Статья на тему : Метод дифференциации как инновационная педагогическая технология в начальной школе


Метод дифференциации как инновационная педагогическая технология в начальных классах
«Подлинный смысл педагогики заключается в том,
чтобы даже человек, которому трудно то,
что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость,
радость познания, радость интеллектуального труда,
радость творчества».
Сухомлинский В.А. « Трудные дети»
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Необходимо создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.Под инновациями в образовании мы понимаем процесс совершенствования педагогических технологий, методов, приемов и средств обучения. Инновации в образовании начинаются, прежде всего, с уважения к индивидуальности ученика.(Слайд№2)Не секрет, что любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно задерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. А я стремлюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс, я считаю, необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учёта индивидуальных особенностей личности (на уровне его возможностей и способностей)Задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить её, помочь ученику проверить свои силы, обеспечить максимальное развитие.
Класс, в котором я работаю, скомплектован из детей разного уровня развития. Результаты обследования учащихся 1 класса в сентябре показали, что имеют высокий уровень подготовки - 4 человека, средний – 13 человек, низкий – 7 человек.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей в классе на «слабых» и «сильных», а отнести их  к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Их у меня 7 человек.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно-13 человек.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим-4 ученика.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в  организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
 Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «некоторой одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий. О том, что ученики разделены на эти группы, они сами об этом не знают.
Моя задача заключается в том, чтобы подтягивать слабых до необходимого уровня, но и в том, чтобы дать посильную нагрузку для средних и сильных учащихся. Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою особенность. Учащимся 3 группы, я предоставляю наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные не только на усвоение изучаемого материала, но и на расширение знаний и творческое их применение. Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Вместе с учащимися третьей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера.Учащиеся 1 группы получают помощь от учителя и даже помощь от товарища по парте . Нужна ли на уроке дифференцированная работа, я определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание. Из своего опыта считаю, что дифференцировать все этапы урока не обязательно. При изучении нового сначала фронтально провожу подготовительную работу, затем создаю проблемную ситуацию, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Далее дети первой группы обобщают главное, делают вывод и мы все вместе приступаем к выполнению задания направленного на умение применять изученное правило. После выполненного задания спрашиваю: «Поднимите руку, кому было понятно как мы выполнили вычисление. Одна группа ребят выделена. Они выполняют следующее задание уже самостоятельно. С остальными детьми провожу второе объяснение по учебнику, используя, имеющиеся иллюстрации и делая необходимые записи на доске или пользуясь записями учебника. Иногда использую такой метод. Спрашиваю у ребят: « Кто может объяснить, как они поняли этот способ вычисления?» И сами учащиеся на своем доступном детском языке объясняют. Бывает достаточно этого, для того чтобы все поняли и мы продолжили выполнять упражнения. Но чаще всего дифференцированный подход осуществляю на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Дифференцированные задания школьникам даю на тех этапах урока, где это необходимо. В некоторых случаях это могут быть индивидуальные задания, в других случаях провожу индивидуальную работу с некоторыми из них. Форма предъявления дифференцированных заданий различная: индивидуальные карточки, слайды с заданиями в нескольких вариантах, устные указания.
