Проект на тему: Построение экоробота, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №22 «Рябинушка» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников»
Проект
Построение экоробота, как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста
Исполнитель:
Резниченко Н.В.,
воспитатель I категории
Талица,2016
Пояснительная записка:
Мир животных - это огромный и живой мир. Это именно живой, не виртуальный мир, живущий по своим законам. Этот живой мир мы называем диким. И в этом диком мире животные живут своей, только им понятной жизнью.
Сафа́ри (с араб. — путешествие) — первоначально охотничьи поездки по Восточной Африке. Позже понятие сафари стало применяться и в других частях Африки и мира, а его значение существенно изменилось. Сегодня слово «сафари» чаще означает вполне мирные и сравнительно недорогие экскурсии в дикую природу, на которых фотографируют зверей. В некоторых странах развилась целая индустрия сафари с опытными сопровождающими.
Территория парка покрыта лиственным и хвойным лесом, множеством кустарников, а разнообразие полевых цветов поражает воображение!
«Сафари-парк» — реабилитационный центр для животных. Животные, проживающие в «Сафари-парке», имеют сложную судьбу, у каждого из них своя непростая история. Люди заботятся о них, лечат, кормят; все животные содержатся в чистоте и достатке, они в «Сафари-парке» — главные! «Сафари-парк» — это не только реабилитационный центр для животных, но и центр досуга и отдыха жителей.
«Сафари - парк» - самое настоящее приключение для любого маленького любителя дикой природы! Звери бродят по прекрасному заповеднику. Можно посмотреть, как эти красивые животные играют, отдыхают, спят и едят.
 Данный проект предлагает использование игрового оборудования LEGO, как инструмента для обучения дошкольников конструированию и моделированию, развитию технического творчества.
Нормативные документы:
1. Конституция РФ (1993 г.).
2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).
3. Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
5. ФГОС дошкольного образования (утверждено Советом Минобрнауки РФ 28.08.2013 г.).
6. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования). (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013. №544н).
7. Комментарии к ФГОС дошкольного образования (методические рекомендации Минобрнауки России от 28.02.2014 г. №08-249)
8. Уставом ДОУ
Цель проекта: Внедрение LEGO конструирования в образовательный процесс ДОУ через развитие экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к представителям животного мира.
Задачи проекта:
Обучающие:
1. Формировать умение передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO, выполнять конструкцию из LEGO в соответствии с заданными условиями и замыслом.
2. Повторить правила работы с деталями LEGO, способы соединения деталей.
Развивающие:
1. Развивать мелкую моторику.
2. Развивать умение играть с готовой поделкой.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками, умение договариваться.
2. Воспитывать любовь дошкольников к домашним животным, желание играть с ними, воспитывать, ухаживать.
Задачи для детей:
Обучающая:
Формирование первичных конструкторских умений при создании «Сафари – парк».
Развивающая:
Развитие мелкой и общей моторики при моделировании и конструировании «Сафари – парк».
Воспитательная:
Формирование умение работать в парах умение представлять свою созданную конструкцию.
Актуальность:
В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно формировать у детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Гипотеза: Если дети смогут сконструировать и построить «Сафари – парк» то это будет итоговая работа макет «Сафари – парк»
Предполагаемый результат:
- Ребенок умеет выбирать необходимый материал для конструирования, умеет прочно соединять детали.
- Ребенок умеет обыграть готовую постройку.
- Обогащение словарного запаса.
- Изготовление макета «Сафари – парк»
Проблема: Сохранение зверей и приобщение нас к миру животных в естественной среде обитания.
Тема проекта: «Сафари – парк»
Объект: территория Африки
Предмет: дикие животные «Сафари – парка»
Основная часть
Этапы проекта
1. Подготовительный этап:
- Составление и обсуждение поэтапного плана работы;
- Постановка цели, задач, актуальность проекта;
- Подбор методической, справочной и художественной литературы по данной теме;
- Беседа о домашних животных и животных, которые брошены хозяевами.
- Выбор конструктора
- Разработка карты оценивания
2. Практический этап:
- Просмотр мультфильмов
Беседа о диких животных, их разновидности и рассматривание иллюстраций с ними.
Создание игрового поля и расположенных на нём объектов проекта.
Сборка объектов.
Реализация проекта в разных видах образовательной деятельности.
3.Заключительный:
- Выставка макета «Сафари – парк».
- Оценка этапов реализации проекта детьми.
Итоги проекта:
У детей сформировалось представление о том, что нужно проявлять заботу и бережное отношение к диким животным. Дети прибрели навыки конструирования.
Предполагаемые риски проекта:
Риски Пути решения
Недостаточное количество конструкторов. Пополнение материально- технической базы
Недостаточное количество научно - методических пособий по Lego-конструированию Приобрести научно – методическую литературу
Нехватка опыта воспитателя Повысить свой профессиональный уровень (курсы, высшее образование)
Потеря мотивации детей в проекте Продолжать поддерживать мотивацию детей в проекте (показ мультфильмов, просмотр телепередач)
Тип проекта: среднесрочный, игровой, информационно – практический
Участники проекта: дети, воспитатель, родители
По доминирующему методу: конструирование
Возрастные особенности: 2-4 года
Интеграция проекта:
Образовательные области применения ЛЕГО – педагогики:
- «Познавательное развитие» (математика, знакомство с окружающим миром):
1. Расширять и уточнять представления детей о животных жарких и холодных стран, их внешнем виде, характерных особенностях, через рассматривание картинок, чтения энциклопедий.
