Урок по литературному чтению на тему И.Суриков Детство, Зима


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема. И. Суриков «Детство», «Зима»
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями И. Сурикова «Детство», «Зима»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет.

Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть понравившийся отрывок, показывают свои иллюстрации.
III. Работа по теме урока
1. Кроссворд
Ребята, разгадайте кроссворд.
1. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит,
А весной убежит. (Снег.)
2. Белый дед белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
Никто не поднимает.
Весна придет
Он сам уйдет. (Сугроб.)
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сновидение.)
4. Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу. (Вьюга.)
Прочитайте слово, получившееся по горизонтали. (Суриков.)
Откройте учебник на с. 72. Прочитайте имя и отчество поэта.
2. Рассказ учителя об авторе*
Стихи Сурикова отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема - тяжелое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»).
IV. Физкультминутка
Все захлопали в ладоши
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте покружились
И остановились.
V. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа
Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие? (Ответы детей.)
Сегодня я рассказала вам о трудной жизни Ивана Сурикова. Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось очень хорошо. И детство свое он считает счастливым.
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
Время детства золотое,
Юность без тревог!
Хоть бы день из этой жизни
Возвратить я мог!
Детство, нет тебе возврата!
Пронеслось, прошло;
Только в памяти живешь ты
Ярко и светло.
2. Первичное чтение стихотворения «Детство»
Прочитаем стихотворение, помещенное в наших учебниках на с. 72. Следите за моим чтением.
(Учитель читает выразительно.)
3. Работа над текстом стихотворения
Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши? (Да, они очень похожи.)
Какая из картин, которые нарисовал поэт, вам особенно запомнилась?
Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером.
(Дети зачитывают 3 четверостишия.)
Что такое лапти?
Лапти в старину: крестьянская обувь, сплетенная из лыка, охватывающая только стопу.
Кто из вас знает, что такое прялка?
Прялка приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 72.
Найдите значение слов «огонек светца».
Светец подставка для лучины, освещавшей жилье, избу.
Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
· А вы любите сказки? Назовите самые любимые. (Опрос желательно провести быстро.)
Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках. Подумайте, как будете их читать: спокойно, медленно или с волнением, ожиданием волшебства?
(Выразительное чтение отрывка детьми.)
Какая сказка снилась мальчику? (Похоже на сказку «Иван-царевич и Серый Волк».)
4. Выразительное чтение всего стихотворения
VI. Рефлексия
Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
5. Чтение стихотворения «Зима»
Вот мы и вернулись обратно в зиму. Откройте с. 76 учебника. Прочитайте название стихотворения. («Зима».)
Кто его написал? (Иван Захарович Суриков.)
О чем может рассказать нам автор в этом стихотворении? (Предположения детей.)
Ознакомимся с ним. (Учитель читает, а учащиеся следят по учебникам.)
Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения? (Чувство покоя, радости, что наступила зима...)
Какие слова помогают понять, что наступила зима? (Белый снег, пушистый / В воздухе кружится... И под утро снегом/ Поле забелело... Вот пришли морозцы / И зима настала.)
Как понимаете слово «пеленою»? В каком значении оно здесь употреблено?
Пелена сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон (первоначально - кусок ткани, то, во что пеленают).
Ждал ли кто-нибудь наступления зимы? Кто? (Да, наступления зимы ждали природа, люди.)
(Дети зачитывают отрывки, подтверждая свой ответ.)
Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму. (Уж давно крестьянин / Ждал зимы и стужи, / И избу соломой/Он укрыл снаружи.)
Почему поэт называет сани - санишки? (Наверное, потому, что они маленькие, а может быть, потому, что они уже старенькие.)
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
6. Выразительное чтение стихотворения
7. Сравнение в стихотворении
С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение? (Ответы детей.)
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение, метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить) выразить, представить в образе живого существа.
Метафора оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
VII. Подведение итогов урока
Прочитайте пословицы и поговорки на доске. Какие из них подходят к теме нашего урока?
Зима не без морозов.
Зимой морозы, а летом грозы.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Лето собирает, зима поедает.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений №Детство», «Зима».


15