Проект по внеклассной работе Альбом памяти


МБОУ «Черемуховская средняя общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Проект
«Альбом Памяти»
Выполнили: учащиеся 7 класса
Руководитель: классный
руководитель Корнева С.В.
2015-2016 учебный год
Оглавление
1.Введение………………………………………………………………………3
2.Обзор литературы……………………………………………………………5
3. Участники проекта………………………………………………………… .6
4. Социальные партнеры………………………………………………………6
5. Сроки реализации проекта …………………………………………………. 5
6. Реализация проекта…………………………………………………………. 6
7. План – график………………………………………………………. ………8
8. Ожидаемые результаты……………………………………………………...9
9. Критерии оценки эффективности реализации проекта……………………9
10. Перспектива проекта……………………………………………………… 9
11. Библиографический список………………………………………………...10
12.Приложение………………………………………………………………….11
1.Введение
Великая Отечественная война…Много лет отдаляют нас от тех исторических событий.
Каждая весна напоминает нам о том, что подвиг советских людей не может, не должен и никогда не будет забыт! Для людей, живущих ныне, Великая Отечественная война - это событие далекого прошлого. С каждым годом остается все меньше живых свидетелей кровавой схватки. И в наши обязанности входит сохранить и передать последующим поколениям осознание того, что их беззаботное детство омыто кровью миллионов людей, оставивших свои жизни на поле боя, в концлагерях, в тылу в далеких сороковых годах. И за каждый прожитый день, за каждый встреченный рассвет мы должны благодарить тех, кто ценой своего здоровья и своей жизни отстоял родную землю.
Тема проекта актуальна. Наше поколение очень мало знает о том, как жили наши прабабушки и прадедушки, родственники семьи. Какие испытания им пришлось пройти, какие трудности пережить на своем жизненном пути? А ведь в их судьбе, как в зеркале, отразилась судьба всего поколения 40-х годов. Чем прославилось оно и каких высот достигло? На все эти вопросы мы можем получить ответы, ведь бабушки и дедушки пока живы! Мы считаем, что знать жизненный путь родственников – это важно, и его необходимо изучать и записывать.
Новизна темы заключается в сборе материалов не только об участниках войны, а также в осмыслении вопроса: а значит ли что-то отдельный человек в истории страны? Нужна ли будущим поколениям память о простых людях, живущих рядом с нами?
Чтобы увековечить память о наших предках, было решено создать «Альбом памяти».
Проект “Альбом памяти” появился как результат работы с классом по патриотическому воспитанию. Мне, как учителю, классному руководителю и гражданину, всегда было небезразлично отношение моих воспитанников к школе, семье, селу и, конечно, к России. В нашей школе патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Мы считаем, что патриотическое воспитание - это воспитание уважения к традициям своего народа, страны, города и даже школы, в которой ребенок учится. Целью воспитательной работы школы является воспитание гражданина своего Отечества.
В школе сохранились многие традиции, связанные с историей войны 1941-1945гг, заложенные предыдущими поколениями учеников и учителей. Это - встречи с ветеранами, концерты и литературно-музыкальные композиции для ветеранов войны, труда и школы, уроки мужества, ежегодная игра “Зарница». Во всех мероприятиях, проводимых в школе, мои воспитанники участвуют с большим удовольствием.
Но, конечно, основной акцент делается на мероприятия, посвященные событиям Великой Отечественной войны. И самое главное – это общение со свидетелями тех страшных для страны лет: с ветеранами войны и тыла. Ребята с огромным вниманием слушают рассказы о жизни во время войны и на фронте, и в тылу, а после встреч с нескрываемой благодарностью подходят к ветеранам и выражают свою признательность за их неоценимый подвиг. Но с каждым годом в нашу школу на встречи с учащимися приходит все меньше и меньше ветеранов. На данный момент в Черемуховском сельском поселении остался в живых только один ветеран Великой Отечественной войны: Карточкин Семен Васильевич.
