Технологическая карта литературное чтение, Д. Хармс, С. Маршак, Н. Гернет «Веселые чижи», «Очень-очень вкусный пирог»


Тема: «Из детских журналов: Д. Хармс, С. Маршак, Н. Гернет «Веселые чижи», «Очень-очень вкусный пирог» ».
















Технологическая карта урока литературного чтения
2 класс
Богдановой Тамары Михайловны
учителя начальных классов


























Богдановой Тамары
Предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Тип урока: комбинированный
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема
«Из детских журналов: Д. Хармс, С. Маршак, Н. Гернет «Веселые чижи», «Очень-очень вкусный пирог» ».

Цели
Образовательные: выработка навыка чтения и фонематическго восприятия.
Воспитывать: морально- нравственные качества.
Формировать УУД:
личностные, регулятивные, коммуникативные.

Планируемый рузультат
Предметные:
Знать значение словарных слов, основные сведения о Д. Хармсе.
Уметь выразительно читать и внимательно слушать другого.
Личностные: воспитание морально- нравственных качеств у детей.
Метапредметные: развивать речь и коммуникативные особенности учеников.

Основные понятия
----------

Ресурсы

Основные - учебник
Дополнительные- компьютер, карточки со словам.

Организация пространства.
Фронтальная и индивидуальная работа.


Задачи:
Формирование навыков выразительного чтения и фонематического восприятия.
Развивать речь и психические процессы учащихся (память, воображение, мышление).
Воспитывать морально-нравственные качества детей.








Технология проведения



Деятельность учителя.



Деятельность учеников.
Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.


Предметные результаты



УУД

Мотивация к учебной деятельности.
1. Общая готовность детей к уроку.
2. Концентрация детей.
3. Общий план действий.
Долгожданный дан звонок, Начинается урок.

Добрый день дорогие ребята! Сначала присаживайтесь девочки, теперь мальчики.
Здравствуйте.
(самоконтроль готовности)


Личностные- личностное, профессиональное, жизненное определение и построение жизненных планов во временной перспективе.
Регулятивные- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества.

I этап.
Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь на уроке отгадайте ребус. Верно, мы поговорим о творчестве Даниила Хармса.
Настоящее имя Даниил Иванович Ювачёв родился 12 января в Петербурге в семье журналиста-народовольца и воспитательницы женской колонии. Окончил немецкое училище святого Петра в Петербурге, знал английский и немецкие языки, любил рисовать, выступать на сцене.
В детскую литературу был привлечён С. Маршаком, сотрудничал в журналах «Чиж» (чрезвычайно интересный журнал) и «Ёж» (ежемесячный журнал). В 1928г. На страницах журналов появились веселые стихотворения «Иван Иваныч Самовар», «Иван Торопышкин», «Игра», затем появились «Уж я бегал, бегал, бегал» (1929) «Миллион» (1931), «Веселые чижи» в соавторстве с С.Я. Маршаком (1932), «Как Володя быстро под гору летел» (1936), «Из дома вышел человек» (1937) и др.
Долгое время книги Д. Хармса не издавались, так как он считался «врагом народа». Лишь в 1956 г. Были сняты все обвинения в его адрес и опубликованы произведения «Что это было»(1967), «12 поваров»(1972), «Семь кошек» (1973) и др. Даниил Хармс прожил всего 37 лет.
Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, которое написал Д. Хармс. Мы познакомимся со стихотворением «Веселые чижи».
Что вы знаете об этих птицах?
Чиж - это серовато-зеленая птичка с робким характером, маленькая, тихая, неприметная. Сколько ни пытайся найти гнездо чижа среди больших зеленых лап ели - напрасно, эта птица умеет маскироваться.
Своё название чиж получил за характерный «чижиный» писк, которым беспрерывно перекликаются отдельные птицы в стаях. Песня чижа довольно разнообразна и состоит как из собственных его коротких «слов и ударов», так и из подражания пению других птиц, преимущественно синиц. Под конец лета откочуют чижи в лиственный лес - березняки, ольшаники, сюда их привлекают семена березы и ольхи. Излюбленной пищей чижей являются семена ольхи, которые они достают из шишек, подвешиваясь к ним на цепких лапках, порою даже вниз головой. Зимой чиж питается в основном семенами березы, а летом не только семенами, но и насекомыми.
Я предлагаю ваш послушать, как поет чиж.
А сейчас откройте учебники на стр. 170. Я буду вам читать стихотворение «Веселые чижи», а вы слушайте.
Какое впечатление произвело на вас стихотворение?
Мы получили слово Хармс.
(Ответы детей)













































Рассказывают то что они знают о чижах.






































