Обобщение опыта: Изучение духовно-нравственных традиций во внеклассной работе с младшими школьниками.


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» г. Поворино
Воронежской области
Изучение
духовно-нравственных традиций
во внеклассной работе
с младшими школьниками.
Учитель начальных классов
Фетисова Лидия Карловна
(Слайд 1)
Изучение духовно-нравственных традиций во внеклассной работе с младшими школьниками.
(Слайд 2)
Как жили наши отцы и деды,
так и нам велели.
Русская пословица.
(Слайд 3)
Сохранение культурных традиций и передача их из поколения в поколение – очень важная задача каждого народа.
(Слайд 4)
Основная цель духовно-нравственного воспитания – это воспитание учащихся младших классов на традиционных нравственных ценностях Отечества и его народа; формирование опыта поведения и жизнедеятельности. Задача педагога состоит в приобщении детей к нравственным ценностям своего народа с опорой на духовную традицию. В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества православной культуры.
(Слайд 5)
При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание. Это способствует воспитанию таких качеств личности, как любовь к окружающему миру, к своей Родине, к своим близким.
Народные традиции в нравственном, физическом, экологическом воспитании и, особенно, в формировании здорового образа жизни могут стать надёжным и точным средством передачи опыта народа в виде различных норм и правил, разрешить многие проблемы личности, семьи, школы, нации.
(Слайд 6 )
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот красивый и выразительный мир интересен детям. Особенно привлекает и то, что ребёнок может стать активным участником и попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, рисовать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки сказочных героев – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка. Важным источником нравственного опыта детей является разнообразная внеклассная работа в школе. Здесь создаются благоприятные условия для приобщения учащихся к святым истокам, чистым и добрым отношениям между людьми. Родная земля становится еще ближе и роднее, когда знаешь её историю. В школе уделяем большое внимание возрождению национальных культурных традиций, народных обрядов и праздников, которые дошли до нас из глубины веков. Важно не только то, что дети с интересом узнают историю их возникновения, но и то, какой нравственный урок они получат из содержания праздника.
(Слайд 7)
Знакомство с главными христианскими праздниками начинается 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы. Классный час знакомит с понятиями «благодать», «благочестие», «спасение», «честь», «честность», «лицемерие», с тем, как в мир незримыми путями вошла благодать (сила Божия). Этот праздник напоминал христианам о будущем спасении людей, поэтому все прославляют Богородицу, верят в неё.
(Слайд 8 )
Тесно связан с этим праздником День Матери. Буквально затаив дыхание, ученики слушали рассказ о Владимирской Божией Матери, о её почитании русским народом. Каждому детскому сердцу дорога своя мама, которая является святой для каждого человека, как Богородица для всех людей.
(Слайд 9 )
Торжественное мероприятие, посвящённое двум праздникам: государственному и церковному, прошло 4 ноября. С 2005 года в России 4 ноября – день иконы Казанской Божией Матери – отмечается как День единения России. Идея этих событий – объединение русского народа вокруг святыни с целью защиты своего Отечества. Христиане всех веков всегда поручали себя покровительству Богородицы. История хранит чудесные случаи Её помощи, оказанной людям во время Великой Отечественной войны. Христиане перед образом Божией Матери просят о помощи.
(Слайд10 )
На зимних каникулах, 7 января, отмечаем Рождество Христово - праздник в честь Рождения Богомладенца Христа, который подобен молодому деревцу, выросшего от древнего корня. Так дети понимают, почему появилась традиция на Рождество украшать ёлку.
(Слайд 11)
Была изготовлена коллективная поделка – макет Рождественского вертепа, игрушечная Овечка для представления.
(Слайд 12 )
Вместе с учителем музыки дети показали представление «Рождественская звезда», где с необыкновенной искренностью поведали об этом Святом рождении.
(Слайд 13 )
Юные художники откликнулись на объявленный Департаментом образования, науки и молодёжной политики Воронежской области конкурс рисунков «Рождественская открытка». В школе создана выставка этих работ.