О войне написано большое количество книг, снято фильмов, опубликовано фотографий. Я, как классный руководитель, разработала цикл классных часов по патриотическому воспитанию. На одном из них я рассказала ребятам об Иголкине Валентине Михайловиче, о нашем земляке - ветеране ВОВ, кавалере Орденов. Детей заинтересовал рассказ о нем. И им захотелось внести что-то свое в летопись Великой Отечественной войны. В результате обсуждений ребята пришли к единому мнению, что надо написать о своих родственниках, которые жили в годы Великой Отечественной войны. Так появились идея и название – “Альбом Памяти”.
Мы определили цели данного проекта: найти и зафиксировать максимальное количество сведений о Великой Отечественной войне, которые имеются в семьях учащихся, формирование чувства патриотизма и гордости за свое Отечество; уважения к подвигу советских воинов, тружеников тыла, одержавших победу в Великой Отечественной войне.
Я считаю, что работа была проделана огромная. В подготовку альбома с огромным энтузиазмом включились не только сами дети, но и родители, бабушки и дедушки. Были пересмотрены десятки семейных фотографий, опрошены многие родственники, которые что-либо помнили о войне. Некоторые семьи специально ездили в другие населенные пункты, чтобы собрать больше материала. Почти во всех семьях сведения о родственниках были собраны. Но в классе оказались дети, у которых не осталось в живых тех, кто мог что-то рассказать. Было бы несправедливо лишать их права внести вклад в общее классное дело, поэтому они подготовили материал о школе в годы войны, о людях, которые не вернулись с войны (были в концлагере, пропали без вести), о героях.
А теперь более подробно об авторах альбома и их рассказах. Всего в классе 8 учеников. Все ребята приняли участие в создании книги.
1 раздел. Зубатова Ирина- «Жизнь во время и после войны”
2 раздел. Хлопунова Екатерина - «Война – время жестокое»
3 раздел. Малолетков Данила- “Памяти прадеда” (Мой прадед Сальцин Петр Максимович)
4 раздел. Медведева Дарья- «Мой прадедушка-герой».
5 раздел. Павлухина Светлана- «Пусть люди этот День не позабудут!»
6 раздел. Шкурихин Антон - «Низкий, низкий поклон вам, родные!»
7 раздел. Абрамов Максим- Этих дней не смолкнет слава!
8 раздел. Насейкин Сергей- Размышления о войне (Сочинение "Школа в годы войны (дети войны)")
2.Обзор литературы
Более 70 лет отделяют нас от Великой Отечественной войны. Но мы, молодое поколение России, знаем об этой священной для нас войне. Где черпаем мы эти знания? Прежде всего, в художественной литературе, а также из исторических книг, «Книги Памяти», интернет-сайтов (сайты министерства обороны http://www.obd-memorial.ru/html/ и http://www.podvig-naroda.ru/)
3. Участники проекта
Учащиеся 7 класса (8 человек)
Руководители проекта: классный руководитель Корнева С.В.
Редактор текста – Корнева С.В.
4. Социальные партнеры
Родители, родственники учащихся – помощь в написании рассказов, стихов
Учитель истории Горбунова О.С.– помощь в сборе исторических материалов.
Родители – публикация материалов.
Горбунова О.С. – консультант проекта.
5.Сроки реализации проектаС сентября 2015 - май 2016года.
6. Реализация проекта.
Прежде чем начать работу над проектом я составила анкету и провела анкетирование среди своих учащихся. Ученикам было предложено ответить на 5 вопросов:
Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны? Хотели бы узнать больше?
Назовите ветеранов нашего села из ныне живущих.
Назовите тружеников тыла нашего села.
Какую помощь ты хотел бы оказать труженикам тыла и ветеранам нашего села?
Считаете ли вы, что необходимо знать о тружениках тыла и ветеранах?
Отвечая на первый вопрос, 40 % учащихся отметили, что очень мало знают о своих родственниках, которые побывали на войне.
