Статья Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы


Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.
В творчестве происходит слияние человека с его делом, если дело захватывает и увлекает. В высший момент творчества человек поглощен полностью предметом труда. Как у Пушкина : “ И забываю мир …”.
На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно, письменная речь у многих детей далеко не так богата, как устная. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэзию можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.
Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. Конечно, писать стихи по заданию за несколько минут действительно трудно, но возможно.
Мы с ребятами начинали со стилизации. Стилизация – это произведение, представляющее собой стилистическое подражание чему- либо.
Учащимся 5-го класса были даны басни И.А.Крылова (на стол каждому).
Перед учащимися была поставлена задача: написать басню , сохранив стиль автора. Вот какие басни получились у учащихся 5-го класса:
Свинья жила и смеялась над всеми и говорила:
«Какие вы уроды! А я красавица-Свинья!».
И вдруг увидела в зеркале себя
И говорит Лисе:
«Кумушка, что там за рожа? Это не я!
У неё столько складок, столько жира,
А посмотри на нос, торчит , как картошка.
Неужели я на неё похожа, ну, если только немножко?
Ну, скажи, кумушка Лиса, в этом зеркале разве я ?»
«Ты посмотри сама, кума Свинья, - Лиса ей говорит,-
Ты ведь не видела себя, а как увидела, узнала
И поняла, что зря над всеми ты смеялась».
Два друга.
Два лучших друга вышли погулять,
Их крикнул во дворе знакомый.
Не торопясь, один из них пошёл к нему,
Забыв на свете обо всём.
А тот, другой, пошёл по их делам.
И сделал всё один, хотя вдвоём решали.
И был в обиде он за то,
Что друг его покинул.
Вернулся друг и очень удивился,
Его уже никто не ждёт.
Поплёлся он домой, не догадавшись даже, что случилось.
Когда ты будешь забывать,
С кем вышел погулять,
Или метаться к одному, к другому,
Что ждёт тебя? Ты должен знать!
Учащиеся 9 класса, работая в группах, попробовали себя в подражании А.С. Пушкину. Дети решили нарисовать портрет одноклассника. И вот, что получилось:
Аня, солнышка ты краше,
И сокровище ты наше.
Говорлива, чуть смешлива,
Как пчела трудолюбива.
И все школьные дела на своих плечах несла.
Ты, Назар, наш чемпион.
И остёр ты, и умён.
Ездил на олимпиады, получал свои награды,
Честь ты школы защищал и друзей не забывал.
Даша, ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Как красиво говоришь, словно ручеёк журчишь.
Конечно с литературной точки зрения в них есть недостатки, но, читая эти басни и стихи, понимаешь, как много эмоций, размышлений, внутренней работы остаётся вне наших представлениях о детях.
Очень любят мои ребята сочинять синквейны. Когда впервые они услышали о таком виде поэзии, то очень удивились: «Разве это стихи?» Оказывается, да, и мы решили попробовать.
Слово «синквейн», французское, обозначающее «пять строк», причём при его написании существуют определённые правила. Вот они:
1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Она
2. Во второй строке –два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Интересная, фантастическая
3.Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Рассказывает, развлекает, воспитывает
4.Четвертая строка – фраза из четырех слов – выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Ученье – свет, не ученье – тьма
5.В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.
Книга Она –Интересная, фантастическаяРассказывает, развлекает, воспитываетУченье – свет, не ученье – тьмаКнига.
Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Интересными получились синквейны пятиклассников и шестиклассников:
Он
Быстрый, ловкий и пушистый
Любит он чуть-чуть поспать
Я его очень люблю
Кот.
Она.
Курносая, смешная, озорная
Читает, рисует, играет
Дети-цветы жизни
Младшая сестрёнка.
Они
Полевые, красивые, нежные
Пахнут, цветут , вянут
Без них Земля померкнет
Цветы.
Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач. Во-первых, этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой, во – вторых, не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили текст произведения. Кроме того, синквейны написанные учениками, позволяют учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемое произведение. Синквейны можно писать как одному ученику, так и в парах или в группах после прочтения произведения. Написанные в группах синквейны часто бывают интересней индивидуальных, потому что ребята стараются писать более строго, отбирая самые ценные идеи. Такое задание можно давать и в качестве домашнего.
Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, сочинять диаманты. Диаманта – стихотворная форма, состоящая из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. К моему большому сожалению, диаманты нам пока не поддаются, я думаю, что их могут писать старшеклассники.
Стихотворения составляются по следующей схеме:
Строчка первая: тема (существительное) Лист дерева – рождение
Строчка вторая: определение
(два прилагательных) зелёный, яркий
Строчка третья: признак по действию
(три причастия) светящийся, растущий, цветущий
Строчка четвёртая ассоциации
(четыре существительных) жара, движение, солнце, пища
Строчка пятая: признак по действию
(три причастия) увядающий, желтеющий, падающий
Строчка шестая: определение
(два прилагательных) коричневый, старый
Строчка седьмая: тема (существительное) смерть
Вот какие диаманты сочинили учащиеся старших классов ( примеры не из моей практики, взяты из методической литературы).
ЖизньЛюбовь Взаимная , прекраснаяКрепнущая, возвышающая, волнующаяВесна, счастье, гармония, лунаУгнетающая, тускнеющая, угасающаяБезответная, трагическаяНенависть.
Времена годаВесна Светлая , живаяРастущая, расцветающая, ждущаяЖизнь, тепло, пробуждение, ландышиХолодеющая, темнеющая, умирающаяЖелтая, сухая Осень
Использование стихотворных форм (синквейн, диаманта ) делает изучение или повторение нового материала более творческим и интересным. Используя алгоритм, ученики быстро достигают хороших результатов и сочиняют интересные стихи, в которых одинаково важную роль играет и содержание, и форма написания. Я уверена, что писать синквейны, хайку, диаманты, стилизации можно научить каждого. Главное: писать не ради стихов, а ради выражения своих чувств и отношения к окружающему миру.