Статья Испоьзование деятельностного аспекта в преподавании грамматики английского языка в начальной школе












Использование деятельностного аспекта
осознанного овладения грамматикой на уроках
английского языка в начальной школе












Учитель английского языка
Лицея № 123 г. Уфы
Волкова Евгения Александровна









Тема нашей педагогической концепции: использование деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой на уроках английского языка в начальной школе.
В соответствии с требованиями программы практическая цель обучения иностранному языку предполагает овладение навыками общения на иностранном языке, то есть формирование речевой деятельности, в процессе которой и осуществляется общение.
Организацию процесса на деятельностной основе неоднократно рассматривали в своих работах известные психологи (Я С Выготский, П Я Гальперин, А Н Леонтьев и др.), которые выделяли в частности, в деятельности три стороны: мотивационную, целевую и исполнительную.
По мнению методистов (А А Миролюбова, И А Бим, М З. Биболетовой, Е.И. Негневицкой и др.) деятельностный подход позволяет по новому построить процесс обучения на раннем этапе.
Под деятельностным подходом мы вслед за методистами понимаем не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитаций, а способность учащихся активно и осознанно воспроизводить усвоенный материал. Однако анализ большинства программ обучения иностранному языку и результатов практической деятельности показывает, что учащиеся часто пассивно относятся к усваиваему материалу, не занимаются аналитической работой по овладению грамматическими структурами, и их деятельность оказывается неуправляемой.
Это позволило сформулировать проблему: как направить деятельность ребенка на активное овладение грамматическими структурами, их преобразование и использование в речи.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся начальной школы английскому языку.
Предметом исследования является механизм использования деятельностного аспекта в обучении учащихся начальных классов английскому языку.
Цель педагогической концепции: выявить возможности деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой английского языка в начальной школе.
Задачи, которые необходимо решить для реализации данной цели:
Разработать требования к целям обучения грамматике с точки зрения деятелностного подхода.
Определить и обосновать содержание деятельности учащихся по овладению грамматикой английского языка в начальной школе.
Предложить методы и формы обучения, способствующие реализации деятельностного аспекта на уроках английского языка в начальной школе.
Разработать критерии и способы диагностики знаний, умений, навыков учащихся на основе деятельностного аспекта осознанного овладения грамматикой английского языка в начальной школе.
Цели и задачи данной концепции могут быть реализованы на основе следующих принципов:
Интериоризации- экстериоризации.
Коммуникативности.
Активности.
Сознательности.
Наглядности.
Креативности.
Учебный процесс на основе деятельностного подхода нацелен на то, чтобы учащиеся осуществляли самостоятельный поиск решения учебной задачи, чтобы знания передавались им не в готовом виде. А приобретались детьми в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
Действия, выполнение которых приводит к решению учебной задачи, так же как и сама учебная задача, являются необходимыми составляющими деятельности. Действие- это процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный цели.
В каждом действии ученика выделяются следующие составляющие: ориентировочная, исполнительная и контролирующая.
Ориентировочной основой действия по построению грамматической структуры будет некая модель, составленная из деталей конструктора. Каждая деталь данной модели соотносится с определенным элементом структуры. Конструкция модели используется лишь для того, чтобы учащиеся осознанно подошли к складыванию слов в структуре, ее построению.
Исполнительная часть действия является процессом выполнения действия самими учащимися с различной степенью опоры на ориентировочную основу. Исполнительная часть осуществляется поэтапно:
- составление модели услышанного высказывания из деталей конструктора без его проговаривания;
- предметное действие по построению модели высказывания с его проговариванием;
- проговаривание грамматической структуры с опорой на готовую модель высказывания;
- выполнение речевого действия без опоры на модель;
- употребление структуры высказывания в ситуации общения.
Урок – основная форма обучения. Особенности урока при деятельностном подходе осознанного овладения грамматикой английского языка – это формирование активной позиции учащихся, развитие мыслительной, речевой и коммуникативной культуры в совместной деятельности.
Можно выделить следующие типы уроков с точки зрения деятельностного подхода:
- Урок по формированию ориентировочной основы ( ознакомление с грамматической структурой, её моделью).
-Урок по формированию исполнительной основы.
- Урок контроль.
Методы, используемые при организации обучения:
Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, учебная дискуссия).
Наглядный метод (иллюстрация и демонстрация модели).
Практический метод (упражнения разных видов):
а) Репродукция.
б) Подстановка.
в) Упражнения на расширения модели.
г) Трансформация.
д) Комбинирование.
4. Игровые методы.
Ожидаемые результаты.
Определяемым результатом станет умение учащихся начальных классов осознанно использовать грамматический материал в ситуациях общения на английском языке.
Предполагается использование следующих методов диагностики ожидаемых результатов: тестирование, аудирование, творческие работы.