Исследовательская работа Дети военной поры.

Дети военной поры.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №30 г. Йошкар-Олы»













Выполнили обучающиеся 3 «Г» класса
МОУ «СОШ №30 г. Йошкар-Олы»

Руководитель:
Гребенщикова Светлана Васильевна -
учитель начальных классов










ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Основная часть.. 4
Букатина Фаина Ивановна 4
Бусыгина Серафима Ивановна. 5
Воеводский Павел Васильевич 6
Агаева Надежда Васильевна 7
Рысь Полина Васильевна. 8
Софронов Вячеслав Андреевич... 8
Посещение музея Леса.. 9
Урок мужества 10
Заключение 11
Список использованных источников .. 13











Цель работы: 1. Выяснить, почему мы должны помнить о том, что произошло более полувека назад, почему людям двадцать первого века нельзя забывать военное прошлое.
Задачи: 1. Собрать информацию у людей, переживших Великую Отечественную войну.
2. Узнать мнение других ребят по данной теме.
3. Познакомить своих одноклассников с результатами своего исследования.

Методы - чтение художественной литературы,
исследования: - беседы со взрослыми,
- посещение музеев,
- просмотр видеофильмов,
- анкетирование.
















Ход исследования:
Нас заинтересовала эта тема после знакомства с книгой Льва Кассиля «Держись, капитан!» Герой произведения четырнадцатилетний Гриша Филатов попал в больницу, где находились дети изувеченные фашистами. Сколько боли и страданий пришлось пережить этим детям! А как же наши прабабушки и прадедушки? Ведь их детство – это война!
Учитель предложил спросить у родителей о военном детстве наших прабабушек и прадедушек... Мы поговорили с ними. Вот что они нам рассказали.
Букатина Фаина Ивановна.
Бабушка Букатина Ивана – Фаина Ивановна родилась 16 октября 1937 года в деревне Скородум Санчурского района, Кировской области. Отец Фаи ушёл на войну в 1941 году, маленькой Фаине тогда было 4 года. Мама всегда была на работе, а Фая и два брата оставались дома одни. В доме было холодно. Дети сидели всё время на печке, но дров было мало, и в избе было так холодно, что даже вода в ведре замерзала. Когда бабушка с младшим братиком хотели пить, старший брат пробивал лёд тяпкой и подавал воду на печь. Картошку тоже ели холодную. Когда подросли стали ходить в школу за 3 км от дома. Книги были старые, тетрадей не было, писали на книгах пером. На партах стояли чернильницы с чернилами. Иногда чернила замерзали, так как в классе было очень холодно, и дети занимались не раздеваясь. Первая учительницы бабушки Анфисья Степановна. Она для ребятишек была как мама, старалась как можно больше читать детям сказок и всегда говорила: «Вы только не болейте, скоро будет всё хорошо». В школе ребят кормили похлёбкой из картошки, всем она казалась очень вкусной. Малыши просили добавки, но и этой похлёбки не хватало. С шестого класса все дети работали в поле наравне со взрослыми: вязали рожь после жатки, в сенокос сгребали сено, огребали картофель, всю посильную работу выполняли дети. Муки в колхозе давали мало, поэтому зимой мама хлеб пекла из картошки, а летом в хлеб добавляла муку из лебеды и сухого клевера, который собирали бабушка с младшим братиком. Чтобы хоть как-нибудь отвлечь детей, мама каждый год покупала санки, но их хватало только на зиму, ведь они были деревянными. А мама всегда говорила: «Пусть будет вам в радость» . Мама никогда не плакала, но со временем мы поняли, как ей было трудно поднять троих детей. Чтобы помочь маме, старший брат после 4 класса пошёл работать со взрослыми. В 1943 году отец пропал без вести, но до 1944 года нашей семье давали налоги, которых было очень много. И только когда маму вызвали в военкомат и сообщили, что папа не пропал без вести, а погиб под Смоленском, отменили налоги и назначили пенсию на троих детей – 75 рублей. Но и этих денег нам не хватало, так как лапти, в которых мы ходили стоили 25 рублей. Вот тогда бабушка и увидела свою маму в слезах.
Бусыгина Серафима Ивановна.
А прабабушка Бусыгина Серафима Ивановна живёт в селе Казаково Пижанского района Кировской области. Родилась она 10 августа 1927 года в деревне Кабашнур Урбежского сельсовета Кичминского района Кировской области. Когда прабабушке исполнилось 10 лет, умерла её мама. В 1939 году Бабушка окончила полный курс Урбежской начальной школы и в возрасте 12 лет со старшим братом Аркадием уехала в город Казань, там устроилась прислугой в семью инженеров. Ей пришлось вести хозяйство и присматривать за маленьким ребёнком. Еды в городе было мало, продавали всё по талонам, а паёк был мал для растущего организма девочки. В феврале 1941 года тётка уговорила Симу вернуться в деревню. Там был свой огород, хотя бы картошки можно было вдоволь поесть. В личном подворье была корова, овцы, куры. Но почти всё, что получали от животных, приходилось сдавать в казну, ведь нормы сдачи были большие: 40 кг мяса, шерсть, 6 кг масла, яйца. Муки для выпечки хлеба было очень мало, поэтому муку мешали с лебедой и пекли из них лепёшки. Это было не так вкусно, но есть хотелось всегда. Кашу варили из репы. С 1942 года Сима работала в колхозе. Работать было очень тяжело, так как всё делалось вручную: на ферму воду носили с реки вёдрами, коров доили вручную, урожай в поле жали серпами всё те же доярки после дойки коров. Мужчин в деревне почти не было, остались одни старики да мужчины-инвалиды, вернувшиеся с войны. Всю работу выполняли женщины и дети. Сима всё это обсчитывала на счётах, после того как обойдёт все поля и запишет все данные по каждому работнику. Но заработную плату за труд работникам не платили, а записывали трудодни (количество отработанных дней). В конце года подсчитывали все трудодни и давали за них муку. К 1943 году Сима была уже опытным счетоводом. Старший брат Борис тоже работал в колхозе. Несмотря на трудности и усталость Сима и Борис работали, ведь теперь они остались дома за хозяев. Ещё в юном возрасте Серафима научилась шить и обшивала всю семью. Но ей приходилось шить и на заказ. Ткань выменивали на базаре в Яранске либо в Торъяле на продукты питания. Так до конца войны Сима и Борис были кормильцами для своих сестёр и брата Геннадия, а старший брат Аркадий работал на заводе, в цехе по изготовлению боеприпасов. Трудно было детям войны, но их трудолюбие, стойкость, ответственность за младших и желание помочь старшим помогли справиться со всеми невзгодами.
Воеводский Павел Васильевич.