Веселое, задорное, радостное.
Ответы на вопросы учителя.

Умение передавать содержание прочитанного с учетом специфики художественного текста.







Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

IIэтап
Ребята, в произведении есть не понятные слова, давайте, их уточним.
Судомойка женщина, которая моет посуду.
Кухарка от слова «кухня», повар.
Поварёшка – большая разливательная ложка.
Кочерга – приспособление перемешивания топлива в печи – толстый железный прут с прямо загнутым концом
Коромысло деревянная дуга, на которой носили ведра с водой от колодца или реки.
Решето – широкий обруч с натянутой на него частой сеткой для просеивания чего-нибудь.
Тетерка самка тетерева, крупная птица.
На тромбоне – музыкальный инструмент.
На посылках тот, кто подносит необходимые вещи, помощник.
Таратайка двухколесная повозка.
Запятки место для слуги позади экипажа, кареты.
Давайте прочитаем слова, которые сложны при чтении.
О чем говориться в произведении?
Кто герои произведения?
Кому посвящено это произведение?
Сколько чижей (детей) жили в квартире?
Анализируют слова.























В нем говориться о работе чижей.
Героями произведения являются чижи.

6-му ленинградскому детдому.
Работа над словарными словами.
Слушают произведение и ответить на вопросы.
Знакомство с произведением.
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Физминутка
Видеофизминутка.

Выполняют танцевальные движения.



II этап
Молодцы, присаживайтесь.
А теперь по цепочке будем выразительно читать. Каждый читает только одну строку, а все остальные внимательно следят.
Почему поэты сравнивают детей и чижей?
Найдите и прочитайте слова, которые помогают услышать чижей.
Выразительно читают стихотворение.





Тритии-тити, тирли-тирли, дили-дили, ти-ти-ти, тики-тики, тики-рики, тюли-люти, тю-тю-тю.
Чтение детьми стихотворения по очереди.
Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.
Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений.
Регулятивные- принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.
Коммуникативные- использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Творчесское задание.
Ребята, обратите внимание на стр 175 там.
Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д. Хармс писал стихи – загадки с незаконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. Сейчас мы проверим, оправдались ли надежды Даниила Хармса. Я буду читать стихотворение, а последнее слово в строчке будете говорить вы хором, если отгадаете, конечно.
Дети, а теперь вы будите читать стихотворение по очереди, но для начала прочитайте жужжащим чтением, теперь прочитаем выразительно.
Какое настроение передаётся в стихотворениях? Юмористическое.
Юмор это способность человека увидеть смешную сторону в каком-либо явлении или событии и представить её в шутливом виде.
Юмор это собрание шуток, остроумных высказываний и анекдотов в газете или журнале.
Доскажите строчку. Будьте внимательны - не ошибитесь! Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, толькодевочки. Коньком на льду чертили стрелочки, В хоккей играли только мальчики.



Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения.
Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.
Коммуникативные- поделться эмоциями с другими.

Рефлексия
Какое стихотворение вы изучали на уроке?
Кто его написал?
Кому посвятили свое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак?
В какие игры любил играть Хармс?
Сегодня на уроке работали на отлично
Ребята, дома вы еще раз прочитаете стр. 175
«Веселые чижи», «Очень-очень вкусный пирог»
Д. Хпрмс



В игры со словами.
Записывают в дневник
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.
Личностные- положительное отношение к уроку лит. Чтения.
Регулятивные- осуществлять действие по заданному правилу.
Коммуникативные- Принимать участие в обсуждении прочитанного.




15