. Способы дифференциации учебной работы бывают разные (слайд 3 )- по уровню творчества
- по уровню трудности(слайд№4)
- по объёму
- по степени самостоятельности учащихся
-по степени и характеру помощи учащимся
- по характеру учебных действий.Слайд№5)
Работала по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Знаю, что она опирается на пять принципов обучения. Один из них: принцип работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых, позволяет не допускать изоляции детей друг от друга, а наоборот сокращать разрыв в успеваемости между сильными и слабыми учениками. Это достигается путем дифференцированного обучения и индивидуального подхода к каждому учащемуся. (Слайд №6) Для этого в учебниках русского языка Поляковой, математики Аргинской в каждом номере задания даются несколько пунктов, что соответствует уровню сложности: 1, 2 и 3. Следовательно, 1 пункт заданий- базовый уровень, 2-5 пункты –задания для 2 и 3 групп детей. На сегодняшний день работаю 5 год по УМК «Перспектива». (Слайд№ 7) В наших учебниках математики, русского языка задания имеют максимум 2 пункта. 1 пункт – задания основного базового уровня. 2 задание устного характера. А для уч-ся 3 группы, которые раньше справляются с заданиями в этом случае предусмотрены задания в учебнике «Задания повышенной степени» (значок лабиринт). Но ребята этой группы успешно справляются и с такими заданиями учебника, тогда на помощь приходит карточка. Задания для карточек я беру из учебника Аргинской (задачи на логическое мышление или уравнения). (Слайд№8) Ребята 3 группы с удовольствием решают такие задания. Но проверить решенное задание не всегда удается на уроке, чаще проверяю, когда соберу тетради. Если задание решено не совсем верно, с него и начинаем следующий урок математики. Также для дополнительных заданий беру устные указания, которые необходимо выполнить письменно или устно. Например, при решении такой составной задачи: «На столе лежало 10 груш, а яблок на 3 больше. Сколько всего фруктов лежало на столе?» Учащиеся 3 группы во втором классе быстро справляются с решение задач данного вида. Тогда для ребят 3 группы даю дополнительное задание по задаче: «Составь обратную задачу данной, запиши ее в тетрадь и если успеешь, то реши». Справляются с дополнительным заданием и некоторые ребята 2 группы, у кого темп работы быстрый. Или такое задание в учебнике 2 класса: (слайд 9) №4стр.67 Вычисли
56 – 30 37 + 60 29 – 15
42 + 7 30 – 8 50 – 24
Для тех, кто удачно и быстро справился с вычислением, дополнительное задание 3 – й уровень сложности: « Дополни каждый пример вторым действием так, чтобы в ответе получилось 100». И обязательно проверяем, кто справился с этим дополнительным заданием.
На уроках русского языка, когда учащийся 3 группы выполнил задание письменное, все проверил, предлагаю подумать над устным вопросом задания. Иногда предлагаю выполнить задание творческого характера. У таких ребят, кто быстро справляется с заданиями по русскому языку, всегда есть черновики. Я им предлагаю любую тему мини-сочинения «Мое настроение», «Мое утро», « Ягоды», «Береза» и т.д. В конце урока иногда удается зачитывать эти маленькие сочинения или мы слушаем сочинение тогда, когда оно написано. А завершить его можно и дома. А в классе нас познакомить с ним. Если это конец урока, то задание такого характера не дашь, т.к. ученик не успеет написать и 2хпредложений, тогда усложняю завершенное задание. Например: В 1 классе в рабочих тетрадях в задании необходимо озаглавить текст, списать предложение из 6 слов. 3 группа ребят быстро справилась. И я им предлагаю дополнительное задание: Найти слова – существительные и подписать их. Если задание быстро выполнено, то еще: найти глаголы и подписать их. Ребята 3 группы выполняют эту работу, пока учащиеся 3 группы с медленным темпом дописывают предложение.При подготовке к уроку я продумываю вопросы, адресованные как сильному ученику, так и слабому, чтобы все ученики были включены в активную познавательную деятельность. При этом первому даю высказать свою мысль, свое предположение ученику 1 группы, а дополнить ответ, обобщить и сделать вывод оставляю сильному ученику. Таким образом, для всех детей создается ситуация успеха.Слайд №10)Дифференциация домашних заданий.Считаю, что необходима дифференцировать и задания домашней работы . Когда даю домашнее задание, то комментирую его следующим образом: «. Все выполняют задание №1,2 (обязательное-базовое) а №3 –задание либо повышенной сложности, либо творческое ( выполняется по желанию). Задание в учебнике или карточка. Сильные ученики всегда справляются со всеми тремя заданиями. А вот остальные выполняют только базовый уровень не потому, что они не хотят, а потому что не могут в силу своих способностей. И проверка такого домашнего задания начинается с ученика 1 группы , который выполнил только 1-2 задание. И вновь здесь использую дифференцированный подход. Даю возможность более сильному ученику проявить себя и показать на что он способен. А остальные слушают, как выполнил это задание их товарищ, и тоже учатся (не у учителя), а теперь - у одноклассника. Кроме учебников по УМК «Перспектива» предлагается использование рабочей тетради по математике. Задания в этих тетрадях носят также дифференцированный характер. Здесь имеются задания разного уровня сложности, что позволяет любому ученику работать в тетради, выполняя задания и базового уровня и задания повышенной сложности. Это очень удобно во время проверочных и самостоятельных работ.
«Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора». Ш.А. Амонашвили.(Слайд 11)Мною дается такая инструкция: «Задания проверочной работы располагаются на страницах 44-45. Обязательные для выполнения задания №1,2,3,4. Остальные номера 5,6,7,8-дополнительные.Учащиеся все должны справиться с заданиями 1,2,3,4 и оцениваю я их одной оценкой. Если ученик выполнил еще дополнительно задания №5,6,7,8- еще дополнительное оценивание. (Слайд №12)На уроках литературного чтения также прибегаю к методу дифференциации. Дается задание прочитать рассказ. Те, у кого скорость чтения высокая, они быстро его прочитывают. Для этих ребят дается задание дополнительное по тексту. Так в 1 классе дополнительным может быть такое: Найди главное предложение в 1 абзаце. Для того, чтобы найти это предложение, ученику 3 группы еще раз необходимо прочитать текст. Подбери к заголовку слова – синонимы. Как по-другому можно назвать рассказ. Измени конец сказки или рассказа. Это задания творческого характера.Я считаю, что оптимальным условием для работы учеников в полную силу может стать сочетание дифференциации учебного материала с разделением класса на группы, а также сочетание самостоятельной и коллективной работы в этих группах.Для осуществления дифференцированного подхода в обучении и воспитании создаю в своем классе небольшие группы с учетом личностных качеств, успеваемости, склонностей, интересов, способностей. Для разных видов деятельности состав группы постоянно меняется. Например, на уроках математики, русского языка, в группах по 5 человек сидит 1 ученик 3 группы и 4 ученика остальных групп, т.е. группы по успеваемости должны быть равными. На уроках трудового обучения группы создаются по партам: 2 парты – это одна группа. На уроках технологии мы выполняем творческие проекты в группах: «Порадуем своих родителей игрушками из фантиков», « Мы чтим память героев Великой Отечественной войны», «Мягкая игрушка» и др. В такой работе каждый ученик находит свое применение. Один предложил, другой обвел, третий вырезал, четвертый украсил. И в итоге получилась общая работа, которую надо еще и презентовать. Занимается презентацией групповой работы тот, у кого это лучше получается. Но ведущими на сегодняшний день являются исследовательские проекты.(Слайд №13) Здесь так же прослеживается использование метода дифференциации. Каждый участник проекта занят тем, чем он может в силу своих способностей. Один добывает информацию по теме (в сети интернета), кто-то спросит у родителей, соседей, а другие с удовольствием проводят опыт, кто-то умеет лучше делать обобщение и вывод. А оставшиеся - создадут продукт проекта. Так во втором классе, изучая по окружающему миру тему: «Здоровое питание», ребят заинтересовала тема рекламы в нашей жизни. В этом проекте участвовал весь класс. Класс я разделила на 5 групп. Каждая собирала образцы реклам, с целью изучения ее секретов. Одна группа ребят изучала материал по этой теме, вторая - проанализировала собранную информацию, третья группа - анализировала анкеты учащихся 2 классов. Учитывая результаты обсуждения в группах, результаты анкет, ребятами - аналитики 4 группы сделали соответствующий вывод: «Современная реклама имеет свои хитрости- это секреты. Она подавляет волю человека и, таким образом, заставляет покупать то, что рекламируют». Продуктом данного проекта стала своя реклама здорового питания. Ее создали ребята творческие, наверное, будущие актеры. Получился настоящий видеоролик. А презентовали проект ребята 1 группы: те, кто легко умеет излагать материал, у кого отличная память и не боится вопросов по теме проекта.По математике в 4 классе провожу «блиц-турниры» - это уроки решения задач.  На блиц-уроке учащимся предлагается весь урок решать задачи. Разнообразие и интерес в это занятие вносит внутренняя и внешняя дифференциация: я подбираю задачи трёх уровней сложности, а право выбора задачи оставляю за учеником. Оценивание за урок проводится рейтинговое, в зависимости от сложности и количества решённых задач. Для высокого рейтинга (баллов ) ученик должен решить, например 3 сложных и 6 простых задач – выбор остается за ним.