Рабочая программа элективного курса по обществознанию « Международное Гуманитарное право»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15

Согласовано Утверждено
На заседании ШМО учителей Директор МБОУ СОШ№15
истории и социальных дисциплин ---------------Е.В.Успенская
Протокол от « »----------------2015 года
Руководитель ШМО------------------- М.В.Ковалева
Методист МКОУ ДПО МЦ----------------Е.В.Булгакова




Рабочая программа
элективного курса по обществознанию
« Международное Гуманитарное право»

10 класс на 2015-2016 учебный год










Составитель:
Учитель истории и социальных дисциплин
МБОУ СОШ №15 С.С.Цветикова
ВКК










Г.О.КОЛОМНА
2015




Учебно- тематический план элективного курса

Цели курса:
- содействие становлению системы нравственных ценностей, жизни, для решения познавательных и практических задач.
духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие общественные и национальные проблемы;
- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической
Категория слушателей: учащиеся 10 классов
Срок обучения: 34 часа
Форма обучения: очная (за пределами обязательной учебной нагрузки)
Режим занятий: 1 час в неделю ( в течение года)

Пояснительная записка

Программа курса «Международное гуманитарное право» предназначена для изучения учащимися 10 классов, рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа составлена на основе программы «Правоведение. Международное гуманитарное право. Человек имеет право. Система конспектов занятий с нетрадиционными формами контроля: элективные курсы», автор-составитель Н.И.Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2006.

Международное Гуманитарное право (МГП) является отраслью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентированно на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением правил, ограничивающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием международных и внутренних конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, медицинского и духовного персонала. В мире, где имеют место региональные конфликты, необходимо знать правовые нормы, защищающие жизнь и достоинство человека.
Данный курс актуален сейчас потому, что Россией взят курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учеников более завершенное представление об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Учащиеся должны получить знания об основополагающих принципах и нормах МГП, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Программа реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), познавательный и прикладной компоненты. Исходя из этих задач формируется система работы по данному курсу. Поэтапно и систематически ведется работа по формированию социальных умений и навыков с опорой на собственный опыт учащихся.Используются метафоры, аналогии, новые ассоциации и связи. Идет обучение исследовательской работе, работе в группах, парах, индивидуально, выполнение работ по заданному алгоритму, творческие работы, исследования, защита проектов.
Особенность данного курса в том, что он углубляет знания учащихся, удовлетворяет интерес старшеклассников в освоении основ общественных наук, необходимых для профессионального образования и самообразования.
Задачи курса:
- воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;
- развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным и межпредметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- анализ и сопоставление фактов;
- оформление письменных сообщений;
- анализ документов;
- поиск идей, оценка которых откладывается до тех пор, пока они не высказаны и не сформулированы;
- поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
- поиск признания найденного решения окружающими;
- выстраивание линий сравнения, выявление взаимосвязи между понятиями, классификации, обобщения, умение делать вывод;
- умение использовать свой собственный опыт.

Методика работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы:
- исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, выявление неясных вопросов, формулирование гипотезы), планирование и разработка учебных действий, сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), анализ и синтез собранных данных, сопоставление сообщения, выступление с подготовленным сообщением, переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы, проверка гипотез, построение обобщений, выводов, заключение;
- лекции с последующим опросом;
- лекции с обсуждением документов;
- беседы;
- семинары;
- практические занятия;
- конференции;
- заседания круглых столов;
- анализ альтернативных ситуаций;
- работа в группах, парах, индивидуально;
- творческие работы;
- защита проектов.
Все эти формы и методы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений и навыков, таких как:
- умение видеть проблему;
- умение сформулировать проблему;
- умение выдвинуть гипотезу;
- умение составить план решения проблемы, задачи;
- умение делать обобщения и выводы;
- умение систематизировать материал;
- умение составить план по теме;
- умение делать прогноз;
- умение анализировать свою деятельность (вычленять успешные и неудачные способы, приемы, затруднения, сравнивать результаты с целями)
- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность;
- умение использовать аналогии, ассоциации и связи, развивать восприимчивость и воображение.

Проблематика курса
В центре внимания – значение деятельного сострадания и роль гуманных правил в жизни человеческого общества. Актуализация роли правил во взаимоотношениях людей. Значение щадящего отношения к тем, кто не принимает участия в конфликте ( в том числе и вооруженном), необходимость их защиты: такие люди уязвимы, беззащитны, и последствия вооруженного конфликта для них могут оказаться очень тяжелыми.
Ответственность тех, кто участвует в конфликте (в том числе и вооруженном), за выбор средств и методов достижения цели.
Так как в этом курсе имеются альтернативные подходы к оценке проблем прошлого и неоднозначные этические оценки личностей и хода событий, обсуждение этих вопросов на уроках невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуации – это далеко не полный перечень методов и приемов в работе элективного курса.
Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, формировать собственное отношение, оценки персонажей и фактов.







Содержание программы

Введение. (1 час)

Вводная лекция « Предпосылки возникновения организации МГП».

История МГП в России и за рубежом. (4 часа)

Предпосылки возникновения и сущность МГП. (лекция)
Изучение исторических источников. (практическое занятие)
Анри Дюран – человек легенда. (семинарское занятие)
Брейн – ринг « Как ? Зачем ? Почему ?»

Основные источники МГП. (2 часа)

Источники МГП. (лекция)
«Экспедиции в прошлое». (практическое занятие)

Принципы МГП. (2 часа)

По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация».
(практическое занятие)

Основные нормы МГП. (6 часов)

Основные нормы МГП. (лекция)
Основные нормы МГП. (практическое занятие)
« Вот такая сложная ситуация» - применение норм МГП.
(практическое занятие)
Защита детей вовремя вооруженного конфликта. (семинарское занятие)
« Самые уязвимые». ( семинарское занятие)
« Картинная галерея». (семинар – игра)

Методы и средства ведения войны. (1 час)

7. Международные знаки, символы, эмблемы. (3 часа)

Международные знаки защиты. (лекция)
« Знаки защиты». (семинарское занятие)
« Знаки защиты». (исследовательская лаборатория)

8. Право и ответственность. (4 часа)

Правомерность выбора средств в достижении целей. ( семинарское занятие)
Какой ценой ? (семинарское занятие)
Каждый выбирает сам. ( семинарское занятие)

В пределах допустимого . ( семинарское занятие)

9. Россия в системе современных международных отношений. (3 часа)

Россия в системе современных международных отношений.
(практическое занятие, дискуссия)
Толерантность современного общества. ( семинар – практикум)
Толерантность современного общества. ( семинар – практикум)

10. Международная защита прав человека. (2 часа)

Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение.
( семинар в форме круглого стола)
Изучение нормативно-правовых актов: Декларация прав человека и гражданина и Конвенция прав ребенка.
( круглый стол, выполнение творческих работ)

11. Учимся строить отношения. (4 часа)
Защита прав человека в России. (семинар)
Права ребенка в современном обществе. (семинар)
История моей семьи на карте истории России. 2 часа. ( семинар – практикум)

12. Итоговое повторение. ( 2 часа)

Учебно-тематический план

Название тем
Всего часов
Лекции
Практика
Семинары
Формы контроля
Дата проведения по плану
Дата проведения фактическая

Введение
1
1


Опорный конспект
Сентябрь
1 неделя


История МГП в России и за рубежом
4







1.Предпосылки возникновения и сущность МГП.
1
1


Текст, тестирование
2 неделя


2.Изучение исторических источников.
1

1


3 неделя


3.Анри Дюран- человек-легенда .
1


1
Исторический диктант
4 неделя


4.Брейн-ринг «Как? Зачем? Почему?»
1


1
Игровые тесты, анализ документов
Октябрь
1 неделя


Основные источники МГП.
2







1.Основные источники МГП.
1
1


Тесты, понятийный диктант
2 неделя


2. «Экспедиции в прошлое».
1

1

Написание рефератов
3 неделя


Принципы МГП.
2

1





1-2.Принципы МГП.
2

2


4-5 неделя


Основные нормы МГП.
6







1.Основные нормы МГП.
1
1


Тесты
Ноябрь
1 неделя


2.Основные нормы МГП.
1

1

Тесты
2 неделя


3. «Вот такая сложилась ситуация»-применение норм МГП.
1

1

Тестовые логические задания
4 неделя


4.Защита детей во время вооруженного конфликта.
1


1
Тестирование
Декабрь
1 неделя


5.«Самые уязвимые».
1


1

2 неделя


6.«Картинная галерея».
1


1
Тесты на соответствие
3 неделя


Методы и средства ведения войны.
1


1
Анализ литературного текста
4 неделя


Международные знаки, символы, эмблемы.
3







1.Международные знаки защиты.
1
1



Январь
2 неделя


2.«Знаки защиты».
1


1
Тесты на умение применять знаки
3 неделя


3.«Знаки защиты».
1


1
Тесты на умение применять знаки
4 неделя


Право и ответственность.
4







1.Правомерность выбора средств в достижении целей.
1


1
Тесты на аналогию, проблемные задания
Февраль
1 неделя


2.Какой ценой?
1


1
Тесты
2 неделя


3.Каждый выбирает сам.
1


1
Тесты
3 неделя


4.В пределах допустимого.
1


1
Тесты
4 неделя


Россия в системе современных международных отношений.
3







1.Россия в системе современных международных отношений.
1

1

Письменная работа
Март
1 неделя


2.Толерантность современного общества.
1


1

3 неделя


3.Толерантность современного общества.
1


1

4 неделя


Международная защита прав человека.
2







1. Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение.
1


1

Апрель
1 неделя


2. Изучение нормативно-правовых актов.
1

1

Работа с нормативно-правовыми актами
2 неделя


Учимся строить отношения.
4







1. Защита прав человека в России.
1


1
Защита рефератов
3 неделя


2. Права ребенка в современном мире.
1
1



4 неделя


3. История моей семьи на карте Истории Родины.
2



Защита творческих проектов
Май
1-2 неделя


Итоговое повторение.
2




3-4 недели
















Литература

Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.
Вишневский, В.С. Дневник военных лет. – М.: Советская Россия, 1997.
Гражданское образование: содержание и активные методы обучения под ред. С.Шехтера, И.Н.Вознесенской при участии А.Иоффе.- Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование».- М., 1998.
Э.Давид, Принципы вооруженных конфликтов: курс лекций для юридического факультета.- М.: МККК, 2000.
Декларация прав человека.
Женевские конвенции от 12 августа 1949г. и Дополнительный протокол к ним.- М.: МККК, 1997.
Конвенция прав ребенка.
Конституция РФ
Международные движения Красного Креста и Красного Полумесяца: сборник уставов и др. документов.- М.: МККК, 1995.
Технология подготовки и проведения конкурса по МГП для старшеклассников.- М.: МККК, 2004.
Тихомиров М.В., Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия.- М., 2001.
Уголовный кодекс РФ.























Содержание тем учебного курса.
Таблица тематического распределения часов на ступень обучения:

Раздел учебного курса
(кол-во часов)
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
УУД
Формы контроля

Раздел 1.
История МГП в России и за рубежом.
(4 часа)
1.Предпосылки возникновения и сущность МГП.
2. Изучение исторических источников.


Составляют опорный конспект, работают с текстом, выполняют тестирование.
Познавательные (вспоминают теоретический материал)
Регулятивные
(анализируют и систематизируют свои знания по теме)
Тестирование
анализ документов.

Раздел 2.
Источники МГП.
(2 часа)
1. Источники МГП. 2.«Экспедиции в прошлое».


Слушают учителя, конспектируют.
Познавательные (слушают учителя, извлекают нужную информацию)
Регулятивные
(выбирают и систематизируют материал)
Тестирование понятийный диктант, написание рефератов.

Раздел 3.
Принципы МГП.
(2 часа)
По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация».


Слушают учителя, конспектируют.
Познавательные
(слушают учителя, извлекают нужную информацию)
Регулятивные
(выбирают и систематизируют материал)


Раздел 4.
Основные нормы МГП.
(6 часов)
1.Основные нормы МГП. 2.Основные нормы МГП. 3.« Вот такая сложная ситуация» - применение норм МГП.
4.Защита детей вовремя вооруженного конфликта. 5.« Самые уязвимые». 6.« Картинная галерея».

Составляют опорный конспект, работают с текстом. Выполняют тестирование.
Познавательные
(вспоминают теоретический материал)
Регулятивные
(анализируют синтезируют свои знания по теме)

Тестированиерешение логических задач.

Раздел 5.
Методы и средства ведения войны.
( 1час)

Анализируют литературный текст.
Познавательные
(знакомятся с новым материалом, самостоятельный поиск информации в источниках)
Регулятивные
(синтез и анализ информации)


Раздел 6.
Международные знаки, символы, эмблемы.
1.Международные знаки защиты. 2.« Знаки защиты». 3.« Знаки защиты».
Защищают рефераты.
Коммуникативные (умение ведения диалога, участие в общей беседе, построение монологического высказывания)

Защита рефератов

Раздел 7.
Право и ответственность.
(4 часа)
1.Правомерность выбора средств в достижении целей. 2.Какой ценой? 3.Каждый выбирает сам.
4. В пределах допустимого .

Проблемные задания, выполнение тестов.
Познавательные
(умение проникнуть в смысл высказывания)
Регулятивные
(принимают учебную задачу и планируют необходимые действия для ее решения)
Тестирование проблемные задания

Раздел 8.
Россия в системе современных международных отношений.
(3 часа)
1.Россия в системе современных международ
ных отношений. 2.Толерант
ность современного общества. 3.Толерант
ность современного общества.

Выполнение письменной работы.
Регулятивные
(синтез и анализ)
Познавательные
(знакомятся с новым материалом, самостоятельный поиск информации в источниках)


Раздел 9.
Международная защита прав человека.
(2 часа)
1.Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение. 2.Изучение нормативно-правовых актов: Декларация прав человека и гражданина и Конвенция прав ребенка.


Выполняют работу с нормативно-правовыми актами ( анализ и сравнение).
Регулятивные
(синтез и анализ)
Познавательные
(знакомятся с новым материалом, самостоятельный поиск информации в источниках)
Коммуникативные (умение ведения диалога, участие в общей беседе, построение монологического высказывания)
Зачет

Раздел 10.
Учимся строить отношения
(4 часа)
1.Защита прав человека в России. 2.Права ребенка в современном обществе. 3.История моей семьи на карте истории России.
Защищают рефераты. Разрабатывают творческие проекты.
Регулятивные
(принимают учебную задачу и планируют необходимые действия для ее решения)
Коммуникативные (умение ведения диалога, участие в общей беседе, построение монологического высказывания)
Принятие творческих проектов

Итоговое повторение.
(2 часа)















13PAGE 15


13PAGE 14915




15