Отчет по теме самообразования Проектная деятельность на уроках ИЗО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №43»
Проектная деятельность на уроках ИЗООписание педагогического опыта по теме: «Внедрение проектной деятельности в учебный процесс» 
Выполнил: учитель высшей категории
Магомедов Алиасхаб Хайрулаевич
Махачкала,2015
I. Введение. Рассматривая суть, цель, основные принципы и требования к использованию метода проектов на уроках изобразительного искусства, можно с уверенностью сказать, что он способствует изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, обеспечивает удовлетворение общественно и личностно значимых потребностей в реализации познавательной и творческой деятельности учащихся. В результате проектной деятельности, полнее обеспечиваются необходимые условия для развития личности.
Ориентация образования на внедрение новых способов работы на уроке направлена на развитие у учащихся способности к самостоятельному освоению знаний и овладению ими способами решения проблем в различных областях жизни. Использование в учебной деятельности метода проектов позволяет активно развивать у учеников основные виды мышления, творческие способности, стремление созидать. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает такой необходимый социальный навык, как коммуникативность, умение сотрудничать.
Использование метода проектов не только стимулирует интерес учащихся к теме определенного урока, но и углубляет связи между темами блока уроков.
Внедрение метода проектов обогащает детей знаниями, умениями и навыками, создает у них внутреннее состояние уверенности, самоутверждения. Приводя в систему приобретенные знания, умения и навыки, этот метод устанавливает внутреннее и межпредметные связи, совершенствует мировоззренческий подход к анализу явлений действительности. При этом ребенок учится самостоятельно разбираться в потоке научной и художественной информации.
Для работы над проектом необходимо:
Выбрать тему проекта;
Определить характера проекта;
Выделить проблему, сформировать обоснование проектной деятельности;
Наметить пути реализации проекта;
Спрогнозировать результат проекта.
Используя вышеописанные рекомендации, предлагаемый материал и творческую фантазию, можно создать такие проекты, которые будут востребованы как на уроках так и во внеурочное время.
Тема педагогического опыта: «Создание условий для формирования у учащихся 4-6 классов учебно-практической самостоятельности путём проектной деятельности в процессе преподавания изобразительного искусства». 2. Опыт основан на изучении разработок В.В.Давыдова и Д.Б. Эльконина, рекомендациях программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Для того, чтобы выпускник школы являлся всестороннее развитой личностью, необходимо создать определённые условия. С моей стороны – это развёрнутая аргументация своих мыслей и описание переживания, использование особых речевых средств для усиления воздействия на учащихся, выстраивание многоуровневых логических ходов пережитого. Со стороны учащихся – это возможность построения собственного действия, что способствует развитию его способностей в сфере мышления и речи. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как учитель я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет ученика среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного исследования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность учащихся в виде: «Учитель – ученик», «ученик – ученик», «ученик – учебник», «учебник – художественная деятельность» и т.д.. 3. Главная идея моего опыта – это создание условий для развития «Я» ребёнка относительно «Я» других людей. Раньше в качестве главных социально одобряемых характеристик были «ум и совесть», а теперь – это «социальная активность», «способность к достижению цели». Путь через чувства – это путь к осмыслению и переживанию, а главное – обращение к проблемам человеческой личности, обществу, миру окружающей природы, где родился и проживаешь. Результат опыта: компетентность, способность подростка не только уметь что–то делать и знать, но и может учиться делать, применяя знания. Школьники в группах сами ставят цели и ищут свои средства решения, то есть у учащихся подросткового возраста формируются исследовательские возможности, формируются способности самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. Особенности работы: использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированный технологии обучения, метод проектов, разноуровневое обучение) и компонентов: примеры из литературы и искусства своего края. В основу опыта положены следующие принципы: непрерывности и преемственности, интеграции, вариативности, дифференциации и индивидуализации. Научные положения: 1) Принцип континуальности опыта – связь опыта, приобретаемого в процессе образования, с опытом, необходимым для будущей жизни. 2) Принцип связи формируемого опыта с особенностями среды, в которой проживает ребёнок. 3) Принцип взаимодействия внешнего и внутреннего факторов опыта. 4) Принцип возрастной адекватности: обеспечить (с одной стороны) преемственность ситуаций и выстроить (с другой стороны) их последовательность с учётом возможностей самого ребёнка. II. Технологический (основная часть) аспект. 1. Актуальность педагогического опыта: инновационный подход к методике преподавания предмета «Изобразительное искусство и художественный труд», а именно, к процессу осмысления и переживания ведущей темы урока, четверти, года через элементы самостоятельной работы учащихся. Информация - главный результат и одновременно условие развития ребёнка. Проектная деятельность - это приобретение новых знаний, умений на основе работы учащегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы учащихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамика проектно – исследовательских умений. Цель предмета: воспитание Человека, Личности, живущего в единой связи с обществом и миром окружающей природы. Задачи: вооружение учащихся знаниями идеалов и шедевров мирового искусства, формирование навыка овладения элементарными основами реалистического рисунка, развитие изобразительных и декоративно-прикладных навыков, художественного вкуса. Такой подход соответствует социальному заказу. 2. При отборе и организации учебного содержания учитываются: 1) частью обучения являются задания по организации результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания; 2) уместна разработка тем проектных работ, при выполнении которых школьники применяют изученный на уроках предметный материал; 3) основная часть уроков, занятий кружка «ИЗО» проходит в различных организационных формах: аппликация, конструирование, лепка из глины и солёного теста, урок – путешествие, компьютерный урок. Преобладающие виды деятельности: учебная, проектная, творчески – игровая, трудовая, художественно-эстетическая. Формы и приёмы организации деятельности: различные посильные подростковому возрасту упражнения, использование загадок и поэзии, видеофильмов, музыкальных произведений, беседы о предметах декоративно-прикладного творчества родного края, выставочный материал детских поделок и рисунков, включение в урок элементов конструирования, оригами, творческих заданий, лепки. Проектная и исследовательская деятельность по учебному предмету «изобразительное искусство». 
Участники: учащиеся 4 класса
Тема: «Искусство твоего народа».
Проект по теме «Русская деревня. Народный праздник».
Продолжительнось: 4 урока.
Цель: формирование навыков самостоятельной работы с информацией,
формирование навыков работы в команде;
Создание коллективной многофигурной композиции «Сельские гулянья».
Продукт: сообщение с показом презентаций, коллективная работа.
Ход проекта.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания.
2 урок: отчеты групп по собранной информации.
3 урок: практическая работа групп по индивидуальным заданиям.
4 урок: выполнение коллективной работы.
Обсуждение собранной информации.
Сообщение, представление работы, самооценка.
Тема: «Искусство разных народов».
Проект по теме «Каждый народ – художник».
Продолжительность: 4 урока.
Цель: исследование культур разных народов и представление творческих работ.
Создание творческих работ по темам «Культура и искусство Древней Греции»,
«Культура и искусство средневековой Западной Европы», «Культура и искусство
Японии».
Продукт: сообщение с представлением творческих работ.
Ход проекта.
1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор
информации по группам:
2 урок: отчеты групп по собранной информации.
Ход проекта ( по урокам):
Обсуждение проблемы.
Обсуждение собранной информации. Определение направления деятельности.
Сообщение с представлением творческих работ.
Самооценка.
Участники: учащиеся 5 класса. Тема: «Древние корни народного искусства».  Тема 2-х уроков: «Внутренний мир русской избы». Проект по теме: «Интерьер крестьянского дома». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о назначении женской и мужской половин в доме; создание интерьера избы с «красным» углом. Продукт: сообщение с показом презентаций.1 урок: определение состава проектных групп, распределение задания – сбор Информации в группах. 2 урок: отчёты групп по собранной информации. Ход проекта (по урокам): 1) Обсуждение проблемы. Определение направлений деятельности. 2) Обсуждение собранной информации. Написание отчёта. 3) Сообщение. Самооценка. 2. Тема 2-х уроков: «Народный праздничный костюм». Проект по теме: «Народная одежда – образ мира». Продолжительность: 1 неделя. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации об истории русского костюма; разработка эскиза русского костюма. Источник знаний: видеофильмы, книги, информация родителей, людей пожилого возраста (дедушек, бабушек, родственников, соседей). Продукт: эскиз женской и мужской одежды для людей молодого и пожилого возраста. Вопросы: 1) Что надевали на Руси? 2) Где в старину брали одежду? 3) Что обозначают рисунки на одежде? 1 урок: просмотр книг-сказок (сказка «Снегурочка»); исследовательская работа в кругу семьи, родственников; посещение библиотеки. 2 урок: разработка и оформление эскизов русского костюма, представляющих собой одежду незамужних (неженатых), а также замужних (женатых) людей. Тема: «Декор – человек, общество, время». 1. Тема 2-х уроков: «Декор положения человека в обществе. Греческая вазопись». Проект по теме: «Мифы Древней Греции». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся по сбору информации о мифологических сюжетах Древней Греции; создание аппликации на тему «Древнегреческий сосуд». Продукт: создание аппликаций на мифологический сюжет в чернофигурном стиле (фигуры Богов и сосудов вырезаются по шаблону). 2. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Взгляд на символику». Продолжительность: по 15 минут (на 2-х уроках). Цель: развитие навыка учащихся в написании эссе; выработка гражданской позиции учащихся. Продукт: сочинение - эссе «Взгляд на символику». Роли: учитель, учащиеся; «социологи». Функция «социологов»: собрать и распределить все работы класса по схожести ответов, предоставить информацию для обсуждения на следующем уроке. 3. Тема: «О чём рассказывают гербы и эмблемы». Проект на тему: «Герб моей семьи». Продолжительность: 1 урок. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта герба своей семьи; создание герба. Продукт: эскиз герба, выполненный в различной технике (квиллинг, поп- ап, гравюра). 
Тема: «Декоративное искусство в современном мире».  Тема проекта: «Современное выставочное искусство». Проектная работа на уроке: сообщения групп по 5 темам. Продолжительность: 25 минут. Цель: развитие навыка учащихся в сборе информации на тему «Виды декоративного искусства»; развитие навыка учащихся по написанию реферата на соответствующую тему. Продукт: сообщение. Темы сообщений. 1) Керамические изделия. 2) Изделия из стекла. 3) Изделия из металла. 4) Изделия из гобелена. 5) Батик. 2. Тема: «Современное декоративное искусство». Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Русская церковь»; создание макета русской церкви. Продолжительность: 2 урока. Продукт: макет церкви посёлка. 3. Тема: «Создание коллективной декоративной работы из мозаики». Продукт: проект улицы Победы. Цель: развитие навыка учащихся в реализации проекта на тему «Улица Победы»; создание макета улицы «Победа» с использованием техники бумагопластика. Продолжительность: 2 урока. Продукт: макет улицы «Победа».   III. Педагогическая технология: Моделирование, коммуникативный диалог, исследовательская деятельность. Их соединение – перспективно, так как идёт поиск детьми путей решения задания, что приводит к размышлению, анализу. Игра и исследование!  Условия реализации опыта. Предмет: ИЗО. Материальная база: репродукции картин, книги, интернет-ресурс, медиатека.  Результативность опыта. Процент учащихся, получивших оценки «4» и «5» (от общего числа обучающихся) по предмету «Изобразительное искусство» (4-5классы): 2013 – 2014 гг.: 93%; 2014 – 2015 – 95%). Учащиеся стали внимательнее и ответственнее относиться к усвоению нового материала, выполнению заданий, научились адекватно и критически оценивать свои творческие работы. Дети стали принимать активное участие в предметных неделях (выставках) и различных конкурсах. IV. Внедренческий (заключение) аспект. 1. Степень новизны опыта: усовершенствование. 2. Распространение опыта: учителя начальных классов (преподаватели ИЗО), районное методическое объединение учителей изобразительного искусства муниципального района.