Прадедушка Ани Наякшиной Воеводский Павел Васильевич работал в Ремесленном училище №1 «контрольным мастером». Для музея истории училища он собрал книгу, которая называлась «Воспоминания выпускников и ветеранов училища». Из этой книги мы узнали, что летом 1941 года фашистские войска вплотную подошли к городу Одессе. В этих условиях Одесское ремесленное училище №6 решено было эвакуировать в город Йошкар–Олу. 27 августа 1941 года начальником Управления трудовых резервов МАССР был издан приказ о реорганизации Одесского Ремесленного училища №6 в Ремесленное училище №1 МАССР
Вот одно из воспоминаний выпускницы училища 1945 года Одинцовой Тамары Васильевны. В 1943 году ей было 13 лет.
В сентябре 1943 года Тамару приняли в Ремесленное училище №1, определили в группу оптиков и сразу же поставили к станку. Ребята работали по 8 часов в 3 смены. Выходных не было, а ещё каждый день по 4-6 часов после работы они учились. Учили ребят военному делу и обработке стекла. Тамара на станке полировала крохотные, как слезинки, линзы. К концу смены руки просто отнимались, а ноги не шагали. Каждый день ребят водили в столовую. Это было самым любимым мероприятием. Кормили всегда щами, а вот хлеб забирали старшие девочки. Тамаре очень редко удавалось поесть хлеба, у неё от голода кружилась голова, ноги подкашивались. Тёплой одежды у Тамары не было, всё износилось. Зимой, пока бежала до завода, всё отмораживала и пальцы, и нос, и уши. Со временем Тамаре на складе выдали форму. Всё было огромного размера, но девочка была очень рада. После второй смены ночью очень страшно было идти домой, и Тамара приспособилась ночевать в пожарном ящике: зароется в песок и спит. Мыши бегают, крысы, блохи кусают, но спать хотелось сильнее, ничего не замечала. За хорошую работу Тамару наградили путёвкой в летний лагерь на 15 дней. Но в летнем лагере дети не отдыхали и развлекались как современные дети, а работали с утра до позднего вечера в поле, пололи. Спина постоянно болела. Все ребята в лагере жили в одной избе, спали на полу, на матрасах набитых соломой. Кормили детей картофельной похлёбкой с молоком.
10 мая раздался по радио голос Левитана. Кончилась война. Все радовались, смеялись и плакали. Отец пришёл с войны раненый, а Тамара продолжила обучение.
Агаева Надежда Васильевна.
Прабабушка Рахманова Кирилла родилась в 1929 году. Она рассказала о том, что известие о войне всех застало врасплох, люди были не готовы к такому удару. Весь тяжёлый труд в деревне и колхозах лёг на матерей, но и дети старались во всём помогать. Дети осваивали технику – работали в поле, готовили лес и вывозили его. Всё самое лучшее старались отправлять на фронт.: и хлеб, и картошку, и лошадей, и т. д. Готовили на фронт посылки для солдат: вязали носки и варежки, шили кисеты для табака. Пока отцы воевали, матери рыли траншеи и окопы для фронта. Эта война заставила ребят рано повзрослеть и взглянуть на всё другими глазами. Детям 12-14 лет пришлось стать старшими и принимать решения, к которым ребята не были готовы. Но серьёзная ответственность легла на плечи мальчишек и девчонок и многому их научила.
Рысь Полина Васильевна
А наша одноклассница Шадрина Ксения ходила в гости к ветерану войны – тёте Поле, Рысь Полине Васильевне, которая родилась16 декабря 1933 года. Она успела закончить только три класса, когда началась война. Два её брата и отец ушли на фронт. Дети, как могли, помогали взрослым. В их деревне остались одни женщины и девочки. Все они работали, кто в поле, кто на комбайне, кто на тракторе. Полина в 12 лет уже работала поваром. Однажды Полина повезла зерно на телеге, ей встретились волки. Лошади испугались и понеслись. Полина тоже очень испугалась и сказала маме, что больше никогда не поедет. Но мама сказала: «Доченька, кто же на фронт хлеб повезёт?». В деревне было одно радио. И вот однажды объявили, что война закончилась. Все плакали от счастья!
Софронов Вячеслав Андреевич.
К нам в класс часто заходят ученики 6-г класса. Женя Морозов рассказал нам историю своего деда Софронова Вячеслава Андреевича, который родился 4 марта 1928 года в деревне Большие Ключи Сернурского района МАССР. Он был вторым из семи детей. Когда началась Великая Отечественная война, дедушке Жени исполнилось 13 лет. Отец Софронов Андрей Прохорович ушёл на фронт. Слава и его старший брат Иван пошли работать трактористами, ведь именно на их плечи была возложена тяжкая ноша – прокормить семью. Как вспоминал Вячеслав Андреевич: «Картошку мы собирали на поле, она была гнилой, но зато из неё получались хорошие лепёшки!». В войну дети не только недоедали, но и недосыпали. Как вспоминал дедушка, что самым лучшим для него было выспаться хотя бы 4 часа. «Дни казались очень длинными, потому что мы работали без отдыха», - вспоминает дед. В 1942 году вернулся с фронта отец Вячеслава. Андрей Прохорович вернулся инвалидом, ему ампутировали ноги. Дедушка Жени продолжал работать вплоть до 1949 года, пока его не призвали в армию. Софронов Вячеслав Андреевич прожил нелёгкую и сложную жизнь.
Посещение музея Леса.
В феврале этого года мы ходили в музей Леса, где нам подарили книги о тружениках леса МАССР в Великой Отечественной войне. В это трудно поверить, но даже в лесу работали дети!
Полякова Зинаида Герасимовна в своих воспоминаниях писала о том, что в годы войны ей приходилось делать всю тяжелую работу вместо мужиков, несмотря на то, что ей тогда было 14 лет. Она грузила мешки, вывозила лес на лошадях. А зимой, когда работали в лесу, стояли такие морозы: лапти с онучами примерзали к ногам и только у костра оттаивали.
А Кугуелов Иван Семенович вспоминает о том, что работая на лесопункте на станции Куяр, мальчики-подростки грузили лес в вагоны для сыпучих грузов. А это значит, приходилось мальчишкам подниматься на трехметровую высоту по трапам с грузом на плечах. Денег за эту работу начисляли по 3-4 рубля на грузчика за смену, а картофельная лепешка на рынке стоила тогда 10 рублей. В 1944 году, когда Ивану исполнилось 13 лет, он поступил на работу в Куярский лесхоз монтером связи и лазил по телефонным столбам как взрослый специалист. Много километров приходилось ходить пешком то по снегу, то под дождем, так как на линии очень часто валились деревья и обрывали провода. Как тяжело и страшно одному бродить по лесному участку, ведь в лесу свирепствовали волки.
И Полякова Зинаида Герасимовна, и Кугуелов Иван Семёнович награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.


