Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Что такое жизненные ценности? » ( 15.3)

Тема урока : Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Что такое жизненные ценности? » ( 15.3)

Цели урока:
обучающая: научить учащихся писать сочинение - рассуждение по исходному тексту в рамках ОГЭ;
развивающая: формировать умения понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы, расширять словарный запас, формировать коммуникативную компетенцию;
Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, формирование нравственных качеств учащихся, как системы жизненных ценностей.
Оборудование : Компьютерная презентация к уроку, карточки.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте ,ребята, сегодня мы продолжаем подготовку к экзамену , будем учиться писать сочинение-рассуждение .
2. Введение в тему, формирование мотивации
Урок начнем с чтения притчи:

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили, что полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили факт - полон.
И, наконец, мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки в сосуде.
Теперь, обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь!
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие как, например, ваша квартира, ваш дом или ваша машина. Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней.
Также и в жизни если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется.
Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное лишь песок.

Беседа по вопросам :
Ребята , что можно понять из притчи? Что важнее в жизни?
Какие ценности важны в жизни? Чему учит этот текст?
Догадайтесь, какова тема нашего урока?
Итак, сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как жизненные ценности и какие они должны быть, соберем материал к сочинению.(запишите число и тему урока)
У каждого человека ценности разные. Поэтому какого-то конкретного набора идеальных просто не существует.
Жизненные ценности это набор определённых полезных, значимых и даже крайне важных нематериальных или материальных вещей для человека, которые отыгрывают весомую роль в его жизни и руководствуясь которыми он осуществляет те или иные действия.
Можно составить целый их перечень :
Семья, дом, дети
Работа, карьера, бизнес
Забота о слабых
Личностный рост, саморазвитие
Красота, здоровье, развлечения
Отношения, любовь
Деньги, вещи
Спорт, занятия, сила, рост
Образование и т.д.
На этом наш список не заканчивается, его ещё можно и продлить.
Что же важнее из этого списка, это уже совсем другой вопрос. Тут опять всё сугубо индивидуально. Можно конечно говорить о каких-то общепринятых вещах «как бы правильных», но с моей точки зрения это будет не совсем верно, ведь нельзя же за человека решить, что ему важнее.
У каждого свой характер, своё понимание жизни, свои цели, и уже отталкиваясь от этого формируются основные жизненные ценности.
Для одного важно развитие личности, что другого важна карьера и деньги, для третьего семья. И нельзя сказать, что кто-то здесь делает не правильный акцент, просто у каждого своё виденье. Главное чтобы это было в меру и не превосходило морально-этические нормы, иначе всё будет не гармонично.
Как вы понимаете значение этих слов?
Ценить что-то значит считать это важным;
ценности – это то, что важно для человека в определенном контексте;
все, что дорого человеку, может быть названо ценностью.
Ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл.
Жизненные ценности - это то, что является приоритетом для той или иной личности.
Давайте подберем синонимы и антонимы к нему ( запишем в тетрадях).
Синонимы: значимость, полезность, драгоценность, сокровище, идеал, достоинство, важность, нужность, преимущество
Антонимы: второстепенность, никчёмность , ненужность
Почему важно знать свои жизненные ценности ?
(Они помогают
формулировать цели собственных поступков и желаний;
различать добро и зло;
определять свои ценностные ориентиры;
строить отношения с окружающими;
оценивать себя, свою деятельность и поведение в соответствии с устоявшимися в обществе нормами и правилами;
принимать решения;
избежать ошибок в выборе решений или действий;
чувствовать себя уверенно в любой жизненной ситуации и т.д.)

Переходим к заданию:
Как формулируется задание 15(3).
 Как Вы понимаете значение словосочетания ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ?». Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком

_ У нас есть клише в помощь( Слайд)
Чтение текста учителем.
Для анализа возьмем текст Анатолия Алексина:
(1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.
(2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.
(4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца...
– (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.
– (8) Она... была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!..
(10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.
(12) В кухне на окне стояла пустая клетка... (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.
(16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен...
– (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
– (19) Нет... у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна... (21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его
– (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко... и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда?..
– (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей...
– (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
– (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
– (28) Недаром тебя в школе называют Писклей!
(29) Ещё бы (30) Ведь я твоя сестра!
– (31) А ты мне не сестра – выпалил Колька.
(32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину.(35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
– (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
– (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы. (40) Елена Станиславовна опустила голову.
– (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся... (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
– (44) Она умерла... а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор...
– (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили... (49) Неля марш приготовила. (50) Подумаешь, птицы!..
(По А.Алексину)

Анатолий Георгиевич Алексин – русский прозаик, драматург. Автор повестей «Саша и Шура», «Необычные похождения Севы Котлова», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», в которых изображаются столкновения детей и подростков с миром взрослых.


- Кто главный герой ,ребята?
Что мы узнали о нем?
-О каких ценностях здесь говорится?
(Мальчик спас раненую чайку, лечил её всю зиму, кормил рыбой, сделал с помощью мамы просторную клетку и посадил куст, чтобы птице было комфортно. Его поразило, что никто не ухаживал за ней, что отец так грубо сказал о её смерти. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала.)
Каковы же жизненные ценности героев? Кольки? Что для него важнее?

