Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ 01.Основы философии


Министерство образования и науки Архангельской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«Березниковский индустриальный техникум»
ГБПОУ АО «БИТ»
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ПЦК Директор ГБПОУ АО «БИТ»
общеобразовательных дисциплин Ходусова Л.В.
__________________ «___»________________ 2016 г. Протокол № ______
от «____»____________ 2016 г.

Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ.01« Основы философии»
По специальности 080114«Экономика и бухгалтерский учет» (заочная форма обучения) и по специальности 100701 «Коммерция» (очная форма обучения)
Березник 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 100701 Коммерция и по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Березниковский индустриальный техникум»
Разработчики:
Захарова И.В.,преподаватель ГБПОУ АО«Березниковский индустриальный техникум»
Рекомендована к утверждению на МО преподавателей
Протокол №____________ от «____»__________2016 г
Номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы всоответствии с рекомендациями работодателя и ФГОС по специальностям СПО, 100701 Коммерция и по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет .1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общийгуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
обучающийся должен:
уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
знать:
-основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества;
-основы философского учения о бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской и религиозной картины мира;
-об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
-о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов (10 часов для заочной формы обучения);
самостоятельной работы обучающегося 12часов (50 часов для заочной формы обучения)
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 60 /60
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48 /10
в том числе:
лабораторные занятия -
практические занятия -
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 12 /50
в том числе: Составление сообщений
Написание рефератов
Написание докладов ,контрольных работ 12/50
Итоговая аттестация в форме дифф.зачета 2

2.2.Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Объём часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основы философии 2 Тема 1.1. Введение. Предмет философии. Философия как мировоззрение. Философия и её роль в жизни общества. Основные источники и направления философского знания. 2 1
Раздел 2. История философии 36 Тема 2.1. Предпосылки философии в Др.ИндииРеикарнация. Карма. Майя. Ахимса .Дхарма.
Веды. Упанишады. 2 1
Тема 2.2. Предпосылки философии в Др.Китае. Три мыслителя. Лао-цзы. Даосизм. Конфуций. Мо-цзы. 2 1
Тема 2.3. Становление философии в Др.Греции. Милетская школа. Пифагор. Демокрит. Элейская школа. Гераклит. Сократ.
Майовтика. 2 1
Тема 2.4.Время Платона Диалектика Платона. Мир идей. Душа. Киренаики и киники. Диоген. 2 1
Тема 2.5.Время Аристотеля. Материя и форма. Метафизика. Логика.Этика. Эпикур. Стоицизм. Скептики. 2 1
Тема 2.6..Философия Древнего Рима. Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. 2 1
Самостоятельная работа: подготовка сообщений «Философы Др.Рима» 3 Тема 2.7..Средневековая философия Августин .Фома Аквинский. Реалисты и номиналисты.
Скептицизм. Значение средневековой философии. 2 Тема 2.8.Философия Нового время. Теория познания.Р.Декарт. Б.Спиноза. Г.Лейбниц. Ф.Бэкон. Д.Локк.
И.Кант. 6 1
Тема 2.9.Философия 19 века. Фихте. Ф.Шеллинг.
Г.В.Ф.Гегель. Законы диалектики. 4 1
Тема 2.10.Философия 20 века. Марксизм. Экзистенционализм . Психоанализ. Неопозитивизм. Прагматизм.
Скептицизм. 6 1
Тема 2.10.Русская философия. Особенности русской философии.В.С.Соловьев.,Н.А.Бердяев.Идеи Достоевского,Чаадаева.Западники и славянофилы.Советская и постсоветская философия. 6 1
Раздел 3. Основные этапы и закономерности развития философии. 10 Тема.3.1 Философия и наука. Современная наука. Взаимодействие философии и науки. 2 2
Тема.3.2. Отличие философии от религии,искусства,идеологии. Философия и искусство.Мировые религии.Философия как синтез науки,искусства и религии.
4
2
Самостоятельная работа:подготовка докладов «Буддизм.Ислам.Христианство.» 3 Тема.3.4. Философия и глобальные проблемы современности. Философские проблемы личности.Глобальные проблемы современности.
4
2
Самостоятельная работа :написание рефератов по глобальным проблемам. 4 Дифференцированный зачет 2 Всего: 48 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в учебном кабинете гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, ноутбук
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.. Основные источники:
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с (схрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-
М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы
философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.:
Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс.
2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И.
Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.
– М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343
с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991.
- 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе
формирования культуры гражданина и будущего
специалиста;
- определить значение философии как
отрасли духовной культуры для формирования
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности, материальныхи духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле
жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной
картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и
ответственности за сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных сразвитием и использованием достижений науки,
техники и технологий. Оценка защиты реферата
Оценка информативности сообщения
Оценка написания и публичной защиты доклада
Оценка и анализ высказываний обучающихся при индивидуальном и групповом опросе в устной форме
Оценка результатов зачета
Оценка контрольной работы