Урок мужества.
По итогам нашего расследования мы провели Урок мужества, куда пригласили героев наших рассказов. Но, к сожалению, смогла рассказать сама о своей жизни только бабушка Букатина Ивана – Букатина Фаина Иавновна Кроме этого ребята класса нашли в Интернете информацию о детях блокадного Ленинграда. Лена прочитала нам страницы из дневника Тани Савичевой, которая за полгода потеряла всю семью и осталась одна. А Хлопова Юля и Лебедев Даниил прочитали воспоминания детей, которые жили на оккупированной территории. Мы узнали, как немецкие солдаты сжигали дома русских людей, как были жестоки к военнопленным солдатам, как отбирали детей у матерей. Мы просмотрели видеофрагменты о том, как немецкие самолёты бомбили наши города, мы услышали голос Левитана, который поведал людям страшную весть о начале войны, мы узнали о том, что 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Мы увидели, как машины уходили под лёд, пытаясь проехать по льду Ладожского озера. Теперь мы знаем, какой он – ленинградский хлеб, эти 125 граммов. Мы узнали о том, что целых 872 дня люди ценой своей жизни отстояли город Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Мы ещё раз внимательно посмотрели на фотографии детей, детей войны. Глядя на них, сразу же вспоминаются строки из стихотворения, которые прочитали Вика и Степан:
Чтоб снова на земной планете Я не напрасно беспокоюсь, – Не повторилось той зимы, Чтоб не забылась та война: Нам нужно, чтобы наши дети Ведь эта память – наша совесть. Об этом помнили, как мы! Она, как сила, нам нужна






