Литературная викторина Дети военной поры

Дети поры военной.

Литературная викторина по повести В. Богомолова «Иван»,
для учащихся 6 - х классов.

Цель создания разработки и способов её применения в учебно-воспитательном процессе:
1.Раскрытие перед учащимися событий военного времени; воспитание чувства уважения, любви и преданности Отчизне, готовности её защитить; формирование сознания активного гражданина;
2.Формирование умения работать с документальными материалами.

Подготовка: оформляется выставка с произведениями о военном детстве: В. Катаев «Сын полка», А. Платонов «Маленький солдат», Кассиль Л. «Улица младшего сына», Надеждина Н. «Партизанка Лара», Богомолов В. «Иван» и др. За несколько дней до мероприятия ребятам нужно дать задание: прочитать повесть В. Богомолова «Иван», подготовить рассказ о пионерах – героях, о лагерях смерти.

Ведущий: Дети войны – мальчики и девочки – их жизнь могла и должна была быть другой, наполненной беззаботным, веселым временем. Но Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла им страдания, слезы, лишения.
22 июня 1941 года – этот день не забыть ни взрослым, ни детям. В едином порыве все встали на защиту своей Родины. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели. Они были подчас незаменимы как разведчики, связные, медицинские сестры, подрывники. Многие мальчики и девочки стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды.
В партизанской семье выросли покрывшие себя неувядаемой славой пионеры – Герои Советского Союза: Леонид Голиков, Валентин Котик, Марат Казей, Зина Портнова.
Многие ребята в тылу дежурили на крышах домов во время вражеских налетов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестер. Днем и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.
Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчишек и девчонок, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних ровесников, должен знать каждый из вас.
Их было много, детей – героев, и все они были разные, каждый со своим характером, привычками, наклонностями. И каждый по – своему проявил себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.

Рассказ о героях – пионерах, подготовленный ребятами.

Владимир Богомолов тоже воевал, был ранен; позади остались фронтовые дороги Белоруссии, Польши, Германии, Маньчжурии.
Не о приключениях храброго юного разведчика, неуловимого мстителя в тылу врага, писал Владимир Богомолов, а о том, что детям нельзя быть на войне. И если уж так случилось, то это несчастье, беда, большая беда. Читая Владимира Богомолова, понимаешь: этому писателю и человеку можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто – нибудь не вернулся.»
И сейчас мы с вами поговорим о повести В.Богомолова «Иван».
1.Кто такой Иван? (по тексту: «худенький мальчик лет одиннадцати, всего посиневшего от холода»)
2.Как фамилия Ивана? ( Бондарев)
3.Когда выяснилось, что Иван разведчик, ему принесли еду, воду, чтобы умыться, а что он попросил в первую очередь? (бумагу и ручку, высыпал на стол зернышки пшеницы, ржи, подсолнухаи стал писать донесение)
4.Через какую реку перебирался Иван Бондарев? ( Днепр)
5. «если температура воды ниже +15 градусов, то переправа вплавь даже для хорошего пловца исключительно трудна, а через широкие реки невозможна. Это если ниже + 15, а если примерно +5 градусов? Как Иван смог переправиться через такую широкую реку? ( «На полене – так пришлось. Лодки наверху и все охраняются.»)
6.Какие награды были на гимнастерке Ивана? (орден Отечественной войны, медаль «За Отвагу»)
7.В повести нет сцен боя. Но все готовились к наступлению. А к какому именно? (форсирование Днепра)
8.Какой приказ командующего Иван отказывается выполнять? («Его в школу посылают, в суворовскую. А он упёрся – и ни в какую!»)
9.Почему старший лейтенант Гальцев отказался подарить Ивану финку с наборной рукоятью? («это подарок погибшего друга Котьки Холодова, память о нем»)
10.Что пришлось пережить Ивану с первых дней войны? («его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках мальчика во время отступления. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере смерти)
Во время войны было много таких лагерей. (рассказы детей).
(Для справки: Концентрационные лагеря Третьего рейха - это зоны массового заключения и уничтожения властями нацистской Германии военнопленных и гражданских лиц по политическим или расовым соображениям; они существовавшие до начала и во время Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории.
Детский концлагерь Саласпилс
На гранитную плиту
Положи свою конфету
Он, как ты, ребенком был,
И, как ты, он их любил.
Саласпилс его убил,
Саласпилс
Саласпилс лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали.
В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Подавляющее большинство из них подвергались выкачиванию крови.
Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 56 суток.
Выжившие после этой процедуры заболевшие дети (как и все больные заключенные) могли быть подвергнуты отравлению (мышьяком).
Детей, начиная с грудного возраста, держали в отдельных бараках, делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети погибали от поноса. Давали детям отравленную кашу и кофе. От этих экспериментов умирало до 150 человек детей в день.
Охрана лагеря каждый день выносила из детского барака в больших корзинах окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сжигались за оградой лагеря или сбрасывались в выгребные ямы и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.)

11. Каким образом Иван получил ранение? (его не хотели пускать за линию фронта, но он ушел самовольно, а при возвращении наши, из охранения, обстреляли его, ранили в плечо)
12. Какие задания выполнял Иван? (проникал в тыл немцев, находится там несколько дней, собирает информацию)
13. Назовите настоящую фамилию Ивана? (Буслов)
14.Как Гальцев узнал о дальнейшей судьбе Ивана? (в мае 1945 года в Берлине нашли немецкий архив, где обнаружили фото и спец. сообщение об Иване. Он попал в плен, его пытали, допрашивали. 25 декабря 1943 года расстреляли. Ему было 10 – 12 лет.)

Дети и война – более жуткого сочетания не придумаешь. Юные герои, защитники Родины – их было много – обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами, отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время
Валентин Котик – подпольщик – разведчик из Шепетовки. Подрывник в партизанском отряде – на счету шесть взорванных эшелонов. Погиб в бою с немцами.
Марат Казей – разведчик партизанского отряда Минской области Белоруссии. Будучи в разведке, окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.
Володя Дубинин – разведчик в партизанском отряде. Погиб при разминировании Старокарантинских каменоломен, помогая морякам, освободившим Керчь.
Юта Бондаровская – ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.
Виктор Хоменко и Александр Кобер – подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные «Николаевского центра». По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.
Лариса Михеенко – ленинградская школьница, разведчица 6 – й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.
И этот список можно продолжать до бесконечности.
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы даже поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями!
Р.Рождественский.

15