристика культур.
Взаимоотношения и природа людей в культуре.
Лидер в области устойчивого развития. Убеждения партнеров.
Общественное разделение труда. Традиционный взгляд на проблему.
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента устойчивого развития.
Развитие менеджмента устойчивого развития в России и зарубежом.
Взаимосвязи естественных, социальных, экономических и политических факторов, важных для обеспечения устойчивого развития с целью решения остро стоящих проблем общества.
Задача 1
Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и ваш начальник считает свои задания неотложными. Предложите наиболее приемлемый для Вас вариант решения. В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 2
Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у Вас нет, необходимо срочно начать работу. Предложите предпочтительное решение. В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 3
Подчиненный второй раз не выполнил ваше задание в срок, хотя обещал и давал слово, что подобного случая больше не повторится. Как бы Вы поступили? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 4
Подчиненный игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя того, на что вы ему указываете. Как Вы будете поступать с этим подчиненным в дальнейшем? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов (руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 5
В трудовой коллектив, где имеется конфликт между двумя группировками по поводу внедрения новшеств, пришел новый руководитель, приглашенный со сторон.
Каким образом, по Вашему мнению, ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 6
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причина этому вам не совсем ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа. Что бы Вы предприняли в первую очередь? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 7
В самый напряженный период завершения производственной программы один из сотрудников вашего коллектива заболел. Каждый из подчиненных занят выполнением своей работы. Работа отсутствующего также должна быть выполнена в срок.
Как Вы поступите в этой ситуации? В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложите вариант решения конфликта.
Задача 8
В вашем коллективе имеется работник, который скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет. Как Вы поступите в данном случае?
В предлагаемой конфликтной ситуации определите:
Субъектов конфликта (участники конфликта) и ранги оппонентов(руководитель, подчиненный);
Вид конфликта;
Предложить вариант решения конфликта
Задача 9
Заводу было дано задание освоить новое изделие. Руководство завода создали бригаду в 16 человек. Бригадиром был назначен опытный кадровый рабочий А., имеющий большой бригадирский опыт работы на других участках. Было установлено ненапряженное плановое задание и рабочие приступили к изготовлению изделий. Однако, вскоре выяснилось, что бригада не справляется с заданием. Никакие меры, предпринимаемые администрацией, не помогали. Производительность труда оставалась низкой. В бригаде возникали одна за другой конфликтные ситуации или жалобы по разным поводам, были случаи отказа от работы.
После откровенных бесед с рабочими администрация завода выявила феномен несовместимости в бригаде. Оказалось, что там кроме назначенного бригадира работают два активных рабочих Б. и В., вокруг которых группировалось по несколько человек. Как правило, мнения этих рабочих шли в разрез с мнением бригадира. В сущности вся бригада была «поделена» между 3 лидерами
Проанализируйте конкретную психологическую ситуацию в бригаде и примите решения, после которого бы план стал выполняться и перевыполняться.
Задача 10
В доменном цехе металлургического завода произошла авария. Доменный цех считался на заводе благополучным. Но после назначения нового начальника начались неприятности за неприятностью. Начальником цеха выдвинули ветерана, проработавшего на заводе более четверти века. Он вырос в цехе. Все его знали как активного и способного работников. Когда его назначили начальником цеха, никто не удивился, но никто и предположить не мог, что он такой, резко изменит свое поведение. Начальник цеха возомнил о себе, что перестал считаться с мнением специалистов. Даже с коллегами, которые пытались дать совет, входил в конфликт и месяцами не разговаривал. Перессорился со всеми, кто был с ним на равных, подчиненных заставил трепетать перед ним. Все затаились, появилось ощущение беды, и она пришла. «Был крупный перебой с рудой, наконец, она поступила. Но оказалась не та, что надо. И он сам не глянул, с других не спросил. От предостережений, как всегда отмахнулся. «Без вас знаю, что делать!» Чугун из печи выпустить не смогли. «Козел» выбивали более 20 суток. Авария стряслась летом, но до конца года из прорыва выйти так и не удалось. Проанализируйте конкретную ситуацию и определите: 1. Какой стиль руководства был присущ начальнику цеха?
2.Как по Вашему мнению можно предотвратить аварию?
Как бы Вы наладили сложную работу в цехе?
Задача 11
От принятия правильных управленческих решений зависит успех в бизнесе. Нужно ответить на вопрос, какой из предложенных вариантов Вы считаете предпочтительным, и тщательно обосновать свою позицию. В практике встречаются следующие варианты:
1. Руководитель принимает решение и сообщает результат подчиненным, если это необходимо;
2. Руководитель принимает решение и сообщает, почему он его принял;
3. Руководитель принимает решение, но при этом интересуется мнением подчиненных, приветствует их вопросы, получая, таким образом, возможность проверить решение и в случае необходимости внести изменения;
4. Руководитель принимает решение и предоставляет его группе на доработку;
5. Руководитель излагает суть проблемы, спрашивает, какие будут предложения, и, выслушав их принимает решения;
6. Руководитель излагает проблему и просит группу принять решение, оставляя засобой право выбора и утверждение варианта;
7. Руководитель излагает проблему и принимает решение группы.
Задача 12
Руководителей малых предприятий - характеризуют коллеги следующим образом:
1.... Вникает в любые мелочи, решает за всех и делает за всех, разрывается на части. Он не щадит себя, но объективные трудности мешают ему добиться успеха;
2... .Руководитель дал подчиненным полную самостоятельность, за собой оставил
только решение кардинальных вопросов. За подчиненных не работает (лентяй), трус,
прикрывается коллективом, толку от него никакого, т.к. и без него подчиненные
сами прекрасно со всем справляются;
3... .Регламентирует решение деталей, не имеющих к делу прямого отношения,
независимо от того, опытный специалист или новичок выполняет задачу; непрерывно угрожая применением административных мер, насаждает страх и своевременно достигает поставленных целей. Определите:
Какой стиль каждого из руководителей?
Как бы Вы коротко охарактеризовали каждого из них?
С кем из руководителей Вы согласитесь работать? Обоснуйте сделанный Вамивыбор.
Кто из перечисленных руководителей способен управлять бездельниками,творческими личностями?
Литература
Основные источники
Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2006.- 288 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент/ Герчикова И.Н. : Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. -499 с.
Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2008.- 440 с.
Коротков Э.М. Менеджмент./ Э.М.Коротков – М.: ИНФРА-М, 2009. - 220 с.
Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 256 с.
Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007. -74 с.
Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С.  – М.: КНОРУС, 2011. - 424 с.
Дополнительные источники:
Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник/ В.Р.Веснин. – М.: Проспект, 2007. – 306с.
Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие/ А.И.Кравченко. – М.: Академический проект, 2007. - 74 с.
Огарков А.А.  Управление организацией: Учебник / А.А.Огарков. – М.: Эксмо, 2006. – 345 с.
Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 373 с.
Интернет-ресурсы:
http://www.economy.gov.ru/minec/mainhttp://www.minfin.ru/ru/http://www.minzdravsoc.ru/