(Слайд 14 )
Масленица – продолжение языческих традиций славян. Они изгоняли Зиму, встречали Весну.
(Слайд 15)
Сжигание чучела - символ победы Добра над Злом, огонь – очищение от грехов, а блины – горячее солнце.
(Слайд 16 )
Дети с удовольствием готовились к этому празднику, пели песни, читали стихи, играли, ели блины. В русском хороводе вокруг куклы из соломы Марены крепла дружба ребят, сплачивался их коллектив.
(Слайд17)
В каждой православной семье почитают праздник праздников – Пасху. Слушаем радостные песнопения, читаем рассказы Священной истории о том, что «Христос Воскрес, веселье вечное!» и понимаем всей душой, как благодарны христиане за великую Крестную жертву, которая принесена за людей. Следуя традиции, дети готовят крашеные яйца, расписывают их, украшают.
(Слайд 18 )
Ученики начальных классов принимали участие в I Международном детском творческом конкурсе он-лайн «Пасха Православная».
(Слайд 19 )
День Святой Троицы приходится на летний месяц июнь, когда начались каникулы. Но в детском пришкольном лагере мы отдаём почтение этому событию.
(Слайд 20)
Отмечаем праздник на природе, среди белоствольных берёз, которые являются символом России. Водим хороводы, поём песни, узнаём о традиции завивать, заплетать берёзку. Дети узнают о названии этого праздника, о единстве Бога в трёх лицах и о традиции православных христиан креститься, складывая три пальца.
(Слайд 21)
Нашим воспитанникам пришлась по душе традиция изготавливать куклы из травы. Итогом работы «Зелёной мастерской» стала выставка необыкновенных красавиц из длинных шелковистых стеблей растений.
Подготовка и проведение праздников развивает творческие способности младших школьников. Большое значение придаю чтению художественной литературы, соответствующей тематике праздничных событий. Дети готовят стихи о православных праздниках, о народных традициях и обычаях. Они читают о красоте и совершенстве природы, об отношении человека к окружающему миру.
(Слайд 22)
Юные друзья очень любят сказки и пословицы о доброте, самопожертвовании, любви, милосердии, о красоте внутренней и внешней, о путях исправления плохого поступка. Поучительными являются произведения об отношении в семье, о матери, о труде. Читаем о святых и святынях земли Русской.
(Слайд 23)
Ученик 4 класса, Митрофанов Ярослав, участвовал в Международном литературном конкурсе «Лицо России». Им было написано сочинение «12-й Патриарх Московский и всея Руси Сергий».
Для проведения внеклассной работы применяем музыкальный материал. Слушаем отрывки из выдающихся произведений русского музыкального искусства (С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, Г.В.Свиридова и др.). Их использование способствует более полноценному раскрытию тем православной культуры.
(Слайд 24 )
С помощью иллюстраций дети наглядно изучают разные события Священной истории, знакомятся с ликами святых, иконами православных святых.
Изучение церковнославянской азбуки даёт возможность познакомиться с буквами, имеющими связь с буквами русской азбуки. Ученики читают предложения, в которых раскрываются образы и смыслы православной культуры.
(Слайд 25 )
Таким образом, во внеклассной работе с младшими школьниками закладываются основы духовно-нравственного воспитания. Детям даются представления о религиозной культуре и вере предков, отражённой в традициях православной культуры и воспитывается уважительное отношение к ней. Главная воспитательная задача – постановка детям нравственного идеала, которым является любовь к Отечеству. У юных граждан формируются понятия православной культуры «мир – творения – Родина – Отечество – родная земля – Русь православная – красота». Национальный воспитательный идеал — воспитание гражданина России — является главной педагогической задачей, задает смыслы и характер воспитательного процесса.
(Слайд 26)
Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Люди, для которых христианские ценности на первом месте, просто делают добрые, милосердные дела, радующие маленьких, больных, сирот, инвалидов, протягивают руку помощи взрослым. Они проносят свою веру по жизни.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
Вся эта  работа  развивает у ребенка способность противостоять злу, пробудить душу, вызвать стремление к духовному росту.