2. Формировать представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания, развивать интерес к представителям живой природы
3. Развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности в ходе познавательно - исследовательской, игровой и конструктивной деятельности;
4. Формировать умение находить символические, цветовые, фантастические аналогии посредством игры по ТРИЗ-РТВ «Наоборот» и системного оператора;
- «Речевое развитие» (развитие речи):
1. Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей, посредством игр «Угадай, кто это? », «Назови детеныша», «Четвертый лишний», «Кто, чем питается? », «Мой ребенок», «Найди отличия», «Найди маму», «Чей домик? »2. Формировать умения детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательно - исследовательской, игровой, продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей.
- «Художественно – эстетическое развитие»:
1. Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать в работе особенности животных, используя различные нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись, тампонирование, рисование ладошкой, обрывная аппликация.
2. Развивать умение использовать различные художественно-изобразительные материалы: гуашь, акварель, восковые карандаши и их сочетания образу большей выразительности и более точного воплощения замысла.
«Социализация»
1. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий.
2. Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
Схема реализации проекта через виды деятельности:
1. Игровая деятельность
1. Игры с правилами.
1) Дидактические игры:
• «Угадай, кто это? »
• «Жадина и щедрый»
• «Четвертый лишний»
• «Кто чем питается? »
• «Мой ребенок»
• «Найди отличия»
2) Подвижные игры:
• «Северный полюс», «Сафари-парк»
• «Море волнуется раз! ».
2. Творческие игры.
• Игра-драматизация по стихотворению С. Маршака «Где обедал воробей? »
• Сюжетно-ролевая игра «В зоопарке»
2. Коммуникативная
1. Ситуативный разговор
• «Климат Африки и Антарктиды»
• «Как ведут себя в зоопарке? »
• «Кто работает в зоопарке? »
2. Словесные игры
• «Один-три-пять»
• «Кого я видел в зоопарке? »
3. Настольно-печатные игры:
• Лото «Животные Севера», «Животные жарких стран»
• «У кого какое жилище»
• «Животные и их детеныши»
3. Продуктивная
1. Рисование «Жираф»
(тампонирование, рисование пальчиками) .
2. Аппликация (из рваной бумаги) «Животные жарких и холодных стран».
3. Создание альбома «Удивительные животные»
4. Чтение художественной литературы
1. Восприятие художественных произведений
• «Марта и Чичи идут в зоопарк»
• «Львенок и черепаха»
• Г. Снегирев «Про пингвинов»
2. Заучивание стихотворений «Рыжий лев – живет в саванне! »
3. Отгадывание загадок на тему «Животные жарких и холодных стран»
5. Исследовательская деятельность
1. Решение проблемных ситуаций:
• Почему верблюдам не жарко в пустыне?
• Почему на ногах у верблюда широкие мозоли? (опыт с песком)
2. Экспериментирование «Почему лучше слышно, если уши большие?»
6. Двигательная
1. Утренняя гимнастика «В мире диких животных»
2. Пальчиковые игры: «Я по Африке гулял»
3. Спортивная эстафета «Путешествие в джунгли»
4. Физминутки «Попугай», «Вы видали? », «Пингвины».
5. Подвижные игры «Мишки на севере», «Белые медведи».
7. Трудовая
1. Консруирование• «Животные жарких стран» (работа по схемам)
• «Слон» (из спичечных коробков)
2. Познавательно - исследовательский проект «Животные жарких и холодных стран»
Основные формы и приемы работы с учащимися:
- беседа;
- ролевая игра;
- познавательная игра;
- задание по образцу (с использованием инструкции);
- творческое моделирование (создание модели-рисунка);
- викторина, соревнование;
- макет.
Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Конструкторы ЛЕГО Education «Лото с животными» , технологические карты, книга с инструкциями.
Методы и приемы, использованные в ходе проекта:
- метод наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр тематических презентаций);
- проблемно-мотивационный метод (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации);
- словесный метод (беседа, художественное слово, пояснения);
- практический метод (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и чертежей);
- эвристический метод (развитие находчивости и активности);
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Учебно-тематический план (8 занятий)
№ Разделы и темы Общее кол-во часов Теория Практика Содержание деятельности
1 Показ зоопарка и Сафари - парка. Знакомство с LEGO.
2 1 1 Беседа на тему: «Зоопарк» и «Сафари – парк». Знакомство с LEGO. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО - игра.
Исследование цвета.
Исследование кирпичиков.
2 Баланс конструкций. Виды крепежа 2 1 1 Познакомить с видами крепежа, сконструировать модель жирафа.
3 Модель «Сафари – парка» 2 1 1 Рисование животных «Сафари – парка»
4 Постройка ограждения «Сафари – парка» 2 1 1 Конструирование ограждения «Сафари – парка»
5 Животные и птицы 2 1 1 Животные. Разнообразие животных. Умение изготовления конструкций модели животных и птиц (слон, жираф, верблюд, попугай, кенгуру, страус)
6 Моделирование окружающей среды 2 1 1 Разнообразие окружающей среды. умение конструировать модели - деревья, реки, машины, люди)
8 Итоговое занятие (выставка) 2 1 1 Макет «Сафари – парка»
Итого 14 7 7 Перспективы развития:
Решение поставленных в проекте задач  позволит организовать в детском саду условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO – конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства  начальные технические  навыки. В результате, создаются условия  не только для расширения границ социализации ребёнка в обществе,  активизации  познавательной деятельности, демонстрации своих успехов, но и закладываются истоки  профориентационной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности.
Постройка «Сафари – парка» на территории Урала с дикими животными, которые проживают в нашей местности.
Литература:
1. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015.
2. Волкова С.И. Конструирование. – М: Просвещение, 2010.
3. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. – М.: Изд. –полиграф. Центр «Маска». – 2013.
4. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: «Лист Нью», 2009.
5. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).- М.,2001.