Заключение:
Для того чтобы ответить на те вопросы, которые мы поставили перед собой, нам пришлось поговорить со своими близкими о военном прошлом наших семей. Мы услышали истории своих родных. Это были тяжёлые времена их жизни. Сколько лишений и невзгод легло на плечи совсем ещё юных ребят. Невольно возникает вопрос: «А я бы смог выдержать? Смог ли я стать опорой для своей семьи?»
Мы решили предложить ребятам третьих классов ответить на наши вопросы.
Почему нельзя забывать военное прошлое?
Потому что надо помнить людей, которые погибли за нас – 30 человек.
Чтобы знать историю своей страны – 8 человек.
Чтобы не допустить новых войн и конфликтов – 5 человек.
Чтобы не обидеть ветеранов – 5 человек.
Пригодиться в жизни – 5 человек.
Благодарность за то, что мы живём спокойно – 4 человека.
Чтобы все знали, какие мы сильные – 3 человека.
Если не будем помнить, то не будет праздника 23 февраля – 1 человек.
Чем мы, современные дети, отличаемся от детей военных лет?
Материальные различия – 34 человека
Различный характер детей – 16 человек.
Современные дети: трусливые, избалованные, равнодушные, капризные, ленивые, могут рассказать что-либо о друге за шоколадку.
Дети военной поры: смелые, отважные, мужественные, бесстрашные, терпеливые, самостоятельные, не предавали друзей, трудолюбивые.
Современные дети не знают чувства опасности – 15 человек.
Современные дети не участвовали в военных действиях – 10 человек.
Дети военных лет умели заботиться о близких – 7 человек.
Дети военных лет работали со взрослыми – 6 человек.
Дети военных лет не получали внимание, любовь, ласку и заботу взрослых, так как взрослым было некогда – 3 человека.
Современные дети постоянно развлекаются – 3 человека.
Дети военных лет воспитывались без родителей, так как родители погибли – 2 человека.
Ребята нашего класса пришли к выводу, что мы обязательно должны помнить военное прошлое, чтобы каждый человек понимал, что такое война.
Война – это потеря самых близких и родных нам людей.
Война – это дети, лишённые любви и ласки родителей, так как они стали сиротами.
Война – это разрушенные и сожженные города, сёла и деревни.
Война - это боль, отчаяние, страх, слёзы. Это – смерть.
Мы не хотим пережить то, что пришлось пережить нашим родным, самым дорогим людям. И хотя мы совсем не похожи на детей военных лет, у них многому можно научиться. Самый главный урок – мы должны научиться быть опорой для своих близких, проявить терпение и внимание к людям, благодаря которым мы радуемся жизни. Мы должны научиться строить свои отношения таким образом, чтобы нам, нашим родителям и будущим поколениям не пришлось пережить то, что испытали наши бабушки и дедушки.








