Метод проектов как современная педагогическая технология.

Лисина Н.Н. преподаватель профессиональных
дисциплин ГБПОУ ВЛАТТ


Метод проектов как современная педагогическая технология.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый документ, который определяет задачи современного обучения. Главной задачей является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться в течение всей своей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Обучение в школе должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Таков социальный заказ государства сегодня. Как же его достичь?
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде формирования знаний, умений и навыков. Сфера образования сегодня переживает период перехода от обучения, ориентированного на «усвоение всей суммы знаний, которое выработало человечество», к обучению, в процессе которого формируется человек, способный к самоопределению и самореализации. Сегодня система обучения должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике образования.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности обучающегося на основе овладения универсальными способами деятельности. Обучающийся не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
В последнее время в образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечить высокую мотивацию к обучению. Для многих педагогов сегодня уже стали привычными методы критического мышления, проблемного обучения, модульного обучения, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий, методы проектов.
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Метод проектов - это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Его можно использовать в любой школьной дисциплине. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и обучающегося, на развитие личности , его творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Данный метод предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими обучающимися. Метод проектов как педагогическая технология – это технология, которая предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Для обучающегося проект - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
Существует множество подходов к классификации проектов:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
информационный
исследовательский
практико-ориентированный
ролевой
творческий

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта. Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни? Ролевой проект. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного
искусства, видеофильмы и т.д. Творческий и ролевой проекты перекликаются между собой, например «Устное народное творчество в нашей жизни».
По форме:
видеофильм
рекламный ролик
журнальный репортаж
инсценировка
интервью с известным человеком
телепрограмма
мультимедийный продукт
стенгазета
По профилю знаний:
монопроекты – в рамках одного учебного проекта
межпредметные – в рамках двух или более предметам
По числу участников:
личностные
парные
групповые
По характеру контактов:
внутриклассными
внутришкольными
региональными
международными
По продолжительности:
минипроекты – в течение 1 урока
краткосрочные – в течение 1-5 уроков
среднесрочные – 1-2месяцев
долгосрочные – до 1года
Методика организации проекта предполагает несколько этапов:

планирование работы над проектом (определение темы проекта, его цели и задач)
поисковый этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний);
этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков);
презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников).
защита проектов (проходит в форме презентации с использованием компьютера и мультимедийного проектора)

Проектная деятельность способствует повышению качества образования, результативности учебного процесса.
В методике преподавания профессиональных дисциплин проектная деятельность занимает особое место, так как способствует развитию исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; воспитывает способность к обучению и рассуждению. На уроках теоретического обучения, а также во внеурочной деятельности; при написании курсовой работы; я использую возможности технологии проектного обучения, так как это позволяет мне наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося ,а обучающийся методом проекта может реализовать свои мечты: открыть ресторан, изобрести фирменные блюда, провести анализ спроса и предложения продукции общественного питания; то есть реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, планировать деятельность по формированию основных видов УУД. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися.

Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует познавательный интерес обучающихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у обучающихся «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер. Сегодня проектная деятельность обучающихся - неотъемлемый атрибут их жизни. Обучение с применением метода проектов помогает учителю раскрыть творческий потенциал своих обучающихся. Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным. Он позволяет индивидуализировать учебный процесс.






Список литературы:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2012.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2012.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности. М.: Учитель,2012.
Интернет-ресурсы:

http://uo-bograd.narod.ru
http://project.1september.ru
http://150-4ex-lyubschool.edusite.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]