Метод проектов как инновационная технология изучения жаргонизмов при обучении русскому языку.


Метод проектов как инновационная технология изучения жаргонизмов при обучении русскому языку.
К основным задачам современного школьного образования относятся формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии общеучебных умений и навыков (исследовательских, рефлексивных, самооценочных).
Педагогической технологией, реализующей данные задачи, может служить проектное обучение [3, 3].
Известно, что метод проектов имеет длительную историю как в мировой, так и в отечественной педагогике.
Он представляет собой такую организацию учебно-познавательной деятельности школьников, в результате которой они создают проект, являющийся итогом детальной разработки какой-либо теоретически или практически значимой проблемы, ее описание и решение. В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также критического мышления [4, с. 259]. Стержнем проектной деятельности служит проблема, значимая для ученика, на решение которой направлена его исследовательская деятельность. Для решения проблемы школьник должен самостоятельно и/или с помощью учителя поставить цель и задачи деятельности над проектом, выяснить, какие знания, умения, навыки и способы познавательной деятельности ему понадобятся, что и в какой последовательности он должен сделать, как и когда проконтролировать и в случае необходимости откорректировать собственную деятельность.
Метод проектов позволяет развивать у школьников в единстве и взаимосвязи все компоненты компетенций, составляющих цели обучения русскому языку.
Кроме того, в процессе проектной деятельности происходит формирование ценностных ориентаций и мотивов познавательной деятельности [4, с. 260].
В современной методической литературе существуют несколько разновидностей учебных проектов. По доминирующей деятельности учащихся выделяют информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты [2, с. 123].
Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, включая учеников во все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо), совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки в первую очередь.
На сегодняшний день существуют проблемы в оценке учебного проекта на этапе итоговой аттестации, если проект – это коллективная работа (в группе, в паре).
Рассмотрим ход работы над исследовательским проектом: «Жаргонизмы в речи школьников». Эта проблема является актуальной, ведь жаргон сейчас в большой моде у говорящих, пишущих. Также жаргонизмы активно употребляют в своей речи и школьники. Причем очень часто учащиеся используют его немотивированно, точно не зная значений многих жаргонизмов. Жаргонизмы в речи создают облик личности при его восприятии другими людьми, то есть характеризуют индивидуальную речевую манеру, в которой и проявляется сам человек с его свойствами и особенностями. Поэтому так важно привить
учащимся языковой вкус, показать отрицательное влияние немотивированного использования жаргонизмов в своей речи. Хотя К. С. Горбачевич считает увлечение жаргоном «детской болезнью», все же существует опасная тенденция полностью жаргонизировать литературный язык. Формирование у современных школьников высокой культуры речи поможет этого избежать. Начинать это делать необходимо в школе, при обучении русскому языку: воспитывать ученика как личность и гражданина, способствовать развитию умения правильно, точно, выразительно, стилистически оправданно передавать свои мысли средствами современного литературного языка и с соблюдением норм данного языка.
Поэтому одна из внеурочных технологий – проектная деятельность – поможет учителю-словеснику разрешить эту проблему. Данная технология изучения жаргонизмов предполагает самостоятельность и инициативность учеников. Благодаря работе над исследовательским проектом «Жаргонизмы в речи школьников» учащиеся, во-первых, обратят внимание на свою речь, что будет способствовать развитию познавательных навыков и критического мышления. Во-вторых, школьник должен будет самостоятельно отбирать материал, анализировать его и обобщать. Это и многое другое в исследовательском проекте позволит учителю познакомить учащихся с жаргонизмами и показать, если они и нужны в речи, то в каком случае.
Первый этап работы – ориентировка, «погружение» в проект.
Учитель ставит перед учащимися противоречивый вопрос, требующий решения, то есть выдвигает проблему исследования: жаргонизмы в речи школьников.
На этом этапе проектной деятельности формулируются цель и задачи.
Цель: проанализировать речь современных школьников, выявить особенности (частоту, состав, причины) использования жаргонизмов учащимися в своей речи.
Задачи: определить понятия «жаргон», «арго»; установить и описать функции, разновидности жаргона; провести анкетирование учащихся с целью выявления круга наиболее употребительных жаргонизмов, частотности их использования и причин употребления.