Список литературы и источников:
Воеводский П. В. История училища. Воспоминания выпускников и ветеранов училища. – с 17- 101
Тресцов Б. И. Труженики леса Марийской АССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. // Йошкар-Ола - 2000 –
с. 109-110.
3. Тресцов Б. И., Марков А. Д., Филенко А. И. Труженики леса Марийской АССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г. Книга вторая // Йошкар-Ола - 2000 – с. 173 – 193
4. Воспоминания Букатиной Фаины Ивановны, родившейся в Кировской области, д. Скородум Санчурского района 16 октября 1937 года, проживающей в г. Йошкар-Оле.
5. Воспоминания Бусыгиной Серафимы Ивановны, родившейся в деревне Кабашнур Урбежского сельсовета Кичминского района Кировской области 10 августа 1927 года, проживающей в селе Казаково Пижанского района Кировской области.
6. Воспоминания Агаевой Надежды Васильевны, родившейся в д. Мари-Китня Мари-Турекского района МАССР в 1929 году, проживающей в Мари-Турексом районе РМЭ.
7. Воспоминания Рысь Полины Васильевны, родившейся 16 декабря 1933 года рождения, проживающей в г. Йошкар-Оле.
8. Воспоминания Софронова Вячеслава Андреевича, который родился 4 марта 1928 года в деревне Большие Ключи Сернурского района МАССР.
9. Личный архив семьи Бусыгиных, который хранится в доме Бусыгиной Надежды Юрьевны, проживающей в г. Йошкар-Оле.
10. Личный архив семьи Рахмановых, который храниться в доме Рахмановой Алевтины Леонидовны, проживающей в г. Йошкар-Оле.
11. Личный архив семьи Шадриных, который храниться в доме Шадрина Сергея Валерьевича.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14- 12 -15