Учащиеся, быстро набрав нужные баллы, по желанию продолжают зарабатывать дополнительные баллы за дополнительно решенные задачи. Но кто-то соглашается выступать в роли консультантов для учащихся 1 группы, обучая их. Учитель на данном занятии выступает в роли наблюдателя за тем, чтобы задание не было просто списано, а именно объяснено учеником товарищу по парте. В данном случае ведется работа в парах. За объяснение задачи, за помощь в решении задачи так же начисляется балл 1 консультанту за 1 задачу. Таким образом, даже самые неуспешные ученики могут справиться с заданиями, ведь задачи с низким уровнем трудности им по плечу, а в случае затруднения всегда можно взяться за другую задачу или воспользоваться помощью консультанта. Эта форма урока наиболее эффективна при закреплении решении задач одного вида. В ходе учебного процесса на уроке часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха учащихся: творческое задание, проблемные вопросы, разгадывание загадок. Однако, эти условия благоприятны для успевающих школьников. А школьники, слабо усваивающие информацию, не почувствуют в данный момент ситуацию успеха. Для создания ситуации успех у всех учеников на уроке и для поддержания интереса в учебной деятельности, я стараюсь делать учебу радостной. Для этого на уроке, особенно в 1- 2 классах провожу минутку игры: «Задумай число» ( на уроке математики), «Найди у меня ошибки» (на уроке рус.языка), И вновь прибегаю к дифференциации. Игра начинается с ученика 1 группы. Ненайденные ошибки помогает найти остальные учащиеся. Таким образом, все ученики получают заряд энергии в игре, радость успеха и продолжают работать на уроке с хорошим настроением.Каждому ученику хочется получать только положительные оценки в тетрадях. Это придает ребенку уверенности и желание учиться. (Слайд № 14)Для этого в конце 3 класса в тетради по русскому языку вместе привычных исправлений учителем ошибок красной пастой и отрицательных оценок я делаю следующее. Проверяю тетради как обычно, той же красной пастой, но ошибки не исправляю. На полях, напротив той строчки, где допущена ошибка, ставлю точку. Сколько ошибок, столько и точек. Получив тетради, учащиеся вновь возвращаются к своей прошлой работе, находят ошибки, сами их исправляют. На следующий день, собрав тетради, вновь возвращаюсь к прошлым работам. Если все ошибки исправлены, то оценка положительная («4», «5») . В 3 классе такую работу провожу только в тетрадях успевающих учеников ( в тетрадях где ошибок мало). В 4 классе эта работа начинается и в тетрадях у остальных учеников. Обычно им трудно бывает отыскать в своей тетради ошибки. Помогает учебник, номер упражнения, с которого было списывание. Если и в этом случае ученик не может найти допущенные ошибки, то на помощь приходит товарищ по парте (здесь работа в паре). Он помогает найти ошибку, но не показывает ее, а указывает в какой части слова допущена ошибка (приставка, корень, суффикс или окончание). После такой работы обязательно выполняется работа над ошибками. Этот вид работы нравится обеим сторонам: и тому, кто помогает в нахождении ошибок и тому, кто ищет свои ошибки.Положительные стороны дифференцированного обучения ( HYPERLINK "http://festival.1september.ru/articles/537410/pril1.ppt" Cлайд )
сильным учащимся можно уделить время;
слабым учащимся можно уделить внимание и контроль;
повышается уровень Я-концепции
(ситуация успеха, повышается самооценка у слабого);
повышается уровень мотивации у сильных учеников: они могут помочь своим товарищам.
В заключении хочу сформулировать некоторые моменты для благоприятного (эффективного) осуществления дифференцированного подхода:
1.​ Педагог должен знать индивидуальные особенности своих учащихся и групп учащихся.
2.​ Уметь анализировать учебный материал, выявить возможные трудности, с которыми встретятся учащиеся 1 группы .
3.​ Учителю приходится составление более развернутый конспект урока, включая вопросы разным группами или отдельным учащимся.
4.​ Суметь «спрограммировать» (запланировать) обучение разных групп учащихся и каждого ученика.
Мониторинг реализации дифференцированного метода в обучении:
Активизировалась познавательная деятельность уч-ся. На уроках нет равнодушных. В глазах детей огонек.
Повысился интерес к учебе.