Предварительная гипотеза: в речи современных школьников часто употребляемыми средствами являются жаргонизмы. Их используют, чтобы выделиться среди окружающих людей, следовать определенной языковой моде, то есть быть современным.
Методы исследования: чтение и анализ литературы, анкетирование, анализ анкет, опрос.
Форма оформления результатов исследования: доклад на уроке русского языка.
Второй этап работы – организация проектной деятельности.
План исследования:
Организовать детей в группы (по их желанию), определить цели, задачи каждой группы и роль каждого ученика в них.
Первая группа находит, как определяют жаргон и арго толковые словари, сравнивают все определения и устанавливают, есть ли между этими терминами разница, если есть, то в чем она состоит.
Вторая группа изучает литературу по теме и выделяет функции жаргона, истоки, виды.
Третья группа составляет вопросы для анкеты, проводит анкетирование и анализирует полученные результаты.
Четвертая группа составляет план доклада и оформляет исследование.
Третий этап – осуществление деятельности.
Первая группа изучает информацию по теме, знакомиться со словарями, справочной литературой по русскому языку и культуре речи. Это могут быть словари Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.; Розенталя Д.Э., Теленковой М. А; Ушакова Д. и др. Литература по русскому языку и культуре речи Введенской М.А, Павловой Л.Г.; Горбачевича К.С. и т.д. На этом этапе школьники анализируют определения понятий «жаргон», «арго» из различных источников, устанавливая, есть ли отличие между данными терминами, если да, то какое.
Вторая группа на основе изученной литературы выделяет функции жаргона, его истоки, разновидности.
Третья группа составляет анкеты и на специально отведенном уроке проводит анкетирование. Примерные вопросы анкеты:
Знаете ли вы, что такое жаргонизмы, приведите примеры;
Употребляете ли вы подобные слова в своей речи?
Если да, напишите наиболее часто употребляемые вами;
С какой целью вы их употребляете (возможны предлагаемые варианты)?
Могли бы вы не употреблять жаргонизмы?
Нужны ли они в речи, если да, в каком случае?
После сбора языкового материала и проведения анкетирования учащиеся выполняют статистическую обработку полученного материала, формулируют выводы, обобщают результаты работы, оформляя всё в виде доклада.
Примерный план текста доклада:
Введение (цель работы, задачи исследования).
Жаргон – социальный вид речи.
а. Понятие «жаргон» и «арго».
б. Функции жаргона.
в. Истоки жаргона.
г. Разновидности жаргона.
3. Исследование речи школьников.
а. Вопросы анкеты, ее цель.
б. Анализ ответов учащихся.
4. Заключение.
Четвертый этап – презентация проекта.
На данном этапе создается текст доклада, который учащиеся представляют на уроке русского языка, а затем, возможно, на конференции.
Учащиеся учатся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядный материл, отрабатывать структурированную манеру изложения. В презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы.
Пятый этап – оценка проекта.
Проект «Жаргонизмы в речи школьников» учитель оценивает по следующим критериям:
– соответствие цели, задач, плана работы над проектом с результатом (текстом доклада);
– исследовательский характер работы;
– умение работать с первоисточниками;
– грамотность и логичность изложения;
– мастерство презентации (культура речи, наглядность, иллюстративность и др.)
Таким образом, проектная деятельность как форма обучения многогранна, эффективна и перспективна, ее организация позволит учителю-словеснику сделать процесс обучения русскому языку ярким и запоминающимся, поможет учащимся познакомиться с исследовательской деятельностью, научиться работать самостоятельно.

Список используемой литертуры:
Быстрова, Е.И. Новые педагогические технологии в преподавании русского языка [Текст] // Обучение русскому языку в школе. - М., 2004. - С.172-194.
Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]: учебное пособие / И.С. Сергеев – М., 2005. – 178 с.
Соколова, Ю.А. Учебный проект и возможность его реализации на уроках русского языка [Текст] / Ю.А. Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №6. С.3-10.
Черепанова, Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку [Текст]: монография / Л.В. Черепанова. – Новосибирск: Наука, 2006. – 324с.