Урок литературы – определение проблемы, диалог с автором: Н.В.Гоголь Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем


Н.В. Гоголь «Как чёрта выставить дураком» (комментарий к «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» )«Уже с давних пор я только и хлопочу о том, чтобы после моего сочинения насмеялся вволю человек над чертом»
(Н.В.Гоголь. Письмо Шевыреву из Неаполя от 27 апреля 1847 года).«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», заканчивающаяся словами «Скучно на этом свете, господа!», предлагается для чтения и изучения в 6-м классе. При первом самостоятельном чтении ученик воспримет эту историю как бытовое происшествие, бывшее 200 лет тому назад, скучное и потому ненужное.
Чтобы понять авторский замысел, необходимо определить проблему, то есть вступить в диалог с автором. Прежде чем начать читать, зададим шестиклассникам вопрос:
– по каким признакам характеризует автор главного героя?
«Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты, пропасть, какие смушки! сизые с морозом! Я ставлю бог знает что, если у кого-либо найдутся такие! Взгляните, ради бога, на них, - особенно если он станет с кем-нибудь говорить, - взгляните сбоку: что это за объядение! Описать нельзя: бархат! серебро! огонь! Господи боже мой! Николай Чудотворец, угодник божий! отчего же у меня нет такой бекеши!»
Мы видим только бекешу и смушки, а человека нет!
«Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!»
Характеристика героя по дому в Миргороде. И опять – ничего о нём.
«Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит дыни».
И совсем нелепое -- прекрасный человек, потому что любит дыни
«Прекрасный человек Иван Иванович! Его знает и комиссар полтавский!»
Ещё одна характеристика , ничего не говорящая о герое.
«А какой богомольный человек Иван Иванович! Каждый воскресный день надевает он бекешу и идет в церковь. Взошедши в нее, Иван Иванович, раскланявшись на все стороны, обыкновенно помещается на крылосе и очень хорошо подтягивает басом. Когда же окончится служба, Иван Иванович никак не утерпит, чтоб не обойти всех нищих. Он бы, может быть, и не хотел заняться таким скучным делом, если бы не побуждала его к тому природная доброта.
- Здорово, небого1! - обыкновенно говорил он, отыскавши самую искалеченную бабу, в изодранном, сшитом из заплат платье. - Откуда ты, бедная?
- Я, паночку, из хутора пришла: третий день, как не пила, не ела, выгнали меня собственные дети.
- Бедная головушка, чего ж ты пришла сюда?
- А так, паночку, милостыни просить, не даст ли кто-нибудь хоть на хлеб.
- Гм! что ж, тебе разве хочется хлеба? - обыкновенно спрашивал Иван Иванович.
- Как не хотеть! голодна, как собака.
- Гм! - отвечал обыкновенно Иван Иванович. - Так тебе, может, и мяса хочется?
- Да все, что милость ваша даст, всем буду довольна.
- Гм! разве мясо лучше хлеба?
- Где уж голодному разбирать. Все, что пожалуете, все хорошо.
При этом старуха обыкновенно протягивала руку.
- Ну, ступай же с богом, - говорил Иван Иванович. - Чего ж ты стоишь? ведь я тебя не бью! - и, обратившись с такими расспросами к другому, к третьему, наконец возвращается домой или заходит выпить рюмку водки к соседу Ивану Никифоровичу, или к судье, или к городничему.»
5) И наконец, читатель понимает насколько мерзок «прекрасный человек Иван Иванович»
Похожим образом описан и Иван Никифорович, и причины их дружбы, и их характеры:  
«Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде спелой сливы»
После проведения такой работы ученики понимают авторскую иронию. Дальше можно обратить внимание детей на мелочность героев повести, их погружённости в быт. Иван Иванович задумывается, как сказочный царь:
«"Господи боже мой, какой я хозяин! Чего у меня нет? Птицы, строение, амбары, всякая прихоть, водка перегонная настоянная; в саду груши, сливы; в огороде мак, капуста, горох... Чего ж еще нет у меня? .. Хотел бы я знать, чего нет у меня?"
Оказывается, нет ружья, как у Ивана Никифоровича, вещи совершенно бесполезной, как и всё остальное для человека, у которого нет главного. Вопросы для понимания авторского замысла:– Чего на самом деле нет у героев повести?
– Почему невозможно их примирение?
– Над чем смеётся автор?
– Как вы понимаете последнюю фразу повести?