Анализ анкетирования показал, что не все ребята знают тружеников тыла и ветеранов по именам. 70% учеников считают, что необходимо знать о ветеранах, об их судьбах.
Сейчас уже можно сделать вывод, что учащиеся мало знают о своих прабабушках и прадедушках. А когда уйдут из жизни наши бабушки и дедушки, сегодняшнее поколение вообще ничего не будет знать о людях, которые подарили нам жизнь.
Работу над проектом мы начали с изучения литературы. Мы обнаружили, что очень мало информации о наших родственниках.
Всем желающим было предложено написать рассказы о жизни своих прадедушек и прабабушек – ветеранах войны и труда,
Все собранные материалы с бумажного носителя перенесли на электронный.
Таким образом, работа по реализации проекта в данный момент находится на втором (практическом) этапе. Дальнейшая работа спланирована.
7. План - график
Этапы проекта Последовательность выполнения работы Сроки реализации Ответственный
Подготовительный 1. Анкетирование учащихся 7 класса
(см.приложение 1) Сентябрь 2015г. Классный руководитель
2.Подбор и изучение литературы по данной теме Октябрь 2015 г. Участники проекта
Сбор меморатов, рассказов Ноябрь 2015-декабрь 2015 Участники проекта
Систематизация собранного материала январь 2016г. Участники проекта
Практический 1. Оформление проекта в компьютерном виде
февраль 2016 г.
Участники проекта
2. Написание чернового варианта альбома памяти Март-апрель 2016 г. Участники проекта
Контрольно-оценочный Презентация напечатанного альбома
9 мая 2016. Проведение соцопроса «Удовлеворенность проектом» Май 2016 г.
8. Ожидаемые результаты1. Наличие «Альбом памяти»
2. Повышение интереса к истории своей семьи и родного края.
3. Сплочение в этой работе детей и их родителей.
4. Способствование укреплению чувства любви к малой родине.
6. Повышение социальной активности учащихся
9. Критерии оценки эффективности реализации проекта
1.Удовлетворенность участников проекта совместной деятельностью.
2. Полнота выполнения плана реализации проекта.
3. Востребованность альбома.
4. Уровень социальной активности.
10. Перспектива проекта
Время идет. С годами может появиться еще какая-либо информация о ветеранах, о жизни прадедушек и прабабушек. Дальнейшую работу планируем вести в следующих направлениях:
1) дополнять страницы «Альбома Памяти» новыми фактами, новой информацией;
2) дополнить страницы нашего «Альбома Памяти» материалами учащихся других классов, а в дальнейшем подключить всю школу и создать «Книгу Памяти».
11. Библиографический список
1.На засечной черте. Из прошлого и настоящего Новошешминского района Татарстана. Издательство «По городам и весям», г.Казань,2007.
2. Книга Памяти. Издательство «Книга Памяти»,1996 ;3. Родные лица Победы. (альбом Новошешминского муниципального района Республики Татарстан)
4.Газымов М., Черепанов М.;Вернуть долг памяти: погибшие и без вести павшие в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., по населенным пунктам Новошешминского и Ямашинского районов Республики Татарстан.-Казань:Редакционно-издательский центр ГУ «РЦМКО»,2012.-320 с.
5. Словарь русского языка : В 4-х т./АН СССР, Ин-т С48 рус. Яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1981.
6.Они вернулись с Победой. Новошешминский район Республики Татарстан.-Казань: «Книга Памяти»,2013.-359 с.
7. Интернет-сайты:
(сайты министерства обороны http://www.obd-memorial.ru/html/ и http://www.podvig-naroda.ru/)
12. Приложение 1.
Анкетирование:
Назовите ветеранов нашего села из ныне живущих.
Назовите тружеников тыла нашего села.
Какую помощь ты хотел бы оказать труженикам тыла и ветеранам нашего села?
Считаете ли вы, что необходимо знать о тружениках тыла и ветеранах?
Что я знаю о жизни своих родных и близких в годы Великой Отечественной войны? Хотели бы узнать больше?