РОЛЬ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ В СИСТЕМЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОИСКА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ
Роль книжной выставки в системе самостоятельного поиска и обработки информации
Цели и задачи:
· Познакомить учащихся с выставкой, как одной из наглядных форм информационных деятельности библиотеки.
· Сформировать умение отбора и классификации литературы для книжной выставки.
· Научить выбирать художественный стиль оформления выставки в соответствии с тематикой.
· Дать возможность учащимся воплотить самостоятельные и творческие замыслы по оформлению и представлению книжной выставки.
Человеческое мышление имеет две составные – логическое и образное мышление. У учащихся доминирует образное мышление. Поэтому информация, заключенная в образные рамки иллюстраций, наглядных пособий, книжных выставок и пр. усваивается быстрее.
Сегодня речь пойдет о месте книжной выставки в системе информационного поиска и обработки информации. Как пользователи библиотеки с книжной выставкой вы знакомы с самых первых ее посещений. Вы знаете, что книжная выставка – это традиционная форма наглядной деятельности библиотек. С помощью книжной выставки можно оперативно с минимальными временными затратами получить информацию:
- о лучших изданиях, присутствующих в фондах библиотеки,
- о новинках литературы,
- о наличии книг по определенным темам и предметам,
- о книгах определенного автора и литературе о нем,
- и другую информацию.
Книжная выставка обращена лицом к человеку и разговаривает с сотнями людей на своем особом языке, которому свойственна лаконичность плаката, яркость и оригинальность оформления, острая мысль цитат. Книжная выставка – это, прежде всего, неназойливый пропагандист книг, красноречивый информатор и бес проблемный поисковый аппарат. (Привести примеры книжных выставок, оформленных в библиотеке в последнее время).
Книжная выставка – оригинальное произведение библиотечного искусства, развивающееся по своим определенным законам и правилам.
Сегодня мы с вами и познакомимся с основными технологическими процессами по разработке и оформлению книжной выставки.
Прежде всего, надо познакомиться с существующей типологией книжных выставок.
· По содержанию выставки классифицируются на:
· -тематические
· -отраслевые
· -универсальные
· По хронологии:
· новых поступлений
· ретроспективные
· По временному признаку:
· экспресс выставки - кратковременные
· длительные
· постоянные
· По периодичности:
-одноразовые
-цикличные
· По типам и видам изданий:
-книжные
-журнальные
-книжно – иллюстративные и пр.
· По художественному замыслу:
-выставки – поделки
-выставки – кроссворды
-выставки – исследования
-выставки – диалоги
-выставки – вопросы
-выставки – конкурсы и пр.
(Желательно проиллюстрировать варианты выставок на примере тех, что есть или были оформлены ранее в библиотеке)
Как правило, выставка экспонируется в течение определенного времени и имеет четкий читательский адрес. Ее заголовок и заглавия разделов должны иметь проиллюстрированные заставки, соответствующие тематики. Название должно служить своего рода рекламной приманкой – не более 3-7 слов, отражать целевое и читательское назначение. Книги должны быть расположены так, чтобы читатель «спотыкался» о них взглядом. Важное значение имеет искусство подбора книг. На первый план может быть выставлена ничем не примечательная, но способная заинтересовать важностью и актуальностью темы книга. Главное требование - внимание на книгу! Оформление носит служебную роль. При этом существуют специальные правила оформления книжной выставки:
1- Заголовок, рубрики и подрубрики должны быть краткими по форме и выразительными по содержанию.
2- Цитаты занимают центральное положение и должны иметь оригинальный дизайн.
3- Все шрифты должны быть выполнены в едином стиле.
4- Выставку не следует перегружать книгами. Чтобы они не потеряли свою значимость.
5- Каждый элемент выставки должен выполнять свою информационную задачу, подчиненную общей информационной цели.
Важный элемент книжной выставки та броская, яркая рекламная ее часть, которая дол
·жна в первую очередь воздействовать на читателя:
· фотографии
· иллюстрации
· сочетание текста и рисунка
· поделки из цветной бумаги
· предметы и атрибуты
Неотъемлемая часть любой выставки цитаты и афоризмы. Оригинальность размещения на стандартных и нестандартных носителях всегда привлекает внимание. Для этого можно использовать:
· объемные носители
· подвесные цитаты
· фигурные и образные формы.
(Показать на примерах).
Как уже говорилось, обязательное условие правильный подбор шрифта, где немаловажную роль играет знание наиболее удачного сочетания цветов:
· черный и желтый
· черный и оранжевый
· черный с серебром и золотом
· красно-бело-синий
· белый на синем
· белый на красном
· белый на зеленом
Работа над любой выставкой складывается из определенных технологических моментов, которые мы сейчас с вами разберем.
1. Уточнение и согласование темы, целевого и читательского назначения.
2. Предварительное знакомство с темой.
3. Выявление по СБА источников.
4. Поиск и подбор литературы:
а) выявление по СБА источников
в) подбор выявленной литературы в фонде
с) просмотр и изучение отобранной литературы
5. Определение структуры выставки.
6. Окончательное определение заголовка и подзаголовков выставки, выбор цитат.
7. Определения художественного стиля выставки
- выбор шрифта
- цветовое решение
- оформление цитат
- оригинальность форм заголовка и цитат
- подбор атрибутов, иллюстраций.
8. Оформление выставки на стенде, или стеллаже.
После такого детального знакомства с технологией работы над созданием книжной выставки интересно будет попробовать свои силы. Вам предлагается творческая работа по самостоятельной разработке и оформлению выставки.
УРОК ТВОРЧЕСТВА: РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ
Класс делится на несколько творческих групп. Тематика выставок заранее оговаривается с преподавателем литературы. Наиболее приемлемыми темами могут быть:
· Судьба поэта: о жизни и творчестве любого из поэтов, изучаемых в настоящее время.
· Литературный календарь: к памятным датам известных писателей.
· Литературные, актуальные темы: постмодернизм, новые авторы, и пр.
Выбранные темы не могут быть случайными. Они должны иметь четкую учебно-информационную цель. Чтобы в дальнейшем быть использованными в последующей, самостоятельной учебно-информационной деятельности старшеклассников. Например, при подготовке и написании сочинений, докладов, рефератов.
Для каждой творческой группы назначается консультация в библиотеке. Где под руководством библиотекаря, учащиеся проходят все этапы создания выставки, с помощью заранее заготовленной памятки.
Памятка по созданию и самостоятельному
оформлению книжной выставки
1 ЭТАП
1. Выбор темы. Примерное определение заголовка выставки.
2. Поиск и отбор литературы.
а) выявление по СБА источников
б) подбор выявленной литературы в фонде
в) просмотр и изучение, отобранной литературы
г) группировка литературы
2 ЭТАП
3. Окончательное определение заголовков и подзаголовков выставки, отбор цитат.
4. Определение художественного стиля выставки:
-выбор шрифта
-цветовое решение
-выбор форм заголовков и цитат
-подбор атрибутов и иллюстраций
5. Составление макета выставки в тетради.
3 ЭТАП
6. Окончательное оформление выставки.
Целесообразно провести консультации поэтапно. При этом первый этап работы следует организовать в библиотеке, а на втором и третьем этапе дать учащимся в полной мере проявить свою самостоятельность и творческие способности.
4 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ ЭТАПОМ. Учащимся можно предложить план защиты своей творческой работы.
15