Доклад на тему «Военно-патриотическое воспитание на уроках ОБЖ


Доклад
на тему: «Военно-патриотическое воспитание на уроках
ОБЖ
и во внеурочной деятельности»
2014 год
Проблема патриотического воспитания молодежи актуальна как
никогда. В условиях утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, широкого распространения равнодушия, цинизма, агрессивности и падения престижа военной службы формируется комплекс ущербности и неполноценности нации. У значительной части призывников отсутствует позитивная мотивация к добросовестной военной службе. Многие из них воспринимают ее как неприятную неизбежность и неблагодарную повинность, которую следует выполнять лишь во избежание уголовной ответственности.
Причастность к защите Родины, гордость за принадлежность к Вооруженным силам, воинская честь и достоинство – эти понятия утрачивают в глазах призывной молодежи свою значимость. Поэтому очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизму, как основы консолидации общества и укрепления государства.
Обучение молодежи безопасности жизнедеятельности бессмысленно без формирования нравственных ценностей, патриотического сознания. Таким образом, цель моего преподавания ОБЖ – подготовка физически и нравственно развитых молодых людей, которые могли бы адаптироваться в изменяющемся мире.
Задача патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня в числе приоритетных. Но одно дело заявить о ней во всеуслышание и совсем другое – осмыслить ее и предпринять конкретные шаги.
Многие школьные дисциплины касаются вопросов нравственности. Однако предмет ОБЖ способен существенно улучшить нравственное воспитание в школе. Другой вопрос: как это сделать и что для этого необходимо? Ведь в настоящих учебниках Основ безопасности жизнедеятельности по теме нравственного воспитания практически ничего нет, а для воспитания граждан-патриотов, способных быть защитниками своего Отечества, необходимо целенаправленное и эффективное воздействие на ученика именно в сфере среднего образования, т.е. в школе.
Очень важно подготовить учеников по следующим направлениям:
· патриотическое воспитание;
· военная подготовка;
· физическое развитие;
· эстетическое развитие.
Названные направления не могут не вызывать живого интереса
учащихся, так как они вооружают их жизненно необходимыми знаниями, очень много дают в нравственном и физическом плане.
Реализация патриотического направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, области. Организуются встречи с ветеранами войн и труда, работниками силовых структур, знакомятся с жизнью воинских подразделений.
Военная подготовка – это изучение военного дела (строевая и стрелковая подготовка, рукопашный бой), военно-спортивные соревнования, экскурсии в воинские части, летняя военно-полевая практика.
Физическое развитие направлено на формирование стойкого убеждения, что здоровье человека – это достояние государства и осуществляется через внеклассные мероприятия, посвященные физическойкультуре и спорту, организацию спортивных соревнований и туристических походов.
Развитие коммуникативных умений, воспитание культуры поведения и общения, культуры досуга учащиеся получают через организацию вечеров отдыха, посещение театров, музеев. Свои уроки я строю так, чтобы они вызывали интерес к таким профессиям, как спасатель, военный, пожарный, милиционер. Для пропаганды этих профессий привлекаются специалистов различных ведомств, которые готовы продемонстрировать свое мастерство. Это позволяет образовательное пространство сделать более открытым, и решить все задачи, поставленные программой по патриотическому воспитанию. Количество учеников, которые активно и творчески взаимодействуют вместе с учителем, постоянно растет. Изменяется и уровень творческих работ учащихся. При выполнении работ ученики широко используют информационные технологии, мультимедийные презентации. е умаляя роли урока в основе воспитательного процесса, я убежден, что образование должно работать на результат. Но на результат в военно-
патриотическом воспитании большое влияние оказывает внеурочная деятельность учащихся. Она представляет собой комплекс занятий поОБЖ и ОВС, соревнований, эстафет, конкурсов, викторин, походов,
тактических игр на местности и других мероприятий, которые должны заложить основы морально-психологической подготовки, способствовать физической закалке и совершенствованию военных знаний и навыков. Большое воспитательное воздействие на ребят оказывают занятия, так называемые уроки мужества, которые вызывают у ребят неподдельный интерес: разбирается и собирается боевое оружие, экипируется солдат и т.д. Продолжением этих уроков служит военно-спортивная эстафета, в которой принимают участие и девушки. В это мероприятие включаются различные соревнования: ориентирование на местности, преодоление минного поля, передвижение по сильно пересеченной местности, оказание медицинской помощи, разведение костра, и другие конкурсы и игры. Заканчивается соревнование марафоном военной песни, посвященной Родине, Вооруженным силам.
В период проведения месячника оборонно-массовой работы
наши ученики встречаются с участниками Великой Отечественной
войны, проживающими в нашем селе, которые рассказывают ребятам,
что в жизни есть место подвигу. Кроме классных занятий мы организуем и проводим с учениками экскурсии и походы по местам боевой
и трудовой славы. Экскурсии и походы сами по себе, кроме познавательных задач, решают важнейшую задачу сплочения коллектива и
оставляют заметный след в патриотическом воспитании.
Важнейшими аспектами является и психологическая подготовка:
подростки, прошедшие курс обучения, значительно легче находят общий язык со сверстниками и старшими, умеют принять решение всложной ситуации. Это особенно важно, когда они приходят в армию.
Юноши не испытывают панического страха перед армейской жизнью
и по прибытии в часть спокойно выполняют свои обязанности, так
как на наших занятиях наглядно и действенно решаются задачи, помогающие воспитывать человека с определенной системой взглядов и
идей, служащих побудительными мотивами к патриотической деятельности. Любая система работы учителя складывается из четко и
ясно обозначенных целей и задач воспитания и претворения их в действительность. Это помогает формировать творческую личность, готовую к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, а,
за счет взаимодействия с различными структурами, создавать открытое образовательное пространство. Результаты моей деятельности отражаются в успехах моих учеников. Они занимают призовые командные и личные места в сельских и районных соревнованиях, достойно выполняют долг перед Родиной в армии и поступают в гражданские вузы, где подтверждают свои знания, полученные на уроках ОБЖ.