Метод проектов как современная педагогическая технология


Метод проектов как современная педагогическая технология в преподавании специальных дисциплин профессионального модуля ПМ 01»
Главной задачей современного профессионального образования является воспитание личности, способной творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовой обучаться. С этой точки зрения проектная деятельность становится самой перспективной по овладению знаниями. Данный вид деятельности многофункционален.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты:
·      самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
·      учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
·      приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
·      развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
·      развивают системное мышление.
Проект пробуждает студента проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации. В процессе проекта синтезируются знания в ходе их поиска, интегрируется информация смежных дисциплин, ищутся более эффективные пути решения задач проекта. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого студенты ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
Работа по применению метода проектов построена следующим образом:
Разработаны индивидуальные задания на проекты по дисциплинам: «Материаловедение», « Техническая механика», МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) .
В результате более подробного изучения теоретического материала по методу проектов, в разработана и апробирована система занятий по всем дисциплинам с использованием данного метода. Занятия проводились со студентами 3-го и 4-го курса специальности 23.02.06. «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Проектная работа основывается на пройденном материале и нацелена на расширение и обогащение знаний и умений студентов по этой теме с помощью использования дополнительной литературы, а также на совершенствование навыков в процессе  исследовательской деятельности и коммуникативной компетенции в целом.
Заключительным этапом проектной работы - представление проектов – исследований.
Проектная технология  в данном случае позволяет студентам работать  в малых группах. Применение технологии проектного обучения, безусловно, сказалось и на повышении качества обучения.
Важно, что меняется сам процесс передачи и получения знаний: не от преподавателя – студенту, а на уровне «равный - равному», «коллега - коллеге». Обогащаются новой информацией оба субъекта, что, безусловно, повышает качество процесса обучения.
Таким образом, проектная методика является эффективной инновационной технологией. Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на студентов, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта из непосредственного личного общения с реальной жизнью, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.  Объем знаний, необходимых для усвоения студентами, не только резко возрастает, но и стремительно обновляется, что предопределяет направленность процесса обучения на овладение студентами новыми умениями и навыками, стремление к постоянному поиску, саморазвитию. Это во многом будет помогать выпускникам проявить себя должным образом в новом трудовом коллективе по окончании техникума.
Проектное обучение является эффективным средством для адаптации и развития самостоятельности студентов, привлечению их к научно-исследовательской работе и развитию творческого потенциала.
Конспект-урокапо дисциплине МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда).
Тема урока: «Способы обработки металлов».
Цели занятия:
1.Уяснить основные понятия и виды обработки металлов
2. Сформировать у студентов представление о конструкции и изготовления деталей тепловоза
3.Сформировать понимание студентами значимости знаний дисциплин «Материаловедение», «Техническая механика» при изучении конструкции подвижного состава.
Задачи:
Учебная:
—повторение и анализ видов обработки деталей
— составление маршрута обработки деталей тягового привода подвижного состава
Развивающая:
—развитие способностей к конструкторской технологической деятельности;
— развитие технического мышления, пространственных представлений, творческих способностей, графических навыков;
Воспитательная:
— формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
— воспитание культуры труда, формирование навыков самостоятельной работы.
Тип занятия: конференция
Вид занятия — метод проектов
Средства обучения:
— Оборудование лаборатории, детали для демонстрации,
— раздаточный материал ( карточки — задания);
— Видеопроектор, персональный компьютер,
Межпредметные связи: инженерная графика, информатика, материаловедение,
МДК.01.01. Конструкция, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда )Ход занятия
1.Организационный момент
3. Тема урока: 1. Способы обработки металлов
- Защита проектов (на подготовку мини-проектов было определено 4 дня, защита проектов проходит по плану, обозначенному преподавателем, конечным продуктом данного занятия является проект на тему: « Способы обработки металлов»):1.1 Виды обработки:
1)прокатка – процесс сжатия слитков между вращающимися валиками, все изделия стандартизированы;
виды проката:
а) листовой; б) сортовой; в) фасонный; г) трубный; д) спец. прокат; е)периодический; ж)метизы.
2) прессование – процесс заключается в выдавливании металлов, заключённых в замкнутую полость, через отверстие меньшего сечения. чем исходное;
3)волочение, – процесс, который состоит в протягивании обрабатываемого металла , через постепенно сужающиеся отверстия, размеры которого, меньше размеров исходной заготовки;
4)свободная ковка – процесс получения детали, путём последовательных ударов молота;
5)штамповка – процесс обработки, при котором сечения металла, принудительно ограничивается стенками закрытой полости.
Виды штамповки:
1)объёмная; 2)листовая; 3) формоизменяющая.
http://www.in-vent.ru/notes/obrabotka_metalla_metodyhttp://rezhemmetall.ru/mexanicheskaya-obrabotka-metallov.html1.2. Основные способы обработки:
1)Строгание и долбление
2)Фрезерование;
3)Точение
4)Сверление и расточка
5 )Шлифование
6)Токарная обработка
Оборудование:
1)токарно - винторезный станок;2)токарно – револьверный станок.3) токарно – карусельный станок ;4) Токарные станки автоматы;5)спец. Станки с ЧПУ.6) обрабатывающий центр и ГПС.
Инструменты токарных станков: 1)резцы;2)свёрла;3)зенкер;4)развёртка;5)плашка;6)метчик;7)резьбонарезные головки.
- Фрезерование
Фрезерование - способ механической обработки, при котором многолезвийный инструмент, фреза. Имеет главное движение – вращение, а обрабатываемая заготовка поступательное движение подачи.
Движение заготовки может быть встречным или попутным.
Оборудование:
горизонтально – фрезерные станки; вертикально- фрезерные
Специальные станки – (копировальные)
Инструменты:
цилиндрические, дисковые, фасонные
Строгание - способ механической обработки плоских поверхностей возвратно поступательным движениям инструмента.
Оборудование: продольно – строгательные станки; поперечно- строгальные долбёжные (для глухих отверстий) станки.Инструменты: Резцы строгальные ( усиленные токарные)
ДолбякиШлифованиеобработка поверхностей сверхтвёрдым алмазным, или абразивным инструментом.
Оборудование : круглошлифовальные станки; плоскошлифовальные станки.
Внутришлифовальные станки, бесцентровошлифовальныеИнструменты: бруски, шлифовальные круги, которые различаются по размеру абразива, по твёрдости связки, по форме.
http://ags-metalgroup.ru/publ/tekhnologija_metallov/razdel_chetvjortyj/25_glava_1/7-1-0-25http://www.tokar-work.ru/publ/materialovedenie/osnovnye_sposoby_obrabotki_metallov/308.Распределяет детали по бригадам для составления маршрута. обработки -5мин
9. Самостоятельная работа студентов по составлению маршрута.
10. Бригадный доклад по составленному маршруту.
11. Подведение итогов конференции
 Список литературы:
1.  Власов В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации /В.Власов // Народное образование. - 2006. - №1.
2.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2007.