Метод проектов, как современная инновационная технология в образовании.

Метод проектов, как современная инновационная технология в образовании
Короленко А.И.

При приеме на работу к современным специалистам предъявляют высокие профессиональные требования, включающие подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценку результатов своего труда.
В экономике, бухгалтерии, также как и в других сферах деятельности, большое значение приобретает социальная ответственность и оперативность в принятии решений, мобильное реагирование на нестандартные ситуации.
Проблема качества подготовки будущих специалистов, развитие и саморазвитие в них способности к конкуренции является одной из важных педагогических проблем современного образования. Приоритетной задачей преподавателя становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, готовой самостоятельно, результативно и нравственно решать профессиональные проблемы. В этой связи перед педагогами встала приоритетная задача в развитии и внедрении в образовательный процесс инновационных технологий.
Преимущества применения образовательных технологий в СПО состоят в изменении функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором, а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала.
На сегодняшний день результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов.
Образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, они направлены на конечный результат образовательного процесса. Ведущими становятся интерактивные компьютерные технологии (ИКТ), метод проектов.
В современной педагогической науке новые технологии рассматриваются как новое дидактическое средство активизации познавательной, творческой деятельности, развитие творческих способностей и одновременно формирование определенных личностных качеств.
В чем же заключается суть метод проектов?
Впервые, в 1896 году, американский ученый-педагог, философ Джон Дьюи, дал обоснование так называемой «прагматической технологии», которая и положена в основу проектного метода обучения. Главными критериями данного метода Джон Дьюи признавал субъективный принцип пользы, т.е. обучаемый должен быть заинтересован в освоении определенного базиса знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой, осознавать их значимость для практической и будущей профессиональной деятельности.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осужден.
В основу проектного обучения положена система развития познавательных навыков обучающихся, их способность ориентироваться в информационном мире, развитии творческого и критического мышления.
Американский профессор У. Килпатрик, под проектом понимал всякую активность, всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно. Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением, поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, степенью сердечного увлечения обучающегося при выполнении поставленной цели.
В общем понятии проектное обучение – это совокупность операций и приемов овладения заранее выделенной частью теоретического или практического знания того или иного рода деятельности. Если говорить о методике проектов в частности, то его можно обозначить как способ организации процесса познания учебного материала. Очень часто метод проектов направлен на самостоятельную работу студентов – парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени.
Роль преподавателя в проектном обучении заключается в организации, консультировании, управлении обучающихся, их информационно-познавательной и исследовательской деятельностью. Меняется и психологический климат в аудитории, в которой происходит обучение с использованием метода проектов, который меняет деятельность преподавателя из учебно-воспитательной в организаторскую.
Организуя проектную деятельность, нужно учитывать следующее:
1. Проект - это цельная работа, ее нельзя не закончить, остановиться посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.
2. Проект - сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности:
составление плана, работа с информацией, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций, - каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью.
3. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) - практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика,
4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровой компонент помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации потому, что:
- ассоциативно связан, со всем положительным, что было у человека;
- отсутствует страх неудачи;
- существует реальная свобода проявления и выбора: когда человек имеет возможность сам задать себе правила и цель, он становится активным субъектом, свободно манипулирующим информацией, людьми, отношениями.
Классификация проектов:
1) по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым;
2) по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета);
3) по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты - от одной до 4 недель; долгосрочные - от 4 недель до года;
4)по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя несколько основных этапов: этап предпроектной подготовки, этап планирования; организационно-исследовательский этап; этап представления полученных результатов.
Любой проект нужно начинать обязательно с выбора типа и тематики проекта и количества участников. Затем преподаватель придумывает проблему, которая потом будет решаться обучающимися. Обучающиеся должны коллективно её рассмотреть и решить, каким методом она будет решена. Затем, обучающиеся разделяются на группы, и занимаются самостоятельным решением поставленной задачи. И наконец, завершающим этапом будет защита проектов и оппонирование. В завершение студенты должны высказать своё мнение и сделать свои собственные выводы.
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.
Учебный проект с точки зрения обучающегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Изучая опыт применения проектной технологии, хотелось бы отметить ее основные преимущества: активное освоение новых и структуризация имеющихся знаний; рост личной социальной активности студента; стимуляция творческого потенциала студентов; формируют не только знания, умения и навыки по дисциплине, но и активную жизненную позицию.
Задачи нового образовательного стандарта требуют иных взглядов на информационную образовательную среду и моделирование профессиональной деятельности педагога.
Также важно подчеркнуть и то, что анализ, обсуждение и решение конкретных ситуаций, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью, не только способствует развитию разного рода компетенций, но и превращает преподавателя в наставника, а сам процесс обучения, в таком случае, становится познавательно интересным и творчески результативным.
Таким образом, дальнейшее внедрение и развитие проектной деятельности позволит обеспечить продвижение студентов в учебе и способствовать подготовке высокообразованных и конкурентоспособных специалистов.



Список используемой литературы:

Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Академия, 2010.
Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы III международной научно-практической конференции 20-21 ноября 2013 года. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013.-Ч. 1.-156 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования//Е.С. Полат – М.: Норма,
· 648с.


13PAGE 15


13PAGE 14115