Большинство учащихся достигли высокого уровня развития, что свидетельствуют результаты итоговых комплексных работ в конце 4 года обучения.
Подготовить урок с использованием метода дифференциации не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала и нужных вопросов. Но, как правило, урок, проведенный с применением современных технологий и метода дифференциации, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить всех учащихся в процесс учения. Что в свою очередь приведет каждого педагога к реализации главной цели - повышение качества образования ученика, и соответственно будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. Анализируя опыт учителей и свой личный, убеждаюсь в правильности вывода, что дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого. 1.Наиболее удобное средство дифференциации обучения – это карточки. Например, по теме : «Сложные слова» 1 уровень
Вставить соединительную гласную. Выделить корень.
Скал…лаз, камн…пад, вод…лаз, солнц…пёк, мор…ход.
2 уровень
Составить и записать сложные слова с корнем: хлеб, снег, лист, лес.
3 уровень
Придумать по 2 слова с соединительными гласными –о- , -е- . Составьте и запишите предложения с этими словам
Существуют различные способы дифференциации, которые содержат в себе задания по:
уровню творчества,
трудности,
объёму.
Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует по:
степени самостоятельности учащихся;
характеру помощи учащимся;
форме учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.
1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой) (Приложение 3).
К репродуктивным заданиям относятся, например решение арифметических задач знакомых видов, значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.
К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в изменённой или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложное мыслительное действие (поисковое), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства и т.д.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.
Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1 группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним уровнем (2 группа) и высоким (3 группа) уровнем обученности – творческие задания. Также можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых надо применять знания в изменённой ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.
2. Дифференциация заданий по уровню творчества.
Такой способ предполагает следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:
усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-й группы – двузначные);
увеличение количества действий в выражении или при решении задач (например, 1-й и 2-й группам даётся задача в три действия, а 3-й группе – в четыре действия);
выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-й группе даётся задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите );
использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам даётся задание на замену крупных мер мелкими, а 3-й группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);
использование условных символов (“сказочных цифр”, букв и т.д.) вместо чисел или отдельных цифр ( например, 3-й группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).
3. Дифференциация заданий по объёму учебного материала.
Такой способ предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.
Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети и дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту фронтальной проверки в классе, им требуется дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учащихся.
Дифференциация по объёму может сочетаться с другими способами. Предлагаются творческие или более трудные задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно сделать индивидуальными – в виде карточек, перфокарт, тетрадей на печатной основе.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.
При таком способе не предполагается различий в учебных заданиях разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Работа строится следующим образом. На одном из этапов ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Ученики, которые испытывают затруднения в работе (1-я группа) выполняют все задания под руководством учителя. Проверка проводится фронтально.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-1 групп предусмотрена самостоятельная работа, для 1-2 частично самостоятельная, 3-я – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.
Этот способ в отличие от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания оказывается дозированная помощь.
Распространёнными видами помощи являются:
помощь в виде вспомогательных заданий подготовительных упражнений;
помощь в виде “подсказок” (карточки- помощницы, консультации, записи на доске и т.д.).
Предлагается к рассмотрению особенности работы с карточками-помощницами.
Учащиеся 3-й группы выполняют задание самостоятельно, а учащимся 1 и 2 групп оказывается помощь различного уровня. Карточки – помощницы либо одинаковые для всей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с “нарастанием” уровня помощи при выполнении одного задания или может работать с одной карточкой. Но важно учитывать, что со временем степень помощи ученику уменьшается. В итоге ребёнок должен научиться выполнять задание сам, без помощи взрослых, учителя.
На карточках используются разные виды помощи:
образец выполнения задания: показа способа решения, образца рассуждения и оформления;
справочные материалы: в виде правил, формул: таблицы единиц измерения длины, массы и т.д.;
памятки, алгоритмы, инструкции (например, письменное деление многозначного на однозначное в виде памятки);
эталоны, модели, схемы, таблицы (графическое изображение задач и т.д.);
конкретизация задания (разъяснение отдельных слов в задаче, указывающих на существенную деталь и т.д.);
вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению заданий;
план решения задачи;
начало решения или частично выполненное решение.
В работе со слабыми учащимися при дифференцированном методе обучения нет необходимости заниматься дополнительно после уроков.
Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий.