Подготовка к сочинению-рассуждению Что значит для меня русский язык

Конспект урока русского языка в 8 классе.
Учитель русского языка первой квалификационной категории
Салимгареева Елена Сергеевна
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению «Что значит для меня русский язык?»
Тип урока: формирование умений и навыков.
Цели урока: систематизировать знания, умения и навыки учащихся по формированию коммуникативной компетенции.
Задачи:
Образовательная (познавательная): познакомить учащихся с высказываниями писателей о роли русского языка в жизни человека.
Развивающая (практическая): развивать речевые умения и навыки учащихся.
Воспитательная: прививать любовь к родному языку, к малой и большой родине.
Оборудование и наглядность: выставка книг известных писателей, сборники афоризмов и цитат.
Литература:
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.: 1981. – 139 с.
Грязнова М.И. Русский язык для 8 класса. Упражнения и задания для повышения грамотности. – Волгоград: Учитель, 2003. – 56 с.
Обучение русскому языку в 8 классе: Метод. указ. к учеб.: Пособие для учителя / В.В. Бабайцева, Г.К. Лидман-Орлова, Ю.С. Пичугов и др.; под ред. В.В. Бабайцевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
Русский язык: Учеб. для 8 кл. - общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. – 23-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 191 с.
Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Лапатухина М.С., Скорлуповской Е.В., Снетовой Г.П. – М.: Просвещение, 1999. – 896 с.
План урока:
Организационный момент, сообщение темы урока – 3 мин.
Вводная (подготовительная) часть – 20 мин.
Закрепление изученного материала – 15 мин.
Рефлексия – 5 мин.
Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Этапы урока и целеполагание
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся

Оргмомент, сообщение темы урока







II. Вводная часть. Ознакомление с произведе-ниями писателей и поэтов о роли русского языка в жизни человека.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем говорить о том, что значит для каждого из нас русский язык. Рассуждать об этом помогут отрывки из произведений известных писателей и поэтов. Откройте тетради, запишите число и тему урока.



Обратите внимание: у вас на партах лежат по три текста. Кто авторы этих текстов? Названия?




Записывают число и тему урока.









- И.С. Тургенев «Русский язык»;
-Д.С. Лихачев письмо из книги «Заветное»;
- Б.Бикбай «Русский язык».

1. Чтение стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».
(формируется виды речевой деятельности – аудирование и чтение).













2. Беседа по содержанию текста и составление опорной схемы, подбор синонимов, орфографическая работа.









3.Работа над художественными средствами текста.




4. Наблюдение.














5. Письменная работа.
6. Работа над письмом Д.С. Лихачёва из книги «Заветное». Слово учителя.














































4. Работа с толковым словарем.










5.Выполнение
аналитико-синтетического упражнения.




6. Ознакомление со стихотворением башкирского поэта Баязита Бикбая «Русский язык».


























Дополнение схемы.






Письменная работа.





III. Закрепление изученного материала




Работа по текстам:
а) определение главной мысли
текста;









б) определение
типа речи


в) стиль речи









Составление плана сочинения-рассуждения «Что значит для меня русский язык?»








IV. Рефлексия






V.  Домашнее задание.




Ребята, послушайте о том, как высказывается Иван Сергеевич Тургенев о русском языке. Внимательно следите по тексту.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

 Ребята, какие мысли вызывает у вас словосочетание «русский язык»? Какие слова из прозаического стихотворения вы бы выделили? (дети называют слова, учитель рисует схему на доске)
Подберите синонимы к этим прилагательным.
 Какие орфограммы встретились вам в выделенных словах? Запишите, выделите и объясните правописание орфограммы.



 Какие эпитеты для характеристики русского языка вы можете предложить сами. Как вы воспринимаете язык, на котором вы говорите? (дописывает слова в схему на доске)

Охарактеризуйте первое предложение в тексте.

Чем оно осложнено?











Выпишите предложение, составьте его схему.
А теперь прочитаем, что говорил
Дмитрий Сергеевич Лихачев о русском языке. Послушайте текст.
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения – только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.
Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение, и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа.

