Статья Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы

Доклад
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Переход к новому содержанию образования, ценности и идеалы которого определены в Законе РФ «Об образовании», где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, позволяет учителю по новому организовать свою деятельность и деятельность учащихся.
Федеральная программа развития образования в России также нацеливает на решение этой главной проблемы в перестройке содержания образования и педагогической деятельности.
Задача федеральной программы состоит в том, чтобы не просто гарантировать каждому право на образование, но и по мере роста возможностей общества и государства шаг за шагом расширять зону самоопределения личности, сферу ее саморазвития. При этом федеральная программа должна обеспечить то, чтобы образование, оставалось образованием, то есть служило становлению человеческих способностей и качеств, усвоению соответствующих знаний, навыков и способов мышления.
Для того, чтобы более эффективно следовать выполнению целей и задач федеральной программы, я как учитель русского языка и литературы выбрала определенную позицию по отношению к обучению этим предметам.
Весь образовательный процесс я стараюсь построить, опираясь на познавательную активность детей.
Эту методику преподавания я выбрала по нескольким причинам.
Во-первых, хотелось бы добиться повышения интереса к преподаваемым предметам.
Среди структурных элементов познавательной активности исследователи выделяют стремление учиться, познавательный интерес, мотивы учения, особое умственное напряжение, активную мыслительную деятельность, наличие волевых усилий, а также совокупность разнообразных эмоциональных и нравственных процессов.
Учащиеся 5-8 классов обладают пытливым умом, им хочется уже ощущать себя не пассивными слушателями, а активными участниками урока.
Через повышение интереса к русскому языку и литературе учитель может решить многие образовательные задачи:
повышение грамотности,
умение оформлять мысли в письменной и устной речи,
расширение словарного запаса и кругозора,
необходимость чтения произведений литературы вдумчиво и внимательно,
умение анализировать и делать выводы,
умение творчески подходить к любому делу.
Эти возможности, которые открываются перед учителем, сумевшим заинтересовать ребенка своим предметом, безграничны.
Это еще одна причина, по которой я решила избрать именно эту методику работы.
В силу своих личностных качеств эту тему считаю удачной для реализации своего потенциала, саморазвития.
Развитие познавательности на уроках считаю актуальной проблемой современной школы.
Таким образом, тему самообразования и саморазвития, над которой я работаю второй год, считаю заслуживающей внимания и дальнейшей разработки.
Многие исследования показали необходимость активизации человеческого фактора для успешного решения задач ускорения экономического и социального развития России. Активность побуждает человека к новым трудовым и творческим свершениям.
Активизация человеческого фактора в системе народного образования направлена на последовательную реализацию реформы общеобразовательной школы, качественной перестройки ее деятельности. Перспективы дальнейшего повышения качества обучения в современных условиях связывают с активизацией познавательной деятельности учащихся, формирования у них познавательной активности как свойства личности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и изучения передового опыта учителей были выделены дидактические и методические условия повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе. Это прежде всего целенаправленная работа учителя по обеспечению взаимодействия внутренних и внешних факторов развития познавательной активности школьников.
Успешность воспитания познавательной активности учащихся связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности сознательности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в обучении. Важную роль в повышении познавательной активности играет и система коллективных отношений в учебном процессе, создание положительных эмоций и благоприятной атмосферы учебной деятельности.
Среди методических условий, повышающих познавательную активность учащихся на уроке, выделяют: высокий научный и методический уровень подготовки учителя, его педагогическое мастерство, наличие кабинета и учебно-методического материала, необходимого для проведения каждого урока, опора на познавательные интересы учащихся. Обеспечение указанных условий достигается последовательной реализацией образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения, научным содержанием дисциплин, системой разнообразных продуктивных методов и приемов обучения. От умения управлять учебным процессом в первую очередь зависит уровень активности и самостоятельности познавательной деятельности учащихся.
Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень немногие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей-филологов, которые испытывают неудовлетворение от процесса преподавания русского языка.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные?
Размышляя над этим вопросом, изучая методическую литературу, знакомясь с опытом учителей нашей школы и школ города, я пришла к выводу, что детям не интересны заучивания «сухого» теоретического материала и однообразная «отработка» орфограмм. Дети хотят сами участвовать в своем образовании, они радуются, когда ощущают в себе силы и возможности «открывать» эти правила, убеждаться в их необходимости, подходить к ним со своей собственной точки зрения. Отсюда – лучшее запоминание, а следовательно, и усвоение и теоретического, и практического материала.
Для достижения такого эффекта от преподавания в своей работе я решила опереться на познавательную активность учащихся, на их любознательность, творчество и желание открывать для себя что-то новое.
В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку и литературе.
Во-первых, содержание существенно обогащается за счет работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Этот процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением; способствует развитию точной, доказательной, правильной речи; совершенствует логическое мышление учащихся; помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.
Во-вторых, выход из проблемной ситуации доставляет детям немаловажное в их возрасте переживание ситуации успеха, а это ведет возникновению положительных эмоций от урока.
Работа с изучаемым материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися новых знаний, умений и навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества: внимание, память, мышление, наблюдательность, речь.
Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создается внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в свою очередь, обеспечивает их плодотворное решение.
15