Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК Перспективная начальная школа по теме Созвучные «хвосты» слов. Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».


Тема урока в 1 классе: «Созвучные «хвосты» слов.
Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень вкусный пирог».
Тип урока усвоение новых знаний.
УМК Перспективная начальная школа.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рифма», способствовать развитию памяти, речи, мышления.
Планируемые результаты:
личностные УУД: познают основы для развития творческого воображения;
метапредметные УУД:
регулятивные - понимать цель и смысл выполняемых заданий;
познавательные – понимать фактическое содержание текста;
коммуникативные - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
предметные УУД:
учатся находить рифмы в стихах, составлять пары рифмующихся слов, читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения.
Образовательные ресурсы: иллюстрации предметных картинок; фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда»; ребусы, карточки, презентация.
Ход урока.
Организационный этап.
-Сегодня необычный урок и для вас, ребята, и для меня. Сегодня много гостей. Вы такие красивые! Так бывает и в праздник – день рождения. Пусть сегодняшний урок станет праздником хорошего настроения!
Звучит песня Крокодила Гены из мультфильма.
Этот праздник - день рождения, Он, как зимний ураган, Радости нам дарит океан. Именинник ждет подарки, Теплые слова признанья. Ждет друзей любимых лица, Праздник этот пусть продлится!
- Позвольте вам представить виновника торжества!
Показ иллюстрации Миши.
- Что вы о нем знаете?
- Что хотите пожелать?
Актуализация знаний.
1. Дыхательная гимнастика.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. Чтение чистоговорок.
Слайд
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Дети смотрят фрагмент из мультфильма «День рождения кота Леопольда», как Леопольд пек пирог, а мыши все испортили.
Игра на внимание.
- Помогите Леопольду. Если вы правильно определите последовательность приготовления именинного торта, то сможете прочитать слово.
Выпечка коржа;
Прослойка;
Заливка глазурью;
Украшение по бокам;
Украшение кремом;
Готовый торт.
Учитель делает вид, что прислушивается и выглядывает в окно.
- Ребята, вы ничего не слышите? Кажется, на наш вкусный пирог кто-то летит. Кто этот сладкоежка с моторчиком? (Показ иллюстрации Карлсона .)
Вот он - первый гость на нашем празднике. У Карлсона есть любимое стихотворение. Как вы думаете, о чем оно может быть? (Предположения детей.)
Первичное усвоение новых знаний.
1. Работа по учебнику.
- Это стихотворение поможет нам открыть важный секрет стихосложения.
- Это стихотворение-игра. Прочитайте фамилию автора. Что заметили? (У этого стихотворения два автора.)
- Один из авторов этого стихотворения – Даниил Хармс.
Родился он в Петербурге в 1905 году, а умер в 1942 году в Ленинграде.
Сейчас этот город снова стали называть Петербургом.
Д.Хармс был большим выдумщиком.
Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали
ваши прабабушки и прадедушки.
- Прочитайте название. («Очень-очень вкусный пирог».)
– Как вы думаете, о чем будет это стихотворение? Ваши предположения? (Высказывания детей)
– Сейчас вам предстоит проверить насколько вы оказались правы. Но у этого стихотворения есть еще маленькая загадка. Д. Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах, поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Я буду читать стихотворение, а недостающие слова вы будете подсказывать мне хором. Попробуем?
(Чтение стихотворения учителем, добавление нужных слов учащимися.)
Первичная проверка понимания.
– Давайте прочитаем это стихотворение выразительно. А для этого представим себе, что чувствовал его герой – человек, пригласивший к себе гостей.
– Представим себе, что герою стыдно, что не хватило сил дождаться гостей, пирог оказался таким вкусным, что он и сам не заметил, как все съел, а когда пришли гости, не знает, куда деваться.
– А может быть, он так рассердился на гостей, что специально все съел и последние строчки произносит с удовлетворением.
– Вы заметили, ребята, что стихотворение можно прочитать по-разному. В зависимости от выбора внутреннего состояния героя меняется интонация.
Физминутка.
2. Работа по вопросам учебника.
-Получилось вставить недостающие слова? А как вы догадались? Что вам помогло? А ещё что?
- Кот спросил: «В стихах самое главное, чтобы было складно? Или важно что-то ещё?»
Вывод: два разных слова могут иметь сходные «хвосты» (концы); правильно дополнить стихотворение помогла не только рифма (говорим: сходные «хвосты» слов), но и смысл.Стихи должны быть не только складными, но и со смыслом.
- Кот спросил: «Из Пещеры Эхо видны хвосты настоящих зверей и птиц или….?»
Дети должны вернуться на предыдущий разворот и еще раз рассмотреть картинку.
Это хвосты слов, а не зверей и птиц.
- Чьи же эти хвосты: слова каких стихотворений прячутся в Пещере Эхо?
Простукиваю ладонью по столу: - ста-кан ли-МОН, вый-ди ВОН.
- А из каких других считалок оставшиеся хвосты слов?
(«Аз, бас, трибабас и выходит кислый квас», «Аты -баты – шли солдаты,
Аты -баты – на базар.
Аты -баты – что купили,
Аты- баты – самовар.
Аты -баты – сколько стоит?
Аты- баты –три рубля.
Аты- баты – кто выходит?
Аты- баты – это я.»)
- В каких ещё текстах вам встречались двойные хвосты?
Вывод: созвучные хвосты встречаются в считалках, в загадках, то есть в стихотворных текстах. А в сказках такие созвучные хвосты не встречаются.
Первичное закрепление.
- Давайте продолжим отыскивать «хвосты» слов в стихотворных текстах.
Кто сидит внутри лукошка?
Дружно отвечайте... (Кошка.)
Кто кудрявей человечка? (Овечка.)
Я смеюсь, и оно тоже. На меня оно похоже... Какова причина смеха (Эхо!)
(По С. Белорусец.)
Физминутка.
Работа по вопросам учебника с. 27
- Если в строчках есть созвучные хвосты, это стихи или нет? Созвучные хвосты слов делают текст: длинным? Коротким? Складным?
Вывод: Созвучные хвосты делают текст складным. Строчки могут быть длинными, могут быть короткими. Важно, чтобы в конце строчки были созвучны (рифмовались), тогда будет стишок.
Слайд
- Подберём слова с созвучными хвостами.
Работа в парах
По карточкам придумать рифму:
1.В нашем доме на окошке
Сидят серенькие …… (кошки)
2.Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали …. (мёд)
1.Михаил играл в футбол
И забил в ворота …. (гол)
2.Сшил себе котёнок тапкт,
Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)
1.На столе у малыша
Три цветных ….(карандаша)
2.Выбирай себе любой –
Красный, синий …. (голубой)
- Что помогало вам в этой работе? (Созвучные «хвосты» слов и смысл.)
Рефлексия.
- Наш праздник подходит к концу. Покажите с помощью мордашек с каким настроением вы заканчиваете урок.
- О каких хвостах мы сегодня говорили?
Слайд
- Пора поставить «волшебную» точку нашего праздника.. Добавь к первой части слова слово «точка». Какие слова у вас получились?