Применение схем и алгоритмов при изучении грамматики английского языка


Молоткова Ольга Алексеевна, преподаватель
ГБПОУ МО «Индустриально-промышленный техникум»,
Запрудня Московская область
Применение схем и алгоритмов при изучении грамматики английского языка.
Изучение грамматических тем довольно трудно представить процессом увлекательным и мотивированным, поэтому его надо сделать доступным для усвоения. Для этого я стараюсь излагать новый грамматический материал в определенной логической последовательности и представлять его в графическом виде (схемы, таблицы, последовательности). Это позволяет не только визуализировать теоретический материал, но и развивать логическое мышление.
Предлагаю вашему вниманию несколько примеров.
1. Схема предложения с оборотом «There be».
Здесь представлены две схемы: первая - обобщенная, а вторая – «рабочая». Обобщенная схема показывает порядок слов в предложении, а «рабочая» - это уже готовое предложение, надо лишь вставить туда нужные слова (названия объекта и места). В данной схеме учтены выбор формы глагола “to be” , применение артиклей, а также порядок перевода на русский язык.
There be
There (be) ( что )( где )2 3 1
There is a (един.число) (the) ( где )are ___ (множ.число) Цифрами на схеме обозначен порядок перевода на русский язык:
(где) – где находится объект
(there be) = «находится» (или другой подходящий по смыслу глагол)
(что) – название объекта, о котором идет речь
Получаем такую схему перевода: «Где-то находится что-то». При переводе с русского на английский тоже ориентируемся на эту схему: если в русском предложении порядок слов соответствует данной последовательности и содержит описание местности или помещения, то для перевода применяем схему с оборотом «There be». Перед работой со схемой на этапе актуализации изученного материала необходимо повторить предлоги и выражения, указывающие местоположение объекта.
2. При изучении глагольных конструкций я применяю следующий алгоритм изложения материала:
1. Вид, общая формула, определение.
2. Область применения (ситуации)
3. Признаки, сигналы (слова-подсказки, окончания, последовательности).
4. Образец выполнения задания (с озвучиванием всех действий и обращая внимание учащихся на различные нюансы и другие грамматические правила).
Учащиеся при выполнении заданий действуют в обратной последовательности (с пункта №3). Например, дано задание: в предложении “My friend usually (call) me in the evening” поставить глагол в правильную форму. Ход рассуждений и действий учащихся должен быть следующий: «Слово “usually” указывает, что действие происходит часто, то есть это постоянное действие. Следовательно, используем конструкцию Simple и так как нет указания на прошедшее время, то будет The Present Simple. Глагол в The Present Simple имеет две формы: исходный вид или с окончанием “+s”. Так как подлежащее единственного числа, то глагол должен иметь окончание “+s”. Предложение будет записано: “My friend usually calls me in the evening”.
3. Схема “The Passive Voice”.
Данная схема отражает суть пассивного залога, порядок слов при переводе из Active в Passive и наоборот и формулу пассивного залога. Обязательно следует обратить внимание учащихся на изменение форм личных местоимений при изменении их позиции в предложении (She asks me a question. I am asked a question (by her).)
Active Passive (Simple)
Подлежащее сказуемое дополнение . . . .
Active:
!
что

. . . .
кеммм !

Passive:
(by
) . . .
Be <V3 /+ed >
Passive
Active
Passive

4. Еще один пример - блок-схема «Degrees of Comparison» образования степеней сравнения (см. ниже). Эту схему я довольно эффективно применяю на уроках уже несколько лет. В ней я отразила общие правила образования степеней сравнения. Плакат со схемой находится на доске в поле зрения учащихся во время изложения темы и при закреплении. Обязательно прошу учащихся зарисовать схему в тетрадь. Это также способствует усвоению алгоритма действий.
Порядок работы со схемой объясняю на конкретных примерах. Я обычно использую для примеров такие слова (прилагательные), при образовании степеней сравнения которых необходимо учитывать другие грамматические правила. Например, удваивается последняя согласная буква (big - bigger – the biggest) или заменяется буква (happy –happier – the happiest). Также учащиеся должны вспомнить (или преподаватель напоминает) как считать слоги в словах. И после первичного закрепления навыков работы со схемой даю слова-исключения (“good – better – the best" и другие).
Визуализация материала и озвучивание действий способствует включению и активизации визуальных и аудиальных каналов восприятия, а логическая последовательность выполнения действий способствует развитию логического мышления и помогает учащимся контролировать свои действия. Все это помогает учащимся усваивать грамматические темы. А учитель слышит от учеников: «О! Так это совсем не сложно!»
Degrees of Comparison (Образование степеней сравнения)
<______> +erThe <______> +estMore <_____>
The most <_____>
нетттттда
Окончания: -e, -le, -er, -ow, -y
>2
2
1
Сколько слогов?