взаимопонимание в семье;
уважение к чувствам окружающих;
доброта;
милосердие;
забота о слабых;
взаимопомощь.
А для отца ,Елены Станиславовны , Нели?

(на основании содержания текста назовите 2-3 их приоритета)
(собственное благополучие, бездушие )

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).
- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).
1. Запишем вступление к сочинению – определение( Шаг 1):
Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека качеств характера, которые руководят его поступками и действиями. Я считаю ,что для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют нравственные ценности: взаимопонимание в семье, доброта, забота о слабых, ответственность, взаимопомощь. Для доказательства своих слов приведу конкретные примеры.
2. Комментарий к тезису( Шаг 2):
Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом ( прокомментировать –это значит дать объяснение своему определению, пояснительные замечания). Соединяем определение и комментарий:
3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.
( 2 абзац , должен быть логический переход из текста клише , например: Обратимся к тексту А ,Алексина
Обратимся к тексту А. Алексинa, в котором автор повествует нам о мальчике , главной ценностью для которого является доброта , милосердие, ответственность, уважение к чувствам окружающих. Колька спасает раненую чайку, проявляя заботу , он лечил птицу всю зиму, кормил рыбой, сделал ей просторную клетку, посадил куст , чтобы птице было комфортно. К заботе о птице он относился ответственно и его поразило, что никто не ухаживал за ней, когда он уехал в пионерский лагерь. Никому в семье, кроме Кольки, не было дела до птицы, всем она мешала. Особенно ранило его, когда звучало в словах Елены Станиславовны: «Подумаешь, птицы!..»
4.Шаг3 Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.
Другим аргументом может стать пример или в подтверждении приведу также пример из жизни. Я вспомнил случай , обращение к фильму , к книге и т.д.)
Кто не может составить , вставьте готовые примеры из карточки.
Другим аргументом может стать пример из философской сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Автор утверждает истинные ценности человеческого бытия. Он подводит читателя к мысли, в которой заложена великая мудрость, данная человеку: мы должны научиться заботиться о тех, кто рядом, жить в гармонии и слушать свое сердце. Ответственность – одна из важных ценностей человека. Ответственность за себя, за близкого человека, за порученное дело, за свою планету.
Шаг 4 Делаем вывод ( я вам помогу)
Таким образом, эти примеры убеждают нас в том, что
Подводя итог , можно сказать, что
Или свое мнение я могу подтвердить примером из жизни
В качестве второго аргумента хочу привести пример из книги

Подводя итог, хочется сказать, чтобы именно такие жизненные ценности , как доброта, ответственность , забота о слабых руководили поступками и действиями человека.
В качестве литературного примера можно взять прочитанные произведения по программе курса литературы и внепрограммные произведения.
В качестве аргументов можно использовать стихотворение Расула Гамзатова ( народного поэта Дагестана) «Есть ценности, которым нет цены»

Владимир Мономах «Поучение»

П и ш е м с о ч и н е н и е 1 5 . 3

Вариант ответа

Основы морали утверждаются уже в литературе Древней Руси. Высокие представления об этических ценностях даны в «Поучении» Владимира Мономаха. Нравственные заветы о любви к ближнему, милосердии, жертвенности имеют непреходящее значение и ценны по сей день. Они заставляют нас задумываться о взаимоотношениях между людьми, совершенствовать свои нравственные принципы.

Д. И. Фонвизин «Недоросль»

Вариант ответа

Главный герой комедии Д.И. Фонвизина Митрофан не получил от родителей должного воспитания. Среди его жизненных ценностей отсутствуют такие, как стремление к труду и учению, почитание родителей, уважительное отношение к старшим. Слишком поздно господа Простаковы увидели «достойные плоды» своего воспитания: их сын вырос тунеядцем и паразитом, платящим родителям грубостью и неблагодарностью

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Вариант ответа

Жизненные ценности семьи Гринёвых из повести А. Пушкина «Капитанская дочка» - доброта, честность, любовь и милосердие. Андрей Петрович Гринёв является примером для сына. Он не терпит праздности, гордится тем, что никто в его роду не поступился своей совестью, и наставляет сына, отправляя его на службу : «Береги платье снову, а честь смолоду». Петруша Гринёв хорошо усвоил урок отца, нигде не отступает от чести по малодушию или по страху.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Вариант ответа

Жизненные ценности главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри» становятся понятными нам из его исповеди. Он отвергает жизнь в кротости и смирении, тишине и покое. Юноша с пламенным сердцем тоскует по человеческим страстям, мечтает о родине, о свободной жизни, полной тревог и борьбы.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Вариант ответа

Разными оказались жизненные ценности у братьев из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Выросшие и воспитанные в одинаковых условиях, они выбрали разные приоритеты. Для Андрия важнее всего становится любовь , ради неё он идёт на предательство. Для Остапа же товарищи, отец , Отчизна - самое дорогое. Он считает, что защищать Родину – это его долг, поэтому для него нет иных ценностей в жизни.

5 Итоги урока.
Заполните лист самооценки и передайте мне.
6 Задание на дом:  написать сочинение – рассуждение  на тему: «Что такое жизненные ценности?»










13PAGE 15


13PAGE 14415




15