Раздаточный материал по обществознанию к уроку по теме Международное гуманитарное право ( 10 класс)

 Раздаточный материал к уроку по теме: «Международное гуманитарное право»

Приложение 1.
 
СЛОВАРЬ
Международное гуманитарное право (МГП) – отрасль международного права, представляющая собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и неправленых на ограничение последствий вооруженного конфликта.
Военные преступления – особо серьезные правонарушения, совершенные во время международного вооруженного конфликта, за которое предусмотрена уголовная ответственность.
Вооруженный международный конфликт – война между двумя или большим числом государств
Военный объект – объект, который в силу своего характера, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия и разрушение которого дает явное военное преимущество.
Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятелем во время международного военного конфликта
Вероломство – осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту.
Немеждународный вооруженный конфликт – вооруженное столкновение в пределах одного государства.
Гражданский объект – всякий объект, не являющийся военным.
Гуманный – проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности, человечный, человеколюбивый.
Гуманитарное право – право, обращенное к человеческой личности, к правам и интересам человека.
Геноцид – уничтожение отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим и иным мотивам.
Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил.
Декларация – документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашены основные принципы.
Комбатанты (от фр.combattant –воин, боец) – лица, входящие в состав вооруженных сил воюющих сторон в международном вооруженном конфликте.
Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население побежденной стороны.
Заложник – человек, насильственно задерживаемый с целью заставить власти страны выполнить те или иные условия, требования насильников.
Интернирование – принудительное задержание одним воюющим государством граждан другого воюющего государства на время войны.
Конвенция – международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали, ратифицировали его).
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить из сострадания, человеколюбия
Пацифизм – учение, идеология, осуждающая всякие войны вообще.
Парламентер – представитель от одной из воюющих сторон для переговоров с неприятелем.
Потерпевшие кораблекрушение – военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.





Схема № 1.
Международное гуманитарное право.
1.     Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных, потерпевших кораблекрушение)

2.     Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)

3.     Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (например, жилые дома, школы, места отправления культа)

4.     Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде

 


 Схема № 2

















Приложение 3.

Решите ситуации, используя нормы МГП
1)    Сосед военврача.
Сосед был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых пришлось долго убеждать его. Наконец, их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед им делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения случился даже сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается – как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
         -Прав ли был мой сосед?
 
2)    Бывший военнопленный.
В плен взяли нас троих. Пока переправляли в лагерь, сильно били. Сжав зубы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли руки вверх. Потери противника в этом бою были немалые, и они мстили за своих. На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я не мог сообщить им то, что они хотели узнать о наших потерях, расположении интересующих их объектов. Совершенно неожиданно в лагере я столкнулся с еще одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам я вдруг не понравился лагерному повару. Возможно, ему не нравилась моя внешность или я напоминал ему того, кого он терпеть не мог. И теперь он сполна отыгрывался на мне. Когда нас приводили в столовую, где запах еды сводил голодного человека с ума, то он выбегал из-за своей стойки, и в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, намеренно опрокидывал миску. Выражение лица его было всегда свирепым, и он что-то угрожающе бормотал на своем языке. Похлебка текла по дощатому столу и моей одежде. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзуживали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую и приготовил себя к смерти от голода.
         -Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальными условиями обращения с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иными, менее жесткими?
 

Приложение № 4

Задание: -Подумайте, какое высказывание из предложенных могло бы стать эпиграфом к изученному материалу?

1.     «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций)
2.     «Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие». (А. Дюнан)
3.     «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу)
4.     «Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера». (А.Д.Сахаров)
5.     «Война – незаживающая рана, которую получил мир». (Дж. Б. Пристли)




Приложение 2

Документы к занятию

Женевская конвенция от 12 августа 1949г. и Дополнительный протокол 1977 года о защите гражданского населения, находящегося во власти противника, в том числе на оккупированной территории.

Относитесь к ним с уважением
Обращайтесь гуманно с теми, кто в вашей власти
Возьмите их под защиту, не допускайте плохого с ними обращения. Акты возмездия и взятие заложников воспрещается.
Уважайте собственность гражданского населения, не причиняйте ей ущерб
·. Не присваивайте ее путем насилия или обмана.


Женевская конвенция от 12 августа 1949г. о защите военнопленных

Щадите их
Разоружите их
Передайте их своему командиру
Обращайтесь с ними гуманно, о попавших в плен надо сообщить их семьям

Женевская конвенция от 12 августа 1949г. о защите раненых и больных из состава действующей армии

Разыскивайте и подбирайте их после каждого боя
Возьмите их под свою защиту, помогайте им
Передайте их командиру или ближайшему медицинскому посту
Относитесь с уважением к медицинскому персоналу, медицинским запасам и снаряжению


Женевская конвенция от 12 августа 1949г. о раненых и потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил противника на море

Возьмите под свою защиту потерпевших кораблекрушение
Разыскивайте и подбирайте их после каждого боя.
Возьмите под защиту гражданские плавсредства для спасения раненых и потерпевших кораблекрушение
Относитесь с уважением к госпитальным судам.













Рабочий лист ученика (цы) 10 класса МБОУ «СОШ № 1» города Пикалёво
_____________________________________________
Тема урока: Международное гуманитарное право (МГП).

Задание 1.

Задание С8. Составить план развернутого ответа по теме: «Международное гуманитарное право»

1. _____________________________________________________________________________
2. _____________________________________________________________________________
3. _____________________________________________________________________________
3.1. ___________________________________________________________________________
3.2.____________________________________________________________________________
3.3. ___________________________________________________________________________
3.4. ___________________________________________________________________________
4. _____________________________________________________________________________
4.1.____________________________________________________________________________
4.2. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.3. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.4. ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
4.5. ____________________________________________________________________________
 _______________________________________________________________________________
4.6. ____________________________________________________________________________
 _______________________________________________________________________________
4.7._____________________________________________________________________________
5. _____________________________________________________________________________ 
6. _____________________________________________________________________________

Задание. 2. Тестовая работа
Задания А.
1.Как расшифровывается МГП?
А) молодежная главная политика
Б) мировое государственное переустройство
В) международное гуманитарное право.
2. МГП – это:
А) право войны Б) государственный строй В) народные традиции.
3. МГП – это совокупность норм, действующих в условиях:
А) мирного договора Б) вооруженного конфликта
В) международного соглашения
4. Что такое норма международного права:
А) количество выполненных каким-либо государством обязательств в ходе войны
Б) юридически обязательное правило поведения государства и других субъектов международного права в международных отношениях
В) предел допустимого в разрешении вооруженного крнфликта
5. Сколько конвенций было принято на Женевской конференции 1949 года?
А) 4 Б) 10 В) 7
6. Война – это:
А) вооруженный конфликт Б) игра, развлечение В) мирное решение спора.
7. Как называют участников вооруженных конфликтов?
А) командиры Б) комбатанты В) комбинаторы
8. Военнопленный – это:
А) представитель армии союзника
Б) насильственно захваченный стороной противника
В) имеющий право вести мирные переговоры.
9. Почему на войне необходимо следовать правилам, основанным на принципе гуманности:
А) в мирное время это сделать легче всего
Б) потому что необходимо уменьшить страдания тех, кто перестал участвовать в боевых действиях
В) чтобы продолжать боевые действия
10. Какое из приведенных ниже высказываний содержит гуманный смысл:
А) если ты не оценишь своей жизни, то и другие не оценят ее по достоинству
Б) война оправдает все
В) только жизнь невозместима
11. Чем отличается пленный от воюющего солдата:
А) местом жительства Б) он безоружный В) ничем
12. Военнопленный имеет право на:
А) гуманное обращение и сохранение жизни
Б) участие в военных действиях на стороне противника
В) насильственное обращение
13. Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от:
А) соблюдения норм международного гуманитарного права
Б) устава армии противника
В) географического положения воюющего государства
14. По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно:
А) расстреляны
Б) Освобождены и репатриированы
В) поселиться на территории враждующего государства
15. Что такое гражданское население:
А) лица, не входящие в состав вооруженных сил
Б) комбатанты
В) иностранные граждане
16. В ситуации вооруженного конфликта дети, так же как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий. В соответствии с нормами МГП детям как наиболее уязвимым должна быть предоставлена:
А) дополнительная защита
Б) медицинская помощь
В) хорошая квартира
17. Медицинский персонал – это:
А) лица, чья деятельность осуществляется исключительно в медицинских целях, а именно: для розыска, подбирания, транспортировки, лечения раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение
Б) студенты медицинских вузов
В) работники аптек
18. Эмблемы международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца выполняют роль:
А) видимого знака нападения Б) видимого знака обороны
В) видимого знака защиты
20. Тот, кто участвует в конфликте, несет ответственность за:
А) анализ средств и способов достижения цели
Б) сравнение средств и способов достижения цели
В) выбор средств и способов достижения цели

Задание 3. Назовите категории людей, о которых идет речь.
(за 1 правильный ответ 1 балл)

Карточка № 1 - __________________________, Карточка № 2 - __________________________
Карточка № 3 - __________________________, Карточка № 4 - __________________________
Задание 4. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

Международное гуманитарное право (МГП) по другому называют правом ________. Одним из механизмов органичения _____________ военных конфликтов является регулирование _____________ их участников с помощью норм МГП. МГП соединяет правовые и ______________ начала, ориентировано на сострадание, ______________ , помощь, защиту, ограничение насилия. Сновными источниками МГП являются четыре Женевских _____________ и два Дополнительных протокола. Их основные положения направлены на защиту военнопленных, ____________, гражданского населения. МГП содействует пониманию ценности __________ каждого человека.


Слова для справок: жестокость, нравственный, война, конвенция, поведение, жизнь, раненые, милосердие,

Заголовок 6 Заголовок 715