РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины


Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум
лесопромышленных технологий и сферы услуг»
(ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от «___» _________ 2016 г. № ____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины
Усть-Илимск, 2016
Рассмотрена и одобрена
«____» _____________ 2016 г.
Протокол № ____
Председатель________Е.А. Рахманова
Рабочая программа среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 мая 2014 г. № 453.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Усть-Илимский техникум лесопромышленных технологий и сферы услуг» (ГБПОУ «УИ ТЛТУ»)
Разработчик: Кряжева Светлана Михайловна преподаватель обществознания ГБПОУ «УИ ТЛТУ»


содержание
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 10
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 12

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и ФГОС по специальности 35.02.04 Технология комплексной переработки древесины. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями.
Код Содержание компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 64
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 48
в том числе: лабораторные занятия –
практические занятия 8
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и темСодержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)Объем часовУровень освоения1 2 3 4
Раздел 1.
Предмет философии и ее история 8
Тема 1.1.
Основные понятия и предмет философии Содержание учебного материала4 1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.
2 2
2. Основной вопрос философии. Анализ главных философских направлений. 2 1
Самостоятельная работа обучающихся: Составить философский словарь по пройденному материалу 2 Тема 1.2.
Специфика философского мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Содержание учебного материала4 1.Мировоззрение и его структура. Компоненты и уровни мировоззрения. 2 2.Исторические типы мировоззрения. Миф, религия, философия .Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. 2 Раздел 2.
Исторические типы философии. Эволюция философского знания. 22 Тема 2.1.
Философия Древнего мира и средневековая философия Содержание учебного материала8 1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). 2 2
2 Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. 2 3 Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика 2 Практическое (семинарское) занятие:
«Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект» - ответы на вопросы. «Философские школы Древней Греции»
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить доклады по темам: «Учение о бытие, Диалектика Гераклита»
Изучение философских текстов, о жизни, учениях и изречениях знаменитых философов 2 Тема 2.2.
Философия Возрождения и Нового времени
Содержание учебного материала10 1 Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. 2 2 2 Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. 2 3 Неклассический рационализм (позитивизм, неокантианство, марксизм). 2 4 Иррационализм в философии XIX века (волюнтаризм, предэкзистенциализм, философия жизни) 2 Практическое (семинарское) занятие:
«Основные понятия немецкой классической философии» - работа с философским словарем 2 Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв (3-4 – по выбору учащихся)
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
Подготовить сообщения на тему: «Позитивизм» 2 Тема 2.3.
Современная философияСодержание учебного материала4 1 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея2
2
Практическое (семинарское) занятие:
«Основные направления философии 20 века» 2 Самостоятельная работа обучающихся: Работа с текстами Э. Фромм «Душа человека»;
В.С. Соловьев «Русская идея» 2 Раздел 3.
Отраслевая структура философского знания 18 Тема 3.1.
Методы философии и ее внутреннее строение Содержание учебного материала2 1 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (Античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). Методы философии2 2
Самостоятельная работа обучающегося:
Проектное задание: эссе «Философская система нашего времени: основные черты» 2 Тема 3.2.
Учение о бытии и теория познания Содержание учебного материала6 1 Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. 2 1
2 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. 2 Практическое (семинарское) занятия
Материя, ее всеобщие свойства и способы существования 2 Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить доклад «Современная философская картина мира» 2 Тема 3.3.
Философия человека(антропология) Содержание учебного материала 2 Философская антропология как отрасль философского знания. Проблема антропосоциогенеза.
2 2
Тема 3.4.
Этика и социальная философияСодержание учебного материала2 Этика и социальная философия. Общезначимость этики.
Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности2 2
Самостоятельная работа обучающихся:
подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»
Написать реферат на тему: «Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления 2
Тема 3.5
Философия ценностей(аксиология) Содержание учебного материала2 Теоретические подходы в анализе природы ценностей. Типология ценностей. Проблема ценностного выбора. 2 2
Тема 3.6.
Место философии в духовной культуре и ее значение
Содержание учебного материала2 2
Место философии в духовной культуре и ее значение.
Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. 2 Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни» 2 Примерная тематика курсовой работы (проекта) не предусмотрено Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрено Дифференцированный зачет2 Всего: 64 Тематика самостоятельной работы определяется тематикой учебного занятия.
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся,
− место преподавателя,
− комплект учебно-наглядных пособий,
− комплект учебно-методической документации, в том числе
на электронном носителе.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка, класс ноутбуков.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних
профессиональных учебных заведений. - М., Издательский центр «Академия»,
2013 (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М., ФОРУМ: ИНФРА ,2013.
(Профессиональное образование).
3. Канке В.А. Основы философии: Учебное пособие для студентов средних
профессиональных учебных заведений. - М.: Университетская книга; Логос.
Дополнительные источники:
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители; история и основные
направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии:
учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2012.
4. Краткий философский словарь /под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ - Пресс. 2012.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2012 .
6. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие - М., 1997.
7. Кузнецов В.Г. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях
человеческого существования. - М.: ИНФРА - М, 2001.
Дополнительные оригинальные тексты:
1. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –
М.: Мысль. 1986.
2. Древнеиндийская философия / сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991.
5. Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007,
396 с
6. Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н.Стрельник. - М.: Высшее
образование, 2009, 335 с7. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977.
8. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992.
Интернет- ресурсы:
www.alleg.ru /edu /philos.htmWikipedia/org / wiki / Философия
www.diplom-inet/ru /resursfilos
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
http://www.ndce.ru – портал учебного книгоиздания
http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»
http://www.school-collection. HYPERLINK "http://edu.ru" edu.ru – единая коллекция цифровых бразовательных ресурсов
http://www.prosv.ru – сайт издательства «Просвещение»
http://www.prosv.-ipk.ru – институт повышения квалификации Издательства «Просвещение»
http://vvvvw.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://HYPERLINK "http://www.standart.edu.ru"www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.philosophy.ru/ Сайт института философии Российской Академии наук. На нем представлены электронная библиотека и другие философские ресурсы.
http://www.philosophy.nsc.ru/ Сайт Сибирского отделения института философии РАН.
http://www.philosophy.ru/library/vopros/00.html Страница журнала «Вопросы философии».
http://books.myweb.ru На сайте представлено большое количество монографий и статей по философии.
http://bgpi.ufanet.ru/prepstud/slava/filos.htm На сайте представлена представлены материалы по социальной философии и учебные пособия по общему курсу философии.
4. Контроль и оценка результатов освоения
рабочей программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
─ ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы
и смысла жизни как основе формирования культуры
гражданина и будущего специалиста;
─ определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
─ сформулировать представление об истине и смысле жизни;
─ решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знания пост классической европейской философии и русской философии. Формы контроля обучения:
− практические занятия по работе
с оригинальными текстами;
− выполнение заданий проектного характера;
− контрольное тестирование по соответствующим темам;
− внеаудиторные самостоятельные индивидуальные задания с оценкой;
− опрос по индивидуальным заданиям.
Усвоенные знания:
─ основные категории и понятия
философии;
─ роль философии в жизни человека и
общества;
─ основы философского учения о бытии;
─ сущность процесса познания;
─ основы научной, философской и
религиозной картин мира;
─ об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
─ о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
─ специфику философского мировоззрения в его отношении
к мифологическому, религиозному, научному, обыденному
мировоззрению;
─ современные концепции общественного развития;
─ проблему человека в философии, философские теории личности;
─ проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека. Контрольное тестирование.
Защита практических работ
Дифференцированный зачет