- Согласны ли вы с мнением великого академика, что русский язык помогает понять человека, определить уровень воспитанности, культуры?

- Какими словами вы бы дополнили нашу схему? (дописывает слова в схему)



- Найдите в тексте паронимы. Объясните их значение. Какой смысл писатель вкладывает эти слова?








Задание: преобразуйте сложное предложение: Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает в два простых предложения.


Кто такой Баязит Бикбай? Что вы о нем можете сказать?

Давайте послушаем его стихотворение «Русский язык»
Ты помнишь ли, как мы играли,
Купались в речке Юшатыр?
Друг друга мы не понимали –
Ты русский мальчик, я – башкир.
Но чувства детские, однако,
Объединили нас с тобой:
Трав аромат был одинаков,
Один был воздух голубой
И как, освоив эти только
Слова, был горд твой ученик.
Я ликовал: «Ах, Толя! Толька!
Я тоже знаю твой язык!»
Запас тех русских слов немногих,
Что ты в тот день мне подарил,
Большие мне открыл дороги,
Пути в большую жизнь открыл.

- Какое значение сыграл русский язык в жизни башкирского поэта?





- Найдем ключевые выражения и дополним нашу схему на доске





- преобразуйте предложение с прямой речью в предложение с косвенной речью, запишите его.



Мы ознакомились с мнениями трех известных людей. Что их объединяет?



- Что общего между этими текстами? Какова их главная мысль?











- Определите тип речи.


- Каким стилем написан каждый из текстов? Докажите.







- Вернемся к теме урока «Что значит для меня русский язык?»
Какой план вы бы составили для рассуждения по этой теме? Запишите.








Что для вас значит русский язык? Выскажитесь кратко.





Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит для меня русский язык?» Для этого можете использовать литературные источники, представленные на выставке. При желании вы можете составить свой план.
Слушают чтение учителя и зрительно воспринимают текст по распечаткам.
















Русский язык
- великий (выдающийся);
- могучий (сильный);
- правдивый (точный);
- свободный (доступный);
- прекрасный (красивый);
поддержка и опора
клад (записывают слова и выделяют орфограммы)

- любимый, певучий;

- как родной;




Простое осложненное предложение.

Обращением (о  язык), однородными обстоятельствами (во дни сомнений, во дни тягостных раздумий), однородными определениями (великий, могучий, правдивый, свободный)



Работают в тетрадях
Читает подготовленная ученица





































Да, по речи человека мы понимаем, насколько он воспитан и образован.


- показатель культуры народа - личных качеств человека
- средство мышления
- средство письма

Многозначительность (многозначи
тельный) – имеющий большое значение; исполненный выразительности, намекающий на что-нибудь важное; многозначность (многозначный) – имеющий много значений.

Запись в тетрадях, один ученик работает у доски. 1. Самая большая ценность народа – его язык. На нем он пишет, говорит, думает.

Это башкирский поэт, прозаик, драматург.
Читают подготовленные учащиеся


















- Благодаря знанию русского языка, поэт многого добился в жизни, приобщился к русской культуре, расширился кругозор поэта

Запас тех русских слов немногих,..
Большие мне открыл дороги, Пути в большую жизнь открыл.

Я ликовал: «Ах, Толя! Толька! Я тоже знаю твой язык!» -
Я ликовал, что тоже знаю Толькин язык.

- Русский язык является достоянием народа и человека, средством общения, играет большую роль в становлении личности

- у И.С.Тургенева –беречь русский язык как достояние
- Лихачев считал русский язык показателем культуры народа и отдельного человека
- Б.Бикбаю знание русского языка помогло в жизни


- рассуждение, повествование

- художественный (художественно-выразительные средства);
- публицистический (вводные слова, обращается ко множеству людей, имеет поучительное значение)

Тезис:
- роль русского языка в моей жизни
Доказательство:
- русский язык как показатель культуры человека
Вывод:
- беречь и обогащать русский язык



Ответы с использованием краткой схемы, составленной по ходу урока



Запись в дневниках










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915