Образовательный материал


Тихонова Марина Николаевна, учитель математики;
Попова Людмила Ивановна, учитель начальной школы;
ГБОУ СОШ №409 (СП при ФГУ НИДОИ им. Г.И.Турнера)
Педагогические технологии –средство формирования и развития УУД.
Современная действительность кардинально отличается от жизни начала XXI века, соответственно, требования к выпускнику школы изменились. Необходимо, чтобы человек был креативным, мыслил неординарно, был самостоятелен в решениях, умел с помощью различных источников находить необходимую информацию и т. д. Именно подобные качества могут гарантировать выпускнику школы «успешность» в работе и в повседневной жизни. В связи с требованиями современного общества основной задачей школы становятся не просто изучение фундаментальных теорий, а формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). При всех обстоятельствах основным участником учебного процесса остается учитель, хотя вся его работа ориентирована на ученика, на его развитие.
Качество и результат урока или занятия напрямую зависят от методики, способов, приемов учебной работы. По сути это и является педагогическими технологиями. Перевод с греческого языка: техно – искусство, мастерство, умение; логия – слово, учение. Таким образом, технология – набор форм, методов, способов, приемов обучения и средств воспитания, используемых в образовательном процессе. Чаще всего на одном уроке или занятии используются элементы нескольких педагогических технологий, крайне редко – одна. Владение несколькими технологиями говорит о мастерстве учителя. Используя несколько технологий, проще и эффективнее заинтересовать учащихся и получить планируемый результат.
Классификация педагогических технологий может определяться на различных основах: «от учителя», «от ученика», «от темы», «от состава класса», «от условий проведения урока» и т.д. Самое главное – формирование и развитие УУД. Каждая ступень школы несет свою функциональную нагрузку: начальная школа – формирование УУД, основная ступень – развитие УУД, средняя школа – развитие и закрепление УУД. С учетом выше изложенного педагогические технологии можно классифицировать следующим образом:
1.Источник возникновения – на основе педагогического опыта или научной концепции.


2.Цели и задачи – формирование алгоритмов действий, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности.
3. Педагогические средства – средства, которые в конкретном детском коллективе дают лучшие результаты.
4.Функции учителя – диагностика, упражнения, разрешение конфликтных ситуаций.
Основные педагогические технологии
1.Традиционное интерактивное обучение – результатом, чаще всего, являются регулятивные и коммуникативные действия.
2.Проблемное обучение – создание учебной проблемной ситуации повышает активность учащихся, стимулирует творческую деятельность.
3.Проектные методы обучения – развивают индивидуальные творческие способности.



4.Исследовательские методы обучения – стимулируют учащихся самостоятельно пополнять свои знания, используя различные информационные источники.
5.Обучение в сотрудничестве – стимулирует совместную деятельность различных групп (детей, детей и взрослых).
6.ИКТ – неограниченное обогащение содержания образования, доступ в интернет (под контролем взрослых).
7.Здоровье-сберегающие – во время урока учитель равномерно распределяет учебную нагрузку, чередует виды деятельности, определяет время изучения сложного материала.
8.Перспективно-смысловая технология – работа на перспективу (изучение нового материала, создание проекта, сдача экзамена и т.д.).
9.Развивающее обучение – развитие личности.
Существуют и другие педагогические технологии: игровая, эвристическая, программированное обучение, дидактическая эвристика, частнопредметные технологии, авторские, конструктивное обучение и т.д.
Литература:
Новикова И. Этапы познания. Организация проблемного обучения. «Спорт в школе»
Газета изд. дома «Первое сентября» 2010 №4, с8.
Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно. «Директор школы» 2010 №3 с6-70.
Рачевский Е.Л. Информационные технологии. Школа будущего. «Директор школы» 2010
№1 с55-58.
Чернов А.С. Феноменологический подход в образовании ВОИНКиПРО 2009.
Курсы повышения квалификации «Анэкс» 2014 Санкт-Петербург.
15