Статья Проектная деятельность Как реализация деятельностного подхода в обучении младших школьников. Из опыта внедрения ФГОС


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. ИЗ ОПЫТА ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения работать с информацией, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми.
Достижение таких образовательных результатов возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу ФГОС. Деятельностный подход в обучении способствует развитию способностей и креативности каждого ученика.
Вследствие использования деятельностного подхода у младших школьников формируются все виды универсальных учебных действий.
В рамках системно-деятельностного подхода наибольшую актуальность приобретает исследовательская и проектная деятельность ребенка под руководством взрослого.
Особое внимание в этой деятельности я уделяю завершающему этапу – презентация (защита) проекта.
В ходе защиты проекта ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения.
Проектная деятельность в начальных классах школы № 36
О первых результатах своей работы мы рассказывали на семинаре учителей начальной школы в 2007 г. Работа по проектной деятельности велась уже тогда, но она не входила в учебно-методический комплекс составной частью. Поэтому в 2010-2011 учебном году мы решили начать работу по программе «Планета знаний».
В каждом учебнике данного УМК предлагается проектная деятельность. В учебниках на специальных разворотах (фото-пример) представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов, при этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.
Учебники предлагают детям для выбора различные проекты: создание игр на учебном материале, социально значимых проектов (спектакль для детей детского сада, поздравление ветеранам, праздник для родителей и др.), частично исследовательские проекты (найди исторический корень и др.). Тематика проектных заданий связана с материалами разных учебных предметов, жизненными ситуациями. Сложность предлагаемых проектов возрастает от класса к классу и в плане содержательном, и в плане организационном.
В течение 1-го класса мы с детьми подготовили проекты по темам: «Знаки в школе», «Рисуночные письма», «Школа будущего», «Одежда». «Мое любимое число», «Эти удивительные растения». Первые проекты являлись индивидуальными, краткосрочными: их дети выполняли в течение одного урока: каждый разрабатывал свой «знак», правило поведения в школе и «защищал» его.
В реализации проекта «Школа будущего», изготовляя макеты и планы школ, (фото-пример) дети проявили не только творческие, но и поисковые способности. Проект «Одежда» побудил детей обратиться к различным источникам информации. К примеру, для изготовления головного убора индейца Алеше Ш. необходимо было изучить историю и разновидности этих головных уборов. Автору проекта «Русский народный сарафан» Анжелике М. необходимо было изучить особенности украшения сарафанов, поэтому пришлось обратиться не только к бабушке, но и к соответствующим книгам. Для того, чтобы изготовить тренировочный костюм хоккеиста, Андрей Ч. вместе с мамой сходили на стадион «Сибирь» посмотреть матч нашей хоккейной команды. Все это является прекрасным доказательством того, что проектная деятельность обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В то же время проектная деятельность способствует формированию умения самостоятельно планировать свою деятельность (регулятивные универсальные учебные действия), формирует умение самостоятельно приобретать новые знания для решения новых познавательных и творческих задач.
Интересным оказалось то, что дети постепенно приходят к необходимости коллективных проектов. Ярким примером этому стала работа над проектом «Мое любимое число». Попробовав самостоятельно изготовить некий продукт (в данном случае это были книжки-малышки), дети пришли к выводу, что одному трудно с этим справиться – и начали объединяться в микро-группы: один подбирает стихи, другой – загадки, третий – рисует иллюстрации. Такие «маленькие» открытия, на мой взгляд, являются одним из самых ценных результатов проектной деятельности. Таким образом, проектная деятельность ориентирует учащихся не столько на индивидуальную, но и коллективную, групповую деятельность.
Для защиты проектов мы проводим «круглые столы», мини-конференции, открытые мероприятия. Очень важно, чтобы презентация проекта была публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. После завершения выступления авторы проектов отвечают на вопросы других участников и гостей.
Проекты, выполненные учащимися во втором классе, приобретают более целенаправленный исследовательский характер по теме, близкой ребенку. В течение 2011-2012 учебного года второклассники подготовили и защитили проектные работы по темам: «Эта простая удивительная ромашка», «Устное народное творчество», «За что я люблю/не люблю зиму». Живой интерес вызывают у детей проблемы, связанные с миром животных и растений. Наиболее ценным результатом этой работы считаю не только развивающийся у детей навык поиска и представления необходимой, интересной для сверстников информации, но и постепенно формирующееся умение вступать в диалог по выбранной проблеме, задавать вопросы и грамотно отвечать на них (коммуникативные универсальные действия).
Реализация системно-деятельностного подхода позволяет в ходе урока создавать ситуации необходимости поиска определенной информации с последующим ее обсуждением (общеучебные универсальные учебные действия). К примеру, на уроках русского языка возникают вопросы, являются ли данные слова – однокоренными (мести и метель, рябина и рябь и т.п.). Чтобы решить эту проблему, необходимо обратиться не только к словообразовательному, но и к этимологическому словарю – поскольку однозначного решения данной задачи быть не может. Результатом данного исследования становится миникнижка–сборник слов, имеющих общие исторические корни.
Таким образом, проектная деятельность способствует реализации системно-деятельностного подхода, поскольку имеет следующие достоинства:
- учащиеся видят перед собой конечный результат – вещь, которую они сделали своими руками, вложили в неё душу;
- ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества;
- профессиональное самоопределение. Именно при выполнении проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания?
- при выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся;
- развивается социальный аспект личности за счёт включения в различные виды деятельности.